Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Оптимизация предметно-пространственной среды в младшей группе по ФГОС ДО

Проект «Оптимизация предметно-пространственной среды для детей младшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО»
Вид проекта: практико-ориентированный, долгосрочный.
Актуальность.
«Развивающая среда способствует установлению, утверждению у дошкольников чувства уверенности в себе, дает ему возможность испытывать и использовать свои способности, стимулирует проявление им самостоятельности, инициативности, творчества». (М. Н. Полякова)
Особо актуально на сегодняшний день стоит вопрос организации ППС ДОО. Это связано с введением Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
В соответствии с ФГОС программа должна строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей и в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Решение программных образовательных задач предусматривается не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности детей, а также при проведении режимных моментов.
Всем известно, что основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности детей является игра. Именно поэтому педагоги-практики испытывают повышенный интерес к обновлению предметно-развивающей среды ДОУ.
Принципы построения предметно-пространственной среды рекомендованные ФГОС:
- принцип дистанции позиции при взаимодействии;
- принцип активности самостоятельности, творчества;
- принцип стабильности – динамичности развивающей среды;
- принцип комплексирования и гибкого зонирования;
-принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды;
- принцип открытости и закрытости (природе, культуре, Я - образ) ;
- гендерный принцип реализует возможность для девочек и мальчиков проявлять свои склонности в соответствии с общественными нормами;
- принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребёнка и взрослого.
Создавая предметно-развивающую среду необходимо помнить:
1. Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.
2. Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.
3. Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей.
4. Элементы декора должны быть легко сменяемыми.
5. В каждой группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной деятельности.
6. Организуя предметную среду в групповом помещении необходимо учитывать закономерности психического развития, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития.
7. При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности.
8. Предметно-развивающая среда группы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы.
Вывод:
Правильно организованная развивающая среда позволяет каждому малышу найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и со сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это и лежит в основе развивающего обучения.
При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности в развитии, это в свою очередь обеспечит эмоциональное благополучие каждого ребёнка, развитие его положительного самоощущения, компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе, включение в различные формы сотрудничества, что и является основными целями дошкольного обучения и воспитания.
Создавая предметно-развивающую среду каждый педагог должен учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.
Психология дошкольника такова, что всё должно быть освоено и закреплено им в практической деятельности, а педагог внимательно наблюдает, делает выводы и организовывает для детей развивающее пространство.
Цель проекта:
- создание модели предметно-развивающей среды, обеспечивающей условия для реализации индивидуальных потребностей и возможностей воспитанников младшего дошкольного возраста.
Задачи проекта:
1) изучение и внедрение в практику инновационных подходов к организации предметно-развивающей среды, обеспечивающей развитие интегративных качеств личности;
2) разработка рекомендаций для педагогов по модернизации предметно-развивающей среды с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, их потребностей в субъектном развитии;
3) создание условий для развития индивидуальности каждого воспитанника с учетом его особенностей, формирование ведущих интегративных качеств: любознательный, эмоционально отзывчивый, владеющий коммуникативными навыками;
4) освоение педагогами инновационных технологий, способствующих саморазвитию дошкольников.
Программа оптимизации предметно-пространственной среды в группе «Теремок»
Название центра и совершенствование ППС
Экологический центр Создание единого экологического центра: приобретение соответствующей мебели.
Оформление центра съёмными элементами декора.
Пополнение центра:
- разнообразными природными коллекциями;
- картотеками «Деревья» и «Цветы», «Экологические игры» (словесные и подвижные), «Опыты с живой и неживой природой»
- настольно-печатными д/и.
Центр сюжетно-ролевой игры Оформление центра съёмными элементами декора.
Приобретение мобильных модулей «Доктор», «Парикмахер», «Продавец».
Пополнение атрибутов к СРИ «Больница», «Магазин», «Семья» (коляски, куклы разных размеров, пола, профессии), «Парикмахерская», «Автобус», «Путешествие на корабле»
Пополнение уголка ряжения.
Музыкально-театральный центр Пополнение картотеки «Любимые детские песни»
Изготовление (приобретение) настольно-печатных д/и.
Изготовление (приобретение) ширмы для театрализованной деятельности.
Совместный детско-родительский проект «Делаем театр вместе» (пополнение и изготовление разных видов театра)
Центр науки и эксперименти-рования Пополнение материалов для совместной и самостоятельной экспериментальной деятельности.
Изготовление картотек «Опыты»
Центр двигательной деятельности Изготовление, пополнение и обновление нестандартного физкультурно-оздоровительного оборудования.
Оформление центра съёмными элементами декора.
Художественно-речевой центр Пополнение новой художественной литературой, энциклопедиями.
Пополнение рукописными книгами, иллюстрациями.
Обновление и пополнение картотек предметных и сюжетных картинок, считалок, потешек, чистоговорок.
Изготовление (приобретение) настольно-печатных д/и.
Центр искусства Пополнение предметами и альбомами народно-прикладного искусства.
Изготовление, пополнение и обновление материалов для самостоятельной изобразительной деятельности (разные виды красок, блёстки, восковые мелки, фломастеры, штампы, трафареты и т.д.)
Познаватель-ный центр Изготовление, пополнение и обновление картотек, настольно-печатных д/и по различной тематике: профессии, математика, краеведение, здоровье, безопасность, предметный мир и т.д.
Предполагаемые результаты:
1) Актуализация имеющегося личного опыта ребенка;
2) Развитие у ребенка созидательной позиции, проявляющейся в творческой, исследовательской, продуктивной деятельности;
3) Развитие у ребенка субъектной позиции во всех видах детской деятельности (проявляется через активность, самостоятельность, инициативность, творчество в деятельности и общении)
4) Ребенок испытывает удовольствие от процесса познания, воспринимая его как процесс осуществления открытий, личностных достижений, приносящих позитивные эмоции;
5) Ребенок увлечен процессом деятельности и общения,
6) Ребенок осваивает широкий спектр ролей
2. Освоение педагогами инновационных технологий в организации и содержании ППС.
3. Сформированность активной позиции родителей по созданию ППС для младших дошкольников.

Рекомендуем посмотреть:

Консультация для педагогов. Эстетизация предметно-развивающей среды детского сада Предметно - развивающая среда в группе ДОУ Предметно-развивающая и предметно-игровая среда для 2 младшей группы своими руками Организация предметно-пространственной развивающей среды в ДОУ по ФГОС
Викторина по сказам Бажова с ответами для детей подготовительной группы
Опубликовано: 2237 дней назад (9 марта 2018)
Просмотров: 3313
Рубрика: Без рубрики
+3
Голосов: 3
Валентина Петровна Радушкевич # 9 марта 2018 в 16:35 +1
Ознакомилась с Вашим проектом! Не совсем понятно с кем будет реализовываться проект (участники)? Какие формы работы предполагаете? Не определены этапы проекта, содержание по реализации проекта. Спасибо за материал! Голосую за проектную деятельность!
Ольга Анатольевна Моржова # 8 апреля 2018 в 21:46 +1
Здравствуйте! Все правильно описываете, но хочется какие-то практические шаги увидеть, данная тематика предполагает фотографии, как вы добилились всего, что пишите, хотелось бы ознакомиться!