Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей дошкольного возраста
В условиях гуманизации системы образования, широкой вариативности действующих программ воспитания и обучения детей в дошкольных учреждениях и начальных классах школы, всё более актуальной становится проблема обеспечения им преемственности дошкольного и младшего школьного звеньев образовательной системы. Она наиболее остро проявляется на практике и недостаточной готовности детей к систематическому, целенаправленному обучению в школе, слишком длительной адаптации некоторых первоклассников к новым для них условиям учебного труда.
Как правильно подготовить ребёнка к школьному обучению? Этот вопрос волнует многих родителей будущих первоклассников и педагогов. Часто взрослые считают, что самое главное – научить ребёнка читать, считать до поступления в школу. Но это ещё не гарантирует успешного обучения. Часто бывает так, что читающий, считающий ребёнок, начиная учиться, постепенно снижает успехи. Он не может сосредоточиться на уроке, небрежно выполняет задания, невнимательно слушает учителя, испытывает затруднения при выполнении заданий на логическое мышление. Всё говорит о том, что у ребёнка недостаточно развиты такие психические процессы, как произвольное внимание, мышление, зрительное и слуховое восприятие, память.
Одним из немаловажных аспектов развития дошкольника в период подготовки его к школе, является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Проблема повышения эффективности комплексной медико-психолого-педагогической работы по развитию мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей не теряет своей актуальности. Замечательный педагог В.А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев, от них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли.
Известный исследователь детской речи М.М. Кольцова пишет: «Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества оказались тесно связанными с речевой функцией». Первой формой общения первобытных людей были жесты, особенно велика здесь была роль руки. Именно руки дали возможность развивать путём жестов тот первичный язык, с помощью которого проходило общение первобытных людей. Развитие функции руки и речи шло параллельно. Примерно таков же ход развития речи ребёнка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов. Все последующие совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев рук.
Таким образом, «есть основания рассматривать кисть руки, как орган речи – такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки, есть ещё одна речевая зона мозга».
У большинства детей пальцы малоподвижны, движения их отличаются неточностью или несогласованностью. Многие дети держат ложку в кулаке, с трудом правильно берут кисточку, карандаш, ножницы, иногда не могут расстегнуть и застегнуть пуговицы, зашнуровать ботинки. Именно к 6 – 7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти.
Уровень развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики и координации движений пальцев рук умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.
Начинать работу по развитию мелкой моторики рук нужно с самого раннего возраста. Возможность познания окружающих предметов у детей в большей степени связана с развитием действий рук. Со стороны может показаться, что ребёнку протянуть руку к предмету, достать и взять его настолько просто, что это не заслуживает особого внимания.
Но какими простыми не казались бы эти действия для нас, взрослых, нужно отметить: у ребёнка первых месяцев жизни они ещё отсутствуют, младенец ещё не может выполнять координированные, целенаправленные действия. Ведь в первые месяцы жизни все движения ребёнка, в том числе и движения рук, носят безусловно-рефлекторный характер, то есть возникают без целенаправленного волевого усилия - они непреднамеренны, негармоничны, неловки.
Поэтому в процесс воспитания включается моторная активность. Первые действия, которыми ребёнок овладеет, становятся контролируемые в результате целенаправленных упражнений. Моторное развитие зависит от индивидуального темпа развития ребёнка.
На каждом возрастном этапе для формирования точности движений важно создавать подготовительную среду, учитывая моторные потребности ребёнка. Пособия, материал и оборудование по величине и удобству должны быть подобраны соответственно возрасту, росту и силе ребёнка. В этой среде ребёнку надо предложить всевозможные виды упражнений, чтобы тем самым способствовать развитию и совершенствованию движений рук.
Учитывая важность проблемы по развитию мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей дошкольного возраста, провожу с детьми углубленную и систематическую работу в этом направлении, начав задолго до поступления детей в школу.
Поставленные цели и задачи, выбранные формы, методы и приёмы обучения помогают мне подобрать материал, на основе которого мною постепенно формируется игротека:
Пальчиковый игротренинг:
1. Игры с пальчиками;
2. Пальчиковые игры с палочками и цветными спичками;
3. Пальчиковые игры со скороговорками;
4. Пальчиковые игры со стихами;
5. Физкультминутки;
6. Логоритмические упражнения;
7. Самомассаж пальцев и рук;
8. Пальчиковая гимнастика;
9. Пальчиковый алфавит;
10. Пальчиковый театр;
11. Театр теней.
Разнообразные виды продуктивной деятельности для развития мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей дошкольного возраста:
1. Рисование красками различными способами (традиционными и нетрадиционными): кистью, пальцем, свечёй, зубной щёткой...;
2. Лепка с использованием природного материала: семян яблок, дыни, арбуза, кабачков, гороха, камешков, ракушек ...;
3. Аппликация (мозаичная, обрыванием, из палочек);
4. Конструирование из бумаги – оригами.
5. Шитьё;
6. Вышивание;
7. Макраме;
8. Плетение;
9. Нанизывание бус из бумаги, семян, рябины, бисера…
Развитие графической моторики:
1. Рисование по трафаретам;
2. Рисование по фигурным линейкам;
3. Штриховка;
4. Работа в тетрадях, выполнение графических упражнений;
5. Работа в занимательных прописях для дошкольников.
На фото представлены некоторые мероприятия для решения данной проблемы
Разные виды деятельности при целенаправленном их применении определяют успешную работу по развитию мелкой моторики и координации движений пальцев рук детей дошкольного возраста. Определив основное направление в работе по данной проблеме постоянно ищу новые пути создания такой пространственно-предметной среды, такой системы развивающих отношений, которые бы расширили мир детей, стимулировали их разнообразную творческую деятельность и в свою очередь способствовали развитию мелкой моторики и координации движений пальцев рук детей.
Рекомендуем посмотреть:
Игры с бумагой для детей дошкольников
Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста
Сенсомоторное развитие дошкольников
Развитие мелкой моторики с предметами домашнего обихода
Похожие статьи:
Конспект совместной деятельности в старшей логопедической группе по развитию мелкой моторики рук
Игры с пальчиками для старших дошкольников