Творческий конкурс для педагогов «Яркая Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры

Из опыта работы воспитателя детского сада. Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре
Известно, что дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления детей о человеке, обществе и культуре.

В нашем ДОУ дети знакомятся с окружающим миром и осуществляется через традиции своей социокультурной среды – местные историко-культурные, национальные, географические, климатические особенности нашего региона. При этом очень важно привить детям чувство любви к природным и культурным ценностям родного края, именно на этой основе воспитывается патриотизм, чувство привязанности к своей малой и большой Родине. Воспитание здорового гражданина своей Родины, любящего и знающего свою Родину представляется нам сегодня особенно актуальной проблемой.

Я проанализировала, что читают детям дома родители, какие достопримечательные места посещают с детьми, как знакомят с родным краем. В группе ведётся интенсивная работа, которая позволяет каждому ребёнку усвоить позитивные нравственные ценности и социальные нормы. На протяжении многих лет я веду углубленную работу по приобщению детей к истокам Родины, реализуя программу «Приобщение детей к русской народной культуре» О.Л. Князевой. С целью многопланового развития личности ребёнка, воспитания в духе национального самосознания с 2000г. был заключен договор с Государственным военно-историческим и природным музеем-заповедником «Куликово поле».

В работе использовались следующие формы организации работы с детьми: коллективная (занятия, экскурсии, целевые прогулки, массовые мероприятия); групповая (выполнение ряда практических работ); индивидуальная (творческие работы, задания). На базе музея проходили интересные занятия с разнообразной тематикой: «Русская изба», «Про матрёшку, погремушки и другие игрушки», «Учился человек писать», «Старинная посуда», «Рождественская ёлка», «Спас», «Кузьминки», «Широкая Масленица», «Что нам куклы рассказали», «Сказки из волшебного сундучка» и другие. Многие занятия имели практическую направленность: дети лепили из глины игрушки, рисуют на бересте, изготавливали соломенные куклы.

Помимо тематических занятий в программу работы с детьми включались экскурсии по городу. Следует отметить, что сотрудники музея оказывали мне методическую и консультативную помощь в реализации поставленных задач. Проводимая работа оказывала действенную помощь в формировании знаний и представлений об образе жизни, быте Тульского края, развитии интереса к культуре и традициям у воспитанников.

В группе организован мини-музей «Русская изба», оформлен уголок по ознакомлению детей с Тульским краем, изготовлены настольные и дидактические игры по данной проблеме. Постоянно проводятся вечера развлечений «Тула самоварная», «Русские посиделки», «Потеснись завалинка» и праздники «Тула – родина моя», «Люби и знай свой край», «Край родной». При подготовке к праздникам соблюдаются принципы, характерные для русского досуга, такие как единение людей, раскрытие их творческих сил.

В конце каждого учебного года проводятся различные викторины по данной тематике, на которых присутствуют дети, воспитатели и сотрудники музея. В процессе таких викторин, выявляется, что дети легко усваиваю историческую информацию, с большим интересом и желанием участвуют в играх, викторинах. Проводимая работа по взаимодействию с музеем дала высокие результаты формирования у детей знаний, представлений о русской национальной культуре. В связи с тем, что с недавних пор выезд детей в музей запрещен, данная работа проводится с использованием интернет-ресурсов. Вместе с детьми мы продолжаем экскурсии, но уже через онлайн просмотры.

Данная работа осуществляется в тесном взаимодействии с родителями. Из бесед, анкетировании удалось выявить, что у родителей наблюдается интерес к истории своей родины, однако недостаточно знаний о Тульском крае, как знакомит детей с русской культурой. Наиболее результативными формами работы в данном направлении – открытые просмотры мероприятий. Для родителей показываются НОД, развлечения по данной теме.

До настоящего времени все также мы осуществляем традиционные встречи за круглым столом с сотрудниками музея, где предлагается ознакомиться с переносными экспонатами музея. Ранее родители помогали организовывать выезд детей в музей и присутствуют на занятиях в детском саду. Совместная деятельность помогает решать вопросы приобщения детей и родителей к культурному наследию и семейным традициям.

Таким образом, следует отметить, что проводимая работа оказывает действенную помощь в формировании знаний и представлений об образе жизни, быте Тульского края, развитие интереса к культуре и традициям у воспитанников. Только совместные воздействия таких факторов, как семья, ближайшее окружение, детский сад, объединённых в одну систему, позволяет воспитать у ребёнка чувства гражданственности, патриотизма.

Рекомендуем посмотреть:

Арт-терапия в работе с детьми Исследовательская деятельность детей в ДОУ Через художественную литературу — к здоровью детей Профессиональная компетентность педагога как фактор повышения качества дошкольного образования
Развитие мелкой моторики и координации движений рук в дошкольном возрасте
Опубликовано: 747 дней назад (30 апреля 2020)
Просмотров: 232
Рубрика: Без рубрики
+2
Голосов: 2

Нет комментариев. Ваш будет первым!