Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Через художественную литературу — к здоровью детей

Статья - рассуждение: «Через художественную литературу — к здоровью детей».
Автор: Юшковец Валентина Владимировна
Содержание: данная статья поможет родителям и педагогам привить дошкольникам интерес к здоровому образу жизни через художественное слово.
Состояние здоровья дошкольников резко ухудшилось за последние годы. Эта проблема имеет особую актуальность и нуждается в новых подходах.
В дошкольном возрасте маленький читатель делает первые шаги в мир большой литературы и поэтому, книга должна как можно раньше войти в мир ребёнка, обогащая его интересными, необычными открытиями, оказывая влияние не только на развитие и обогащение речи, но и способствуя привитию детям культурно - гигиенических навыков, положительного отношения к здоровому образу жизни.
К этому процессу необходимо привлекать родителей, поскольку они являются главными воспитателями ребёнка и очень важно чтобы они были не наблюдателями, а активными участниками педагогического процесса. Работу и общение с родителями надо воспринимать как процесс сотрудничества, формировать единые направления воспитания в семье и дошкольном учреждении. В дальнейшем, участие в решении этой проблемы должны принять школа, другие образовательные учреждения, все окружающие ребёнка люди.
Народ — это величайший педагог и создатель таких произведений художественного слова, которые помогают ребёнку в его развитии, воспитывают в
них заботливое отношение к своему здоровью.
Родителям и педагогам знакома потешка: «Водичка, водичка..», под её ласковое и напевное звучание малыш даст себя умыть, привести в порядок, познакомиться со
свойствами воды, её назначении и впервые услышит слова об очень важном — о собственном здоровье, о личной гигиене.
Не всегда приятны ребёнку моменты ухода за ним, а под звучание песенок они превращаются в эмоциональный контакт, в те формы речевого общения, которые так необходимы для развития ребёнка.
Тему заботы о малыше, о его здоровье затрагивают многие поэты и писатели. Например, Э.Машковская писала в стихотворениях«Зоопарк»:
«Умывается тигрица,
и тигрята моют лица.
Моет уши папа,
а мочалка — лапа».
В стихотворении В.В.Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо?»
раскрывается тема серьёзного разговора отца и сына в ласковой, шутливой форме,
где в сравнении противопоставляется плохое — хорошему. Известно, что сложная и скучна для ребёнка нравоучительная тема уважения к своему здоровью лучше всего воспринимается с юмором.
С.Михалков говорил: «Витамин смеха необходим детям, и мы должны выдавать его... щедро, как того требует молодой растущий организм». Многие дети да и взрослые бояться делать прививки, а С.Михалков в стихотворении Прививка» пишет об этом весело и с юмором:
На прививку! Первый класс!
Вы слыхали? Это нас!..
Я прививки не боюсь:
Если надо — уколюсь!
Ну, подумаешь, укол!
Укололи и — пошёл...
К.И Чуковский писал: «Вся моя задача была в том, чтобы, максимально приспособившись к психологии малых ребят, не только внушить им «взрослые» идеи о гигиене, но и по возможности поднять их литературный и умственный уровень». Теме бережного отношения взрослого и ребёнка к своему здоровью поэт посвятил сказки в стихах «Мойдодыр» и «Айболит».
Читая сказку «Мойдодыр» и дети, и взрослые учатся быть аккуратными, чистоплотными, умываться и чистить зубы «по утрам и вечерам». В интересной стихотворной форме автор доносит до детей то, что соблюдать культурно-гигиенические навыки — хорошо, а «нечистым трубочистам» - «стыд и срам».
Как призыв звучат слова:
«Давайте же мыться, плескаться,
Купаться, нырять, кувыркаться
В ушате, в корыте, в лохани,
В реке, в ручейке, в океане, -
И в ванне, и в бане,
Всегда и везде -
Вечная слава воде!»
Стихотворная форма сказки легко запоминается и воспринимается детьми любого возраста. Необычный герой сказки — умывальник Мойдодыр, помогает мальчику одержать победу над своими плохими привычками.
В заключении хочется отметить, что необходимо вести работу по повышению уровня родительской компетентности в области воспитания у детей интереса к здоровому образу жизни через художественную литературу.

Рекомендуем посмотреть:

Воспитание у детей подготовительной группы интереса к школе Арт-терапия в работе с детьми Исследовательская деятельность детей в ДОУ Профессиональная компетентность педагога как фактор повышения качества дошкольного образования

Похожие статьи:

Организация воспитательного и образовательного процесса в разновозрастной группе ДОУ

Изготовление книжек-малышек в ДОУ

Развитие интереса к народному творчеству через ознакомление с русскими народными сказками у детей младшего дошкольного возраста

Реализация принципа интеграции в образовательном процессе, на примере преподавания изобразительного искусства в ДОУ

Сценарий праздника в подготовительной группе к Дню семьи | План-конспект НОД с дошкольниками подготовительной группы
Опубликовано: 3772 дня назад (25 июля 2014)
Просмотров: 13189
+7
Голосов: 7
Светлана Николаевна Ефименко # 26 июля 2014 в 12:08 +3
Здравствуйте, Валентина Владимировна. Спасибо за приглашение на знакомство с Вашей новой статьёй - рассуждением «Через художественную литературу — к здоровью детей». Мне нравиться ход Ваших мыслей, я солидарна с Вами в вопросах того, как важно и правильно прививать дошкольникам интерес к здоровому образу жизни через художественное слово.
Уместно вспомнить слова Василия Александровича Сухомлинского: "Я не боюсь еще и еще раз сказать забота о здоровье – важнейшая работа воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие."

Быть здоровым – естественное желание каждого человека. Основы физического и психического здоровья закладываются в детском возрасте. Надо учить ребёнка любви к себе, к людям, к жизни. Только человек, живущий в гармонии с собой и с миром, будет действительно здоров.
И использование художественной литературы, послужит могучим, действенным средством для формирования здорового образа жизни у подрастающего поколения.
Валентина Владимировна, позвольте посоветовать Вам, при оформлении использовать разнообразные шрифты, как Вы делали в своих прежних работах.
Примите мой голос. Я с удовольствием буду ждать Ваших новых рассуждений.
Валентина Владимировна Юшковец # 26 июля 2014 в 21:16 +2
Светлана Николаевна, спасибо Вам за голос и содержательный комментарий. А отдельное спасибо за добрый совет по оформлению материала, обязательно приму Ваш совет к сведению!
Тамара Александровна Золоторева # 26 июля 2014 в 17:09 +1
Интересная ,а самое главное, познавательная статья .+1
Валентина Владимировна Юшковец # 26 июля 2014 в 21:20 +2
Тамара Александровна, спасибо что нашли время познакомиться с моей статьёй и выразить своё мнение.
Ольга Михайловна Гневанова # 27 июля 2014 в 15:12 +2
Добрый день Валентина Владимировна, спасибо за приглашение. Статья интересная, познавательная, а главная через художественную литературу к здоровью детей. Благодарю.
Валентина Владимировна Юшковец # 27 июля 2014 в 19:24 +1
Ольга Михайловна, большое Вам спасибо за комментарий.
Татьяна Николаевна Хусаинова # 27 июля 2014 в 19:18 +2
Валентина Владимировна спасибо за приглашение. Представленный Вами материал очень познавательный, интересный. Тема затронута очень актуальная, ведь дети берут пример со своих родителей, а если они постоянно сидят в компьютерах и телефонах, о каком здоровье можно говорить. Так и дети мало двигаются, питаются не по режиму и т.д. Поэтому необходимо проводить пропагандирование родителей, побуждая и привлекая их к здоровому образу жизни, а они в свою очередь будут воспитывать это в своих детях. И Ваш материал является прекрасным подспорьем для начала этой не легкой работы. Использование художественной литературы в привитие интереса к здоровому образу жизни хорошая идея которую мы педагоги постоянно используем в режимных моментах и в воспитательно-образовательном процессе. Вами представлены отрывки из произведений разных писателей уделяющих внимание этой теме. Применяя потешки, стишки помогают заинтересовать, привлечь внимание ребенка и это помогает родителям без капризов и упрямства прививать у детей здоровый образ жизни. Творческих Вам успехов. Голосую +1.
Валентина Владимировна Юшковец # 27 июля 2014 в 19:31 +1
Татьяна Николаевна, большое Вам спасибо за проникновенный комментарий. Вы всегда стараетесь вникнуть в суть читаемого материала, Ваш комментарий очень интересный, методичный и видна Ваша заинтересованность темой. Весь мой материал касается художественной литературы, я понимаю, что это не всем интересно, но я работаю на долгосрочным проектом и мне это необходимо. Спасибо Вам большое!
Дилара Минулловна Бирюкова # 29 июля 2014 в 18:04 +1
Валентина Владимировна. спасибо за приглашение. Статья очень хорошая и занимательная. Воспитание подрастающего человека путём приобщения его к книжной культуре – важная педагогическая задача. Через художественную литературу ребёнок постигает ценности, без которых невозможна духовная жизнь общества и отдельного человека.
Ирина Викторовна Бестик # 12 августа 2014 в 20:56 0
Здравствуйте Валентина Владимировна. С большим удовольствием прочитала вашу статью-рассуждение. Вы затрагиваете очень важные вопросы воспитания подрастающего поколения. Решая одну из важных проблем воспитания с помощью другой и в итоге получается их синтез, которые способствуют достижению решения этих проблем. Сейчас как никогда нужно обратить внимание на решение этих вопросов и именно, с самых ранних лет прививать детям любовь к чтению и бережному отношению к своему здоровью. Спасибо за статью.