Статья - рассуждение: «Через художественную литературу — к здоровью детей».
Автор: Юшковец Валентина Владимировна
Содержание: данная статья поможет родителям и педагогам привить дошкольникам интерес к здоровому образу жизни через художественное слово.
Состояние здоровья дошкольников резко ухудшилось за последние годы. Эта проблема имеет особую актуальность и нуждается в новых подходах.
В дошкольном возрасте маленький читатель делает первые шаги в мир большой литературы и поэтому, книга должна как можно раньше войти в мир ребёнка, обогащая его интересными, необычными открытиями, оказывая влияние не только на развитие и обогащение речи, но и способствуя привитию детям культурно - гигиенических навыков, положительного отношения к здоровому образу жизни.
К этому процессу необходимо привлекать родителей, поскольку они являются главными воспитателями ребёнка и очень важно чтобы они были не наблюдателями, а активными участниками педагогического процесса. Работу и общение с родителями надо воспринимать как процесс сотрудничества, формировать единые направления воспитания в семье и дошкольном учреждении. В дальнейшем, участие в решении этой проблемы должны принять школа, другие образовательные учреждения, все окружающие ребёнка люди.
Народ — это величайший педагог и создатель таких произведений художественного слова, которые помогают ребёнку в его развитии, воспитывают в
них заботливое отношение к своему здоровью.
Родителям и педагогам знакома потешка: «Водичка, водичка..», под её ласковое и напевное звучание малыш даст себя умыть, привести в порядок, познакомиться со
свойствами воды, её назначении и впервые услышит слова об очень важном — о собственном здоровье, о личной гигиене.
Не всегда приятны ребёнку моменты ухода за ним, а под звучание песенок они превращаются в эмоциональный контакт, в те формы речевого общения, которые так необходимы для развития ребёнка.
Тему заботы о малыше, о его здоровье затрагивают многие поэты и писатели. Например, Э.Машковская писала в стихотворениях«Зоопарк»:
«Умывается тигрица,
и тигрята моют лица.
Моет уши папа,
а мочалка — лапа».
В стихотворении В.В.Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо?»
раскрывается тема серьёзного разговора отца и сына в ласковой, шутливой форме,
где в сравнении противопоставляется плохое — хорошему. Известно, что сложная и скучна для ребёнка нравоучительная тема уважения к своему здоровью лучше всего воспринимается с юмором.
С.Михалков говорил: «Витамин смеха необходим детям, и мы должны выдавать его... щедро, как того требует молодой растущий организм». Многие дети да и взрослые бояться делать прививки, а С.Михалков в стихотворении Прививка» пишет об этом весело и с юмором:
На прививку! Первый класс!
Вы слыхали? Это нас!..
Я прививки не боюсь:
Если надо — уколюсь!
Ну, подумаешь, укол!
Укололи и — пошёл...
К.И Чуковский писал: «Вся моя задача была в том, чтобы, максимально приспособившись к психологии малых ребят, не только внушить им «взрослые» идеи о гигиене, но и по возможности поднять их литературный и умственный уровень». Теме бережного отношения взрослого и ребёнка к своему здоровью поэт посвятил сказки в стихах «Мойдодыр» и «Айболит».
Читая сказку «Мойдодыр» и дети, и взрослые учатся быть аккуратными, чистоплотными, умываться и чистить зубы «по утрам и вечерам». В интересной стихотворной форме автор доносит до детей то, что соблюдать культурно-гигиенические навыки — хорошо, а «нечистым трубочистам» - «стыд и срам».
Как призыв звучат слова:
«Давайте же мыться, плескаться,
Купаться, нырять, кувыркаться
В ушате, в корыте, в лохани,
В реке, в ручейке, в океане, -
И в ванне, и в бане,
Всегда и везде -
Вечная слава воде!»
Стихотворная форма сказки легко запоминается и воспринимается детьми любого возраста. Необычный герой сказки — умывальник Мойдодыр, помогает мальчику одержать победу над своими плохими привычками.
В заключении хочется отметить, что необходимо вести работу по повышению уровня родительской компетентности в области воспитания у детей интереса к здоровому образу жизни через художественную литературу.
Рекомендуем посмотреть:
Воспитание у детей подготовительной группы интереса к школе
Арт-терапия в работе с детьми
Исследовательская деятельность детей в ДОУ
Профессиональная компетентность педагога как фактор повышения качества дошкольного образования
Похожие статьи:
Организация воспитательного и образовательного процесса в разновозрастной группе ДОУ
Изготовление книжек-малышек в ДОУ
Развитие интереса к народному творчеству через ознакомление с русскими народными сказками у детей младшего дошкольного возраста
Реализация принципа интеграции в образовательном процессе, на примере преподавания изобразительного искусства в ДОУ