Из опыта работы воспитателя детского сада
Автор: Шмелева Светлана Викторовна, воспитатель МБДОУ детский сад №15 «Ручеёк», г. Петровск Саратовская обл.
Цель: развивать у детей познавательный интерес к школьному обучению.
Формирование готовности к обучению в школе означает создание у детей предпосылок для успешного усвоения программы и вхождение в ученический коллектив.
Это длительный и сложный процесс, целью которого является всестороннее развитие дошкольников.
В подготовительной группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; дети осваивают формы позитивного общения с людьми; формируется позиция школьника.
К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития. Особое значение в личностной готовности ребенка к школе имеет мотивационный план, т.е «внутренняя позиция школьника».
«Внутренняя позиция школьника» - это совокупность всех отношений ребенка к действительности.
Выделяют три основные линии, по которым должна вестись подготовка к школе.
• Это общее развитие. Речь идет о внимании, памяти и особенно интеллекта.
• Умение произвольно управлять собой, т.е. сосредотачиваться длительное время на том, что не вызывает особого интереса.
• Формирование мотивов, побуждающих к учению, т.е. формирование мотивации, которая сможет стать побудительной причиной их стремления к приобретению знаний.
Главное, что необходимо ребенку – положительная мотивация к учению. Отношение ребенка к школе формируется до того, как он в нее пойдет. И здесь важную роль играет информация о школе и способ ее подачи со стороны родителей и воспитателей детского сада.
По программе Н.Ф. Виноградовой «Предшкольная пора» я работаю первый год.
В начале учебного года составила перспективный план работы.
В группе была создана необходимая развивающая среда, а также отведено место для «Уголка школьника». Цель создания которого – развитие у детей заинтересованного отношения к школе.
В данном уголке находятся: комплект тетрадей «Ступеньки к школе», набор цифр; д\и «Азбука», «Делим слова на слоги», «Готовимся к школе»; иллюстрированный альбом о школе; альбом загадок, стихов, пословиц о школьных принадлежностях.
Работа по созданию предметно – развивающей среды проходила совместно с детьми. Моя задача состояла в том, чтобы своевременно ее изменять и обеспечивать доступность.
Дети с удовольствием использовали данный материал для сюжетно – ролевой игры «Школа». Данная игра, помогает ребенку успешно войти в школьную жизнь, овладеть необходимым опытом. В игре формируется умение пользоваться речью, договариваться (устанавливать правила, распределять роли), умение управлять и быть управляемым. А также с/р игра способствует развитию воображения, творческого мышления, коммуникативных умений ребенка.
Важно, чтобы сообщаемая информация о школе была не только понятна ребенку, но и прочувствована им. Для этого я использовала:
• Экскурсии (1 сентября – к зданию школы №4 на торжественную линейку; в течение учебного года – экскурсию в школу №4)
• Беседы о школе, рассматривание фотографий школ города.
• Чтение и анализ детской художественной литературы о школьной жизни, заучивание стихов.
• Рисование на темы: «Школа – где я буду учиться», «Мои впечатления от экскурсии в класс».
В начале учебного года мы с детьми ходили на торжественную линейку посвященную «Дню знаний» в школу №4. Затем, в учебном году нас пригласили в школу на экскурсию. Где познакомили детей с различными кабинетами. Особенно детям запомнился кабинет информатики. Дошкольников познакомили с ЭВМ, показали, как работает интерактивная доска. Детям экскурсия в школу очень понравилась.
И тогда я предложила детям нарисовать рисунок на тему: «Школа, где я буду учиться». Все дети нарисовали здание школы в 2, 3 этажа, большие окна. Для рисунков использовали только яркие цвета, что характеризует положительное эмоциональное впечатление детей о школе.
Интерес к школе можно сформировать и с помощью занятий. Так, например, на одном из занятий «Познаем других людей и себя», дети узнали то, что раньше школ не было. И у них возник вопрос: «А как же дети учились?». И узнали о том, что в далекие древние времена каждого ребенка учила его мама. Детей учили ухаживать за растениями, заботится о малышах. Со временем заметили, что есть люди, которые умеют обучать лучше других, знают больше, чем другие. Так появилась профессия учителя.
А вот в современных школах дети учатся очень многому – чтению, письму, математике, работе на компьютере. Дети узнают много нового, интересного. Да и школы стали совсем другими – светлыми, просторными, большими ( в этом они убедились, после экскурсии в школу).
Поступление в школу – переломный момент в жизни каждого ребенка. Начало школьного обучения кардинальным образом меняет весь его образ жизни. Поэтому крайне необходимо помочь детям подготовиться к встрече с новой для них школьной ситуацией. И помочь в этом может детский сад.
Используемая литература
• Е.Э. Кочурова, М.И. Кузнецова «Готовимся к школе»; Москва, Издательский центр «Вентана - Граф», 2008г.
• С.А. Козлова «Я хочу в школу»; Москва, Издательский центр «Вентана - Граф», 2007г.
• О.А. Степанова «Подготовка детей к школе», Москва, Творческий центр «Сфера», 2008г.
• Рассказ Л. Воронковой «Подружки идут в школу»
• Стихотворение А.Барто «В школу»
Рекомендуем посмотреть:
Как развивать речь ребёнка. Советы для родителей
Как выбрать велосипед ребенку
Как с пользой провести выходной с ребёнком. Советы
Адаптация детей к детскому саду
Похожие статьи:
Как определить ребёнок левша или правша?
Какая мама нужна ребёнку?
Восприятие информации детьми
Утомление и переутомление у детей дошкольного возраста
Как обеспечить безопасность ребенка дома до 3 лет