Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Профессиональная компетентность педагога как фактор повышения качества дошкольного образования

Из опыта работы воспитателя ДОУ
Профессиональная компетентность педагога как фактор повышения качества дошкольного образования
Автор: Казакова Татьяна Сергеевна, старший воспитатель МБДОУ № 385 «Сказка», города Екатеринбурга, Свердловской области.
Описание материала: Данная статья будет полезна методистам, старшим воспитателям и воспитателям дошкольных образовательных учреждений. Она описывает систему методической работы по повышению качества дошкольного образования через повышение профессиональной компетентности педагога.
________________________________________
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту, первой ступенью непрерывного образования является именно дошкольное. В связи с этим, проблема качества дошкольного образования является весьма актуальной. Не для кого не секрет, что качество образования напрямую зависит от профессиональной компетентности педагогов. И для того чтоб повысит эту самую компетентность, для начала нам стоит разобраться, что же это такое? За основу возьмем два ключевых понятия «компетенция» и «компетентность».
Обратившись к педагогической литературе, нами было установлено, что единая точка зрения на содержание понятий отсутствует. Итак, рассмотрим данные понятия
Компетенция – личностные и межличностные качества, способности, навыки и знания, которые выражены в различных формах и ситуациях работы и социальной жизни. Под компетентностью подразумевается – обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.
Под профессиональной компетентностью понимается совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности. Развитие профессиональной компетентности – это развитие творческой индивидуальности, восприимчивости к педагогическим инновациям, способности адаптироваться в меняющейся педагогической среде.
К основным составляющим профессиональной компетентности относятся
интеллектуально-педагогическая компетентность;
коммуникативная компетентность;
информационная компетентность;
рефлексивная компетентность.
Из всего ранее сказанного следует, что на сегодняшний день любому специалисту необходимо обладать определенными набором компетенций.
С позиции А.А. Майера, модель профессиональной компетентности педагога должна содержать знания о структуре процесса образования (целях, содержании, средствах, объекте, деятельности, результате и т.д.), о себе как субъекте профессиональной деятельности. Она так же должна включать опыт применения приемов профессиональной деятельности и творческий компонент.
Проанализируем понятие профессиональной компетентности педагога с точки зрения психологии (А.М. Бородич, Р.С. Буре, М.И. Лисина, В.С. Мухина и др.), что позволит нам выделить несколько качеств, которыми должен обладать современный педагог:
стремление к личностному развитию и креативность;
мотивация и готовность к инновациям;
понимание современных приоритетов дошкольного образования;
способность и потребность в рефлексии.
Итак, профессиональная компетентность педагога дошкольного образования определяется нами как уровень его знаний и профессионализма, позволяющий принимать правильные решения в каждой конкретной ситуации при организации педагогического процесса в ДОУ.
На сегодняшний день педагоги ДОУ вовлечены в инновационный процесс, касающийся обновления содержания дошкольного образования и форм его реализации в связи с внедрением образовательных стандартов.
Один из наиболее значимых вопросов в данной инновационной деятельности – это внедрение в дошкольных образовательных учреждениях Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
Основными формами методической работы, направленными на развитие компетентности педагогов по реализации ФГОС в дошкольном образовательном учреждении явились:
организация индивидуальных и групповых консультаций с целью оказания методической помощи педагогам (очень важно получить ответную реакцию от педагогов, обсуждать именно те вопросы, которые вызывают затруднение);
организация деятельности «творческой группы» по введению ФГОС ДО;
постоянно действующий обучающий семинар по вопросам перехода с ФГТ на ФГОС (обучающие семинары являются, на наш взгляд, наиболее продуктивной формой повышения квалификации педагогов: на них основное внимание уделяется повышению их теоретической подготовки).
Самообразование и самосовершенствование знаний педагогов (расширение и приобретение новых знаний в области внедрения образовательных стандартов);
прохождение курсов повышения квалификации в объеме не менее 72 часов (играют важную роль в системе повышения квалификации педагогов и в образовательном процессе в целом);
проведение открытых мероприятий по обмену опытом педагогической деятельности с педагогами района, города (изучение передового опыта педагогов позволяет решить целый ряд задач, таких как: целенаправленное накопление педагогических материалов, анализ результатов деятельности, описание взаимосвязанной работы по определенному направлению).
Таким образом, можно с высокой степенью вероятности предположить, что постоянная готовность педагога, то есть его способность мобилизовать имеющиеся знания, умения и опыт, которые приобретены в процессе образовательной деятельности и составляют его профессиональную компетентность, а следовательно, являются основополагающим фактором повышения качества дошкольного образования.
Литература
1. Волобуева Л.М., Миренко И.А. Активные методы обучения в методической работе ДОУ // Управление Дошкольным Образовательным Учреждением. – 2006. - № 6
2. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов – 2 изд. доп. испр. и перераб. М.: Логос, 2004.
3. Майер А.А. Модель профессиональной компетентности педагога дошкольного образования // Управление Дошкольным Образовательным Учреждением. – 2007. - № 1
4. Поташник М.М. Управление качеством образования. М., 1979.
5. Столяренко А.М. Общая педагогика: Учебное пособие для студентов вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006.

Рекомендуем посмотреть:

Воспитание у детей подготовительной группы интереса к школе Арт-терапия в работе с детьми Исследовательская деятельность детей в ДОУ Через художественную литературу — к здоровью детей

Похожие статьи:

Организация воспитательного и образовательного процесса в разновозрастной группе ДОУ

Изготовление книжек-малышек в ДОУ

Развитие интереса к народному творчеству через ознакомление с русскими народными сказками у детей младшего дошкольного возраста

Реализация принципа интеграции в образовательном процессе, на примере преподавания изобразительного искусства в ДОУ

Опубликовано: 3760 дней назад (6 августа 2014)
Просмотров: 19994
Рубрика: Без рубрики
+17
Голосов: 17
Ольга Николаевна Таганова # 6 августа 2014 в 22:45 +7
Татьяна Сергеевна! Как коллега, считаю, что ваша работа, очень актуальна, интересна и своевременна!Спасибо !
Татьяна Сергеевна Казакова # 8 августа 2014 в 14:21 +6
благодарю Вас за комментарий
Галина Евгеньевна Перевезенцева # 10 августа 2014 в 20:15 +7
Татьяна Сергеевна, внимательно ознакомилась с Вашей статьей "Из опыта работы воспитателя ДОУ". Хочу сказать, очень актуальна, интересна и своевременна. А также думаю, что Ваша статья будет хорошим материалом для методистов детских образовательных учреждений. Мой голос.
Татьяна Сергеевна Казакова # 11 августа 2014 в 08:40 +4
большое спасибо
Елена Владимировна Гущина # 10 августа 2014 в 20:21 +6
Татьяна Сергеевна,спасибо за приглашение.Я познакомилась с вашей статьёй,которую внимательно прочитала,полностью согласна с вами,что с переходом на ФГОС нужно больше внимания уделять именно качеству дошкольного образования.Родители и учителя начальной школы с каждым годом очень требовательны к ДОУ,и от воспитателей многое зависит.ДОУ является первой ступенькой в образовании,каждый воспитатель просто обязан повышать свой профессионализм,компетентность,быть современным,а учиться и учить других никогда не поздно( курсы,МК,консультации для молодых педагогов,круглые столы и т.д.).Статья мне понравилась!!! Вам мой голос и дальнейших успехов в работе!!! 5+++
Татьяна Сергеевна Казакова # 11 августа 2014 в 08:40 +3
Елена Владимировна, благодарю за комментарий
Людмила Васильевна Мигунова # 10 августа 2014 в 20:30 +4
Татьяна Сергеевна, очень своевременная и нужная статья не только для старших воспитателей, но для всех работников дошкольного образования. Внедрение ФГОС вызывает много вопросов. Вы предлагаете совершенно конкретные шаги по повышению профессиональной компетентности коллектива. Действительно очень актуальны обучающие семинары, открытые занятия. Каждый педагог должен творить, пробовать, экспериментировать, а помочь должны и руководство и коллеги ДОУ. Спасибо! Мой голос.
Татьяна Сергеевна Казакова # 11 августа 2014 в 08:39 +2
Людмила Васильевна, огромное спасибо за комментарий
Алёна Дмитриевна Крутенкова # 10 августа 2014 в 20:42 +3
Татьяна Сергеевна,спасибо за приглашение на МК! Статья "Профессиональная компетентность педагога как фактор повышения качества дошкольного образования" важна и актуальна. Вы правы: вопрос качественного образования решается через повышение профессионализма педагога, его компетентность. Воспитание детей - в наших руках. И что мы в них вложим, то и получим. +1
Татьяна Сергеевна Казакова # 11 августа 2014 в 08:42 +2
Алена Дмитриевна, спасибо за комментарий
Воробьёва Алла Абдулмеджидовна # 10 августа 2014 в 21:22 +2
Как сказала Елена Владимировна Гущина:"...от воспитателей многое зависит." Давайте вместе подумаем, что надо сделать, чтобы реализовать только "основные", как вы сказали, формы работы. Не будем забывать и про человеческий фактор.
Татьяна Сергеевна Казакова # 11 августа 2014 в 08:44 +5
Алла Абдулмеджидовна, большое спасибо за комментарий, приму к сведению ваше пожелание
Ирина Вячеславовна Некрасова # 10 августа 2014 в 21:24 +2
Абсолютно согласна с предыдущими комментариями! Татьяна Сергеевна, ваша статья своевременна и актуальна. Не возможно качественное образование без профессиональных педагогов, которые шагают в ногу со временем. Примите мой голос за статью +1. Желаю дальнейших творческих успехов!
С уважением. Ирина
Татьяна Сергеевна Казакова # 11 августа 2014 в 08:45 +2
спасибо большое Ирина Вячеславовна
Светлана Николаевна Ефименко # 11 августа 2014 в 02:07 +5
Здравствуйте, Татьяна Сергеевна. В своей статье Вы, Татьяна Сергеевна, поднимаете актуальные вопросы нашей действительности. В последнее время возрос интерес общества к системе дошкольного образования. Проблема качества дошкольного образования является весьма актуальной в современных условиях реформирования образовательной системы. Интерес к данному вопросу отражает попытки общества перестроить систему передачи огромного опыта человеческих знаний подрастающему поколению. При этом значительное внимание уделяется содержательной части качества.
Для себя, я бы добавила ещё такие качеств, которыми должен обладать современный педагог:
- умение организовать дружную, совместную работу, добиваться высокого результата деятельности;
- способность создавать благоприятный климат в коллективе, добиваться стабильности состава.
Педагог – ключевая фигура реформирования образования. К.Д. Ушинский писал: «В деле обучения и воспитания, ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя» . В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться. Готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений – все эти характеристики деятельности успешного профессионала в полной мере относятся и к педагогу.
Спасибо, Татьяна Сергеевна, за представленный материал, он заставляет задуматься.
Примите мой голос.
Татьяна Сергеевна Казакова # 11 августа 2014 в 08:48 +3
Светлана Николаевна, огромное Вам спасибо за столь подробный комментарий, надеюсь благодаря вашим отзывам усовершенствовать свои подходы
Тамара Александровна Новичкова # 11 августа 2014 в 09:53 +2
Здравствуйте,Татьяна Сергеевна. Спасибо за приглашение. Прочитав вашу статью "Профессиональная компетентность педагога как фактор повышения качества дошкольного образования", хочу отметить, что она важна и актуальна в наше время и мне, как педагогу дополнительного образования и методисту, пригодится в работе. Качественное образование не возможно без профессиональных педагогов, которые стараются шагать в ногу со временем. Желаю дальнейших творческих успехов! +1
Татьяна Сергеевна Казакова # 12 августа 2014 в 15:50 +3
огромное спасибо Тамара Александровна
Татьяна Николаевна Хусаинова # 11 августа 2014 в 17:44 +1
Татьяна Сергеевна спасибо за приглашение. Ваш материал на тему "Профессиональная компетентность педагога как фактор повышения качества дошкольного образования" прочла очень внимательно. Хочется отметить, что педагог в течение всей педагогической деятельности постоянно повышает свою профессиональную компетентность ( на семинарах, метод. объединениях, на открытых занятиях и многое другое). Вы правы, в том, что компетентный педагог должен уметь мобилизовать имеющийся опыт, знания и умения, способных адаптироваться к современным веяниям времени, которые диктуют нам ФГОС. Ведь дети с каждом годом становятся более современными (с раннего возраста они владеют телефонами, компьютерами и т.д.) и заинтересовать их чем либо бывает трудно. По этому необходимо применять новые инновационные технологии помогающие реализовать поставленные цели и задачи которые будут влиять на качество знаний детей. Творческих Вам успехов. Голосую +1.
Татьяна Сергеевна Казакова # 12 августа 2014 в 15:52 +2
Татьяна Николаевна, благодарю за комментарий
Регина Сириновна Сабирзянова # 11 августа 2014 в 23:16 +2
Татьяна Сергеевна! Ваша статья "Профессиональная компетентность педагога как фактор повышения качества дошкольного образования" актуальна и востребована не только в рамках дошкольного образования. Педагог просто обязан постоянно совершенствоваться, тем самым повышая свою профессиональную компетентность, что приведет к повышению качества образования и воспитания в целом. +1
Татьяна Сергеевна Казакова # 12 августа 2014 в 15:53 +2
Регина Сириновна, целиком и полностью согласна с вами, спасибо за комментрарий
Маргарита Александровна Гришина # 12 августа 2014 в 22:28 +4
Татьяна Сергеевна,спасибо за приглашение,современный педагог должен обладать целым арсеналом педагогических технологий, а также применять их на практике, чтобы стимулировать познавательную активность ребенка. Кроме этого, он должен быть готовым гибко реагировать на возникающие изменения в системе образования, адаптировать их с учетом возникающих и постоянно меняющихся познавательных интересов детей.Ваша статья в связи с этим актуальна,познавательна и важна.Спасибо за информацию+1
Татьяна Сергеевна Казакова # 15 августа 2014 в 10:36 0
Маргарита Александровна, спасибо за комментарий
Татьяна Николаевна Кушнарёва # 13 августа 2014 в 15:15 +2
Татьяна Сергеевна, спасибо за приглашение. Современное образование диктует новые требования для реализации учебной деятельности, безусловна современные подходы не обошли стороной и дошкольные общеобразовательные учреждения. Предложенный вами информационный материал это старт для работы многих педагогов, статья актуальна и при переходе на новые образовательные стандарты многим внесёт ясность, о том каким должен быть компетентный педагог. Спасибо, что делитесь информацией с коллегами. +1
С уважением, Т.Н.
Татьяна Сергеевна Казакова # 15 августа 2014 в 10:37 0
Татьяна Николаевна, огромное Вам спасибо за комментарий.
Галина Евгеньевна Перевезенцева # 20 августа 2014 в 22:31 0
Татьяна Сергеевна очень внимательно ознакомилась с Вашим материалом на тему "Профессиональная компетентность педагога как фактор повышения качества дошкольного образования".Ваша статья важна и актуальна в наше время.Качественное образование не возможно без профессиональных педагогов, которые стараются шагать в ногу со временем.Воспитание детей - в наших руках.Спасибо за информацию. Мой голос Вам.
Елена Николаевна Черепанова # 21 августа 2014 в 15:36 0
Татьяна Сергеевна, спасибо за статью - очень нужную и актуальную для современных педагогов. Без этого движения вперед к профессионализму не получится. Дальнейших тебе успехов в профессиональном росте и мой голос.
Татьяна Сергеевна Казакова # 8 сентября 2014 в 18:52 0
Спасибо большое, мне очень важен Ваш голос!!!
Екатерина Александровна Иском # 22 сентября 2014 в 19:39 0
Татьяна Сергеевна, вы как всегда на высоте! Все четко, лаконично и доступно. Многие из нас говорят про компетентность, но не многие понимают значение этого слова, не всегда применяют ее на практике, а ведь это умение так важно и нужно любому педагогу - и начинающему и стажисту. Помощь коллег, разбор спорных ситуаций, мастер- класс, семинары, курсы, все это повышает нашу компетентность, помогает применять эти знания на практике. Ведь новые стандарты - это новые вопросы, новые проблемы и задачи, а как их решать, как их применять? Вот вопрос. Благодаря такому доступному материалу, все становится намного понятнее и легче. Желаю вам творческих успехов. Мой голос!
Татьяна Александровна Ковальских # 25 ноября 2014 в 22:06 +1
Опыт работы актуальный. К повышению уровня своего профессионального мастерства должен стремиться каждый педагог. Желаю успехов!
Юлия Александровна Ладонина # 14 февраля 2015 в 09:58 0
Вопрос профессиональной компетентности был важным во все времена. Но сейчас он приобрел особую значимость. С введением новых стандартов повышаются требования к профессиональному мастерству педагога ДОУ. Только профессионально - ориентированнная, творческая личность, может выводить детей на качественно высокий уровень. Тем самым повышается ответственность как самих педагогов, так и методистов и старших воспитателей в развитии профессиональной компетентности педагогов. Спасибо за актуальный материал)