Конспект занятия в старшей группе детского сада. Традиции русского народа
Конспект занятия по познавательной деятельности в старшей группе на тему "Отображение традиций русских народных праздников в русской живописи" с презентацией
Цель:Совершенствование знаний детей о русских народных праздниках и традициях. Задачи: Образовательные: Познакомить детей с произведениями живописи художников в которых отражены традиции русских народных праздников. Совершенствовать монологическую форму речи. Обогащать активный словарь детей. Развивающие: развивать любознательность, эмоциональную отзывчивость детей; крупную и мелкую моторику. Воспитательные: Воспитывать патриотические чувства, любовь к своей Родине и ее традициям; умение работать в коллективе и согласовывать свои действия с действиями сверстников. Предварительная работа: Беседа о семейных традициях. Знакомство с Третьяковской галереей. Чтение стихотворений о пасхе, масленице, знакомство с картинами знаменитых художников, Шишкин И «Утро в сосновом бору»; В. Васнецова: «Аленушка», «Иван царевич на сером волке», «Три богатыря»; А. Саврасова «Грачи прилетели»; Ф. Решетникова. Методы и приемы: Объяснение, рассматривание, художественное слово, игровой, сюрпризный момент. Оборудование: Проектор, колонка, ноутбук, воинские доспехи богатырей (кольчуга, шлем, щит, булава, копье, меч), макеты лошадей, 2 горки для катания яиц, крашенные яички из пенопласта, шкура овцы, маски баранов, медведя, макет вифлеемской звезды. Предполагаемый результат:
1) Повысится уровень познавательной активности.
2) Узнают о русских народных традиционных праздниках
Ход занятия
Дети проходят в зал. Воспитатель: Ребята, я вас пригласила в зал, чтобы сообщить новость..Нам с музея пришло электронное письмо. В котором сотрудники музея отправили нам несколько репродукций картин- загадок. Но просили меня прежде чем показать Вам их, уточнить, знаете ли вы, что такое традиции? (Ответы детей..)
Воспитатель: Традиция – это то, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений (т.е. от ваших родственников: мам, пап, бабушек, дедушек.). В каждой семье есть свои традиции...
У одних это поход в баню; у других — вечерняя пятиминутка, на которой обсуждаются интересные моменты, которые произошли в течении дня; у третьих ставить семейные мини-спектакли - словом, все то, что остается потом у выросших детей, и то, что им захочется передать своим собственным наследникам. Воспитатель: А у нас с вами в группе какая есть традиция? Когда мы водим с вами каравай? (ответы детей). Воспитатель: Теперь давайте перейдем к рассмотрению картин. На этих картинах русских художников отражены праздничные традиции, которые переходят от поколения к поколению. И перед вами картина, написанная художником Боровиковским Владимиром Лукичом.
Что вы видите на картине? (предполагаемые ответы детей - людей, женщину, младенца). Воспитатель: Как вы думаете какой праздник отобразил художник на своей картине? (Ответы детей) Воспитатель: Картина называется "Рождество христово".
Люди очень любят праздник рождество, а еще с этим праздником связаны народные гулянья.
Давайте посмотрим следующую репродукцию картины художника Владимира Чумакова Орлеанского Воспитатель: Что мы можем сказать об этой картине? (Ответы детей) Воспитатель: На этой картине мы видим людей ряженых..которые колядуют
А мы с вами тоже знаем колядки...
Чтение песенок колядок детьми... (детям предлагается нарядиться в баранов, медведя — 3 человека)
Коляда, коляда
Отворяйте ворота,
Доставайте сундучки,
Подавайте пятачки
Хоть рубь,
Хоть пятак,
Не уйдем из дома так!
Дайте нам конфетку,
А можно и монетку
Не жалейте ничего
Накануне Рождество
Следующая группа из 3-х человек
исполняют песенку-колядку
Коляда, коляда,
Накануне Рождества!
Тетенька добренька,
Пирожка-то сдобненька
Не режь, не ломай,
Поскорее подавай,
Двоим, троим,
Давно стоим,
Да не выстоим!
Печка-то топиться,
Пирожка-то хочется!
Все дети группы хором:
Шире двери открывайте
И конфеты раздавайте!
На пороге коляда,
Прибегайте все сюда!
Вам здоровья мы желаем
И конфеты забираем!
Воспитатель: А сейчас перед нами картина художника Алексея Саврасова «Грачи прилетели»
О ней нам расскажут Соня и Матвей Р. Описание картины... Воспитатель: Картина «Грачи прилетели» символизирует наступление весны.
Отгадайте загадку:
Желтый, круглый, ароматный
И на вкус такой приятный!
Только мама испечет,
А он прыг и прямо в рот… Воспитатель: На какой праздник мы всю неделю печем блины?
Выходите будем печь блины
Дети образуют два круга девочек и мальчиков под музыку водят хоровод лицом в круг, по сигналу воспитателя надо блин перевернуть - водят хоровод спиной в круг.
Воспитатель: И я думаю вы сразу догадаетесь какой праздник художник Семен Кожин отобразил на своей картине. Показ картины
Воспитатель: А я хочу вам загадать еще загадку
Весной наступает,
Все ее ожидают,
Куличи в домах пекут,
Песни добрые поют! Воспитатель: правильно Давайте посмотрим на картину художника Станислава Жуковского «Пасхальный натюрморт»
Что мы видим?
Я предлагаю Вам послушать стихи о пасхе, а затем посмотреть фильм, что такое пасха..
1 ребенок: Пасха. Празднично кругом.
Чистотой сверкает дом.
Вербы на столе и пасха…
Так светло и так прекрасно!
Яйца крашеные всюду,
И кулич стоит на блюде…
Мама в фартуке из ситца
Приглашает всех садиться
И отведать угощение
В честь Христова воскресения. (Автор: Галина Антипина)
2 ребенок: В лужах солнышко искрится,
Верба пухом зацвела, «Живы, жить!»
— щебечут птицы И поют колокола.
На столе кулич душистый,
Горка крашеных яиц.
В этот праздник светлый, чистый
Не увидишь хмурых лиц. (автор Е. Шаламонова)
3 ребенок: Посмотрите, что за чудо Положила мама в блюдо?
Тут яйцо, но не простое:
Золотое расписное, Словно яркая игрушка!
Здесь полоски, завитушки,
Много маленьких колечек,
Звёзд, кружочков и сердечек.
Для чего все эти краски,
Словно в старой доброй сказке?
Мама всем дала ответы:
— Пасха – праздник самый светлый!
А яйцо, известно мне, Символ жизни на земле! (Автор: Татьяна Лаврова)
Дети садятся на места.. показ фильма
Воспитатель: На второй день пасхи катали яйца давайте мы с вами тоже проведем соревнования.
Игра "Катание яиц с горки"
Дети делятся на две команды и каждый член команды получает по крашенному яичку, после команды катят раскрашенное яйцо с горки, у кого дальше укатилось тот забирает яйцо соперника. В чей команде больше яиц та команда и победитель!!!
Ребята после катания яиц садятся на места.
Воспитатель: Крашенными яйцами девушки умывались, чтоб быть красивыми.Расписанное особым образом при помощи воска и краски живое яйцо наши предки называли писанкой. И такое яйцо использовали как оберег для воинов, защищавших свою Родину. Во все времена Русь и ее сыны славились своей храбростью, доблестью.
И сейчас я предлагаю нашим ребятам оживить одну картину. Я надеюсь вы догадаетесь какую..
Звучит музыка и входят три мальчика в доспехах на лошадях и изображают трех богатырей. На проекторе появляется картина В. Васнецова «Три богатыря»
Воспитатель: Веками русский народ свято чтил и хранил свои традиции, передавая их из поколения в поколение. И по сей день существует традиция любить и защищать свою Родину. Воспитатель: Ребята вы молодцы, Разгадали картины, на которых отображены традиции праздников и мы подготовим для музея ответ на их письмо и сообщим, что ребята нашей группы знают, что такое традиции.
А я предлагаю вам в свободное время нарисовать рисунки о традициях в нашей группе.
Презентация на тему: Отображение традиций русских народных праздников в русской живописи
Очень интересный конспект, который способствует культурному развитию детей, их патриотическому воспитанию, что довольно актуально во все времена. Занятие способствует тому, чтобы дети чтили и помнили традиции своего народа! Отдаю голос!