Дидактические игры для формирования у детей седьмого года жизни представлений о величине предметов. Методическая разработка в помощь воспитателю
Введение
Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. Дети в этом возрасте очень активны в восприятии задач-шуток, различных головоломок, игровых упражнений. Дидактические средства являются своеобразными орудиями труда педагога и инструмента-ми познавательной деятельности детей. Существует очень большое разнообразие дидактических игр с математическим содержанием, а так же занимательных игр и заданий.
Главная особенность дидактической игры в том, что задание предлагается детям в игровой форме. А также, в форме игровых заданий, игровых действий и организационных отношений. Познавательное содержание формулируется как цель, т.е. формирование элементарных математических представлений то, ради чего воспитатель организует игру. Эта цель конкретизируется в доступной для ребенка форме, в игровом задании, порождая вопрос «Как это сделать?» Педагог организует и направляет игру, выступает в роли исполнителя игрового задания, советчика, помощника в правильном выборе, поддержке и активизации положительного влияния детей друг на друга [1, c.63].
В подготовительной группе дидактические игры усложняются, дети учатся из-мерять длину предметов, используя мерки-полоски, линейку. Перед детьми ставится задача: определить, можно ли поставить стол к стене между двумя шкафами.
Затем следует знакомить детей с общепринятыми единицами измерения (метр, сантиметр). Большое значение имеет измерение объема. Необходимо объяснить, что измерить можно не только длину, ширину, высоту, но и вместимость сосудов. Педагог использует условную мерку- стакан, чашку. Для этого используется вода, крупа, чтобы дети соблюдали правила измерения.
Наиболее удобная форма работы – в паре. Один выполняет, другой проверяет, исправляет ошибки.
Продолжается работа по развитию глазомера. Величина определяется на глаз и сопоставляется с величиной известных предметов (толщиной с палец, тонкая как нитка). Организуется работа, направленная на развитие чувства веса. Дети учатся обозначать результаты словами «тяжелый и легкий», «тяжелее и легче» [4].
Проводится сравнение одинаковых по форме и величине предметов, но разных по тяжести. Для точного определения используются весы.
Цель данной методической разработки: вооружить воспитателей, работающих с детьми седьмого года жизни, знаниями о методах и приемах формирования представлений о величине предметов.
Задачи:
1. Оказать воспитателям практическую помощь в формировании у детей седьмого года жизни представлений о величине предметов.
2. Познакомить воспитателей с картотекой игр для формирования у детей седьмого года жизни представлений о величине предметов.
1 ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ЗНАНИЙ О ВЕЛИЧИНЕ ПРЕДМЕТОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ
1. «Посадим ели»
Цель: Совершенствовать навыки определения величины предметов на глаз.
Материалы: счетные палочки, ватман, рисованный домик и ели.
Ход: Воспитатель показывает детям изображение дома и «сажает» возле него ель. Затем предлагает ребятам подобрать ели такой же высоты (из предложенных на подносе) для озеленения двора.
Предварительно уточняет: «Как узнать высоту ели? (Измерить). Чем можно из-мерить высоту ели? (Палочкой, она будет являться условной мерой). Как вы думаете, сколько раз уложится счетная палочка в высоте ели?»
Вызванный ребенок измеряет высоту ели (без остатка).
Воспитатель спрашивает у детей: «Чему равна высота ели? (Двум счетным па-лочкам). Какой высоты нужно подобрать ели для озеленения двора? (Высота ели должна быть равна двум счетным палочкам.)»
Воспитатель уточняет правила измерения: «Приложите меру к основанию ели и отметьте конец меры. К этой точке опять приложите меру. И так до конца ели».
Дети подбирают ели заданной высоты, измеряя их палочкой.
Выбранные ели дети наклеивают вокруг дома на ватман.
2. «Посадим елочки в ряд»
Цель: Продолжать развивать умение сравнивать до шести предметов по высоте и раскладывать их в убывающем и возрастающем порядке, результаты сравнения обозначать словами: самый высокий, ниже, еще ниже… самый низкий (и наоборот).
Материалы: фигурки елочек с нарастающей величиной.
Ход: Воспитатель предлагает детям расставить елочки в ряд, начиная с самой низкой и заканчивая самой высокой (предварительно дети вспоминают правила раскладывания предметов). После выполнения задания дети рассказывают о высоте елочек в ряду.
Затем ребята выстраивают елочки в обратном порядке, начиная с самой высокой и заканчивая самой низкой.
3. «Найдем шарфики для Незнайки и Карандаша»
Цель: Продолжать развивать глазомер и умение находить предметы одинаковой ширины, равной образцу.
Материалы: фланелеграф, плоскостные изображения предметов одежды Незнайки (шарфы одинаковой длины и цвета, но разной ширины).
Ход: На детских кроватках и у воспитателя на столе разложены наборы шарфиков (по 4 шт.) одинаковой длины и цвета, но разной ширины. У детей по одному шарфику, равному по ширине одному из четырех шарфиков.
Вызванному ребенку воспитатель предлагает найти шарфик такой же ширины среди шарфиков, лежащих на столе, и проверить правильность выбора путем непосредственного сравнения шарфиков.
Затем воспитатель просит детей запомнить ширину своих шарфиков и найти на кроватках шарфики такой же ширины. Дети проверяют правильность выполнения задания путем непосредственного сравнения шарфиков.
4. «Кто быстрее подберет коробки»
Цель: учить сопоставлять предметы по длине, ширине, высоте.
Материал: 6-8 коробок разного размера.
Содержание: Выяснив, чем отличаются коробки друг от друга, педагог объясняет задание: «Коробки расставлены вперемешку: длинные, короткие, широкие, узкие, высокие и низкие. Сейчас мы поучимся подбирать коробки нужного размера. Давайте поиграем «Кто быстрее подберет коробки по размеру. Вызывает детей, дает им по одной коробке. Потом дает команду: «Коробки, равные по длине, станьте на место!» (или по ширине, высоте). Первой паре детей предлагает подобрать коробки равные по высоте, поставить так чтобы было видно, что они одинаковой высоты. Можно предложить построить коробки в ряд (например, от самой высокой до самой низкой) [4].
5. «Что шире, что уже»
Цель: упражнять в сравнении предметов по длине, ширине.
Материал: По 7 полосок разной длины и ширины.
Содержание: Воспитатель предлагает взять детям полоски, положить их перед собой и задает вопросы: «Сколько всего полосок? Что можно сказать об их размере? Покажите самую длинную (короткую, узкую, широкую) полоску. Как разложить по порядку полоски от самой короткой до самой длинной? (Каждый раз надо брать самую короткую из оставшихся). Положите полоски по порядку от самой длинной. В каком порядке вы положили полоски? Которая по счету самая длинная полоска? (короткая?). На котором по счету месте оказалась узкая полоска? (широкая?). Разложите полоски по порядку от самой узкой до самой широкой. Которая по счету узкая (широкая) полоска? Которая по счету самая длинная (короткая) полоска?
6. «Разложи по порядку»
Цель: упражнять в сравнении предметов по длине и ширине.
Материал: Наборы палочек (прутиков) разной длины и толщины. (По 5 пало-чек на каждого ребенка).
Содержание: Воспитатель предлагает детям разложить перед собой палочки и спрашивает: «Сколько палочек? Чем они отличаются? Поскольку палочек разного размера? Как вы будете выбирать нужную по порядку палочку, чтобы разложить их от самой толстой до самой тонкой? Помните, что брать нужно сразу нужную палочку, примеривать и прикладывать нельзя! После того как задание выполнено, кто-либо из детей называет сравниваемую толщину палочек в порядке их расположения (самая толстая, толще), указывает, сколько по счету всего и какая по счету самая длинная (самая короткая). Затем дети раскладывают палочки в ряд по порядку от самой длинной до самой короткой и определяют, где теперь оказалась самая тонкая и самая толстая.
7. «Чем отличаются полоски?»
Цель: учить в сопоставлении 10 предметов по длине.
Материал: Наборы из 10 полосок разного цвета, равномерно увеличивающиеся по длине от 2 до 10 см, и полоски-мерки длиной в 1 см.
Содержание: Воспитатель предлагает детям положить полоски перед собой и задает вопросы: «Чем отличаются полоски друг от друга? Сколько всего полосок? Как составлена группа из 10 полосок разного цвета?»3атем предлагает положить полоски в ряд по порядку от самой короткой до самой длинной, предупреждает, что надо сразу выбрать нужную по порядку полоску, примеривать и менять полоски местами нельзя. Один ребенок выполняет задание на фланелеграфе. После этого воспитатель обращается к детям: «Сколько всего полосок? Как составлена лесенка из 10 полосок разной длины?) Какая полоска самая короткая, какая длиннее, какая - еще длиннее?». «Равны ли эти ступеньки? - спрашивает детей воспитатель - Как можно проверить, на сколько каждая полоска длиннее или короче соседних? Измерьте ступеньки вашей лесенки меркой! Посмотрите, равны ли они? Верно, ступеньки наших лесенок равны, каждая следующая полоска на один и тот же кусочек длиннее соседней. Поэтому и лесенки наши ровные. Сейчас мы поиграем. Закройте глаза, а я уберу одну из полосок. Откройте глаза, и угадай те, какую по счету полоску я спрятала?» Упражнение повторяется.
8. «Где чей дом»
Цель: развитие комбинаторных способностей.
Содержание: Воспитатель раздает детям рабочие листы, на которых изображены контуры недостроенных домиков: высоких, низких, узких, широких. Дети дорисовывают домики и определяют, кто из лесных зверей будет в них жить: устанавливают соответствие по величине (используются силуэты зверей).
9. «Кто какого роста?»
Цель: установление отношений между величинами.
Содержание: Воспитатель вызывает 5 детей разного роста и предлагает им встать по росту за ребенком самого низкого роста. Когда дети построятся, задает вопросы: «Кто из детей самого низкого роста? Каких детей он ниже? Кто самого высокого роста? Каких детей он выше? Сравнивает рост детей, стоящих рядом. Кто выше, Коля или Лена? Лена или Вера?» Затем предлагает решить задачи.
1. В старшую группу ходят Юля, Боря, и Маша. Юля выше ростом. Бори. А Боря - выше Маши. Кто из этих ребят самого высокого роста? Самого низкого? Почему вы так думаете?
2. Коля выше Юли, Наташа - ниже Юли. Кто из детей самого низкого роста? Почему вы так думаете? Расскажите.
10. Игры с блоками Дьенеша.
Найди все фигуры как эта (по размеру).
Найди не такую фигуру как эта (по размеру).
11. «Сломанная лестница»
Цель: учить замечать нарушения в равномерности нарастания величин.
Материал: 10 прямоугольников, величина большого 10x15, меньшего 1xl5. Каждый последующий ниже предыдущего на 1 см; фланелеграф.
Содержание: На фланелеграфе строится лестница. Затем все дети, кроме одного ведущего, отворачиваются. Ведущий вынимает одну ступеньку и сдвигает остальные. Кто раньше других укажет, где лестница «сломана», становится ведущим. Если при первом проведении игры дети допускают ошибки, то можно использовать мерку. Ею измеряют каждую ступеньку и находят сломанную. Если дети легко справляются с задачей, можно одновременно вынуть две ступеньки в разных местах [5].
12. Игра «Что в руке?»
Цель: закреплять понятия большой – маленький, пространственные представления, мелкая моторика, тактильные ощущения.
Материалы: природный материал (шишки, камешки, желуди, орехи и т.д.).
Содержание:
Педагог вкладывает в руки ребенку два однородных предмета, различных по величине, например две шишки большую и маленькую. Он не глядя должен сказать, что в правой руке большая шишка, а в левой – маленькая. Затем должен проверить, правильно ли он сказал.
13. Игра «Цветные круги».
Цель: закреплять понятия о величине предметов, различать цвет, развивать внимание.
Материалы: деревянная доска с углублениями в форме кругов различной вели-чины. Вкладки – круги такой же величины и разного цвета.
Содержание:
Дети, подбирая круги определенной величины, вкладывают их в соответствующие углубления. После того как все круги разложены по местам, ребенок говорит, какого цвета самый большой круг, какого цвета круг поменьше, какого цвета самый маленький круг.
14. Игра в поручения.
Цель: закреплять умение дифференцировать предметы по определенным при-знакам (длине, ширине или высоте).
Материалы: игрушки – большие и маленькие мячи, куклы, фигурки животных, грибы и т.д. Игрушки разложены на столе.
Содержание игры заключается в том, что педагог просит ребенка принести:
- маленький мяч;
- мяч побольше;
- мяч такой же величины;
- в правой руке большой гриб, а в левой – маленького слоненка.
Остальные дети проверяют правильность выполнения поручения. Для успешного проведения игры следует предварительно с детьми повторить, где у них левая, а где правая рука, а также назвать и показать все большие и маленькие игрушки.
Игру в поручения можно провести с предметами, имеющими разную высоту, длину, ширину.
15. Упражнение «Сварим кукле кашу».
Цель: упражнять детей в измерении объема сыпучих тел с использованием мерки.
Материал: мисочка с крупой (например, овсянка), набор мерок, кукла.
Способ выполнения.
Педагог выставляет куклу Машу и говорит, что ей надо сварить кашу.
- Как ей отмерить нужное количество крупы? Можно ли мерить горстью? Дети убеждаются, что эта мера у всех разная и для измерения неудобна.
Педагог предлагает на выбор ложку, стакан, блюдечко (типа розетки).
- Как вы думаете, чем удобнее отмерять крупу? В процессе обсуждения приходят к выводу, что стакан удобнее (в нем удобнее переносить крупу, чем в ложке; в него удобнее насыпать «по край», чем в блюдце).
16. Упражнение «Поможем доктору Айболиту».
Цель: закреплять умения измерять объем жидких тел с помощью условной мерки.
Материал: в двух емкостях подкрашенная вода желтого и розового цвета, условная мерка – стакан, фишки – кружки желтого и красного цвета.
Содержание.
Педагог предлагает детям помочь доктору Айболиту. Собравшись ехать в Африку, он заготовил в одном кувшине микстуру от кашля, в другом – лекарство для компрессов. Известно, лекарство для компрессов пить нельзя. А кувшины перепутали, и доктор не знает, где у него какая жидкость. Он помнит одно: лекарства для компрессов было больше, чем микстуры.
Дети высказывают свое мнение. Педагог опытным путем показывает непригодность некоторых способов (на глаз сравнить нельзя, т.к. кувшины не прозрачные, разные по объему, узкое горлышко и ничего не видно и т.п.). Вместе с педагогом дети решают: надо измерить жидкость условной меркой и сравнить результаты измерения. Подбирают мерку, договариваются о полноте; ставится тазик, куда будет сливаться измеренная вода. Измеряют сначала жидкость из одного кувшина (желтая подкрашенная), а затем из другого (розовую). Дети откладывают два ряда фишек (желтые и красные кружки), сравнивают их. Выясняют, что розовая вода – микстура, т.к. ее меньше, а желтая – лекарство для компрессов, т.к. ее больше. На кувшины клеятся наклейки.
17. «Раздели правильно»
Цель: учить находить рациональные способы деления предметов на 2, 4 части.
Материал: Модели прямоугольника и квадрата, простой мягкий карандаш, тетрадь в клетку, по 2 узкие полоски и по 2 квадрата их бумаги.
Содержание: Воспитатель обращается к детям: «Положите тетради перед собой, достаньте их конвертов прямоугольник. Сегодня вы поучитесь обводить контуры простым карандашом так, чтобы в тетради получились рисунки квадрата и прямоугольника. Посмотрите, как это надо делать (показывает на доске). После того, как дети обведут фигуры квадрата и прямоугольника они их зарисовывают по образцу.
18. «Разделим и угостим друг друга»
Цель: учить делить предметы на 2 и 4 части.
Содержание. Воспитатель: «Сегодня я решила угостить вас фруктами. Зашла в магазин, но там оказалось 3 груши, 4 яблока. Но я хочу угостить всех. Что мне нужно сделать, чтобы каждый из вас попробовал фрукты? (Разделить). Как мы будем делить фрукты? (Пополам). (Предлагает детям помочь разделить фрукты). Но все равно, на всех не хватает. Что еще нужно сделать? (Разделить каждую половинку на 2 части). (Делят. В. угощает детей). Затем еще раз закрепляют, как они делили грушу. (Аналогично делят яблоки) [2].
2 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР
В дидактические игры следует играть во время самостоятельной или совместной деятельности детей и педагога.
Для игры в настольные игры следует выбирать стол, за которым смогут комфортно сидеть все участники игры.
Участие в играх взрослого человека повышает интерес детей к играм, способствуют развитию дружеских отношений.
Для развития активности и самостоятельности целесообразно роль ведущего поручать кому-нибудь из ребят.
Новую игру следует четко, кратко объяснить, отдельные моменты можно показать.
Ход игры и ее правила объясняются перед началом. При необходимости воспитатель может показать и с помощью вопросов выяснить, как дети поняли игру.
Все указания по ходу игры нужно давать в спокойном тоне, отмечать правильное выполнение заданий, соблюдение правил.
Деятельность детей в игре оценивается всеми ее участниками; при этом важно отмечать соблюдение правил, качество ответов, самостоятельность в организации и проведении игр.
После игры необходимо дать объективный анализ поведения всех играющих, выполнения ими всех правил, что способствует формированию дружеских отношений и сознательного отношения каждого ребенка к своему поведению [6].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Дидактическая игра представляет собой один из самых эффективных методов построения учебной ситуации в игровой форме.
Дидактические игры математического характера позволяют не только расширять знания дошкольников, но и закреплять представления детей о количестве, величине, геометрических фигурах, ориентировке в пространстве и во времени. Содержание игры способствует проявлению и становлению интереса к познанию, выявлению закономерностей, связей и зависимостей предметов и явлений окружающего мира [3, c.86].
В результате освоения практических действий дети познают свойства и отношения объектов, чисел, арифметические действия, величины и их характерные особенности, пространственно-временные отношения, многообразие геометрических форм. Выполнение дидактических игр вызывает у детей живой естественный интерес, способствует развитию самостоятельности мышления, а главное - освоению способов познания.
Эффективность применения дидактической игры зависит от того, понимает ли ребенок цели игры, соблюдает ли он ее правила, осознает ли итог проделанной работы. При этом, чем чаще дети участвуют в одной и той же игре, тем лучше они осваивают те навыки, которые они должны приобрести.
Дидактическая игра в своей реализации требует от воспитателей определенных знаний и умений в области способов и приемов применения данного метода при обучении дошкольников.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Белошистая, А. В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников / А.В.Белошистая: - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003. - 400 с.
2. Венгер, Л.А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей детей дошкольного возраста [Текст] / Сост. Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко. – М.: Просвещение. 1989. – 127 с.
3. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников / З.А.Михайлова. - М.: Просвещение, 2015. – 96 с.
4. Дидактические игры, направленные на формирование элементарных математических представлений у детей подготовительной группы. [Электронный ресурс].
5. Картотека дидактических игр по ФЭМП в подготовительной группе [Электронный ресурс].
6. Методические рекомендации к использованию дидактических игр по физиче-скому воспитанию в старшей группе [ Электронный ресурс].
Рекомендуем посмотреть:
Математическая викторина для детей подготовительной группы ДОУ
Математические игры для детей подготовительной группы по теме: «Зимующие птицы»
Дидактические игры по ФЭМП для дошкольников 5-7 лет
Дидактическое пособие из фетра по математике для детей 5-7 лет своими руками пошагово с фото
Похожие статьи:
Игры с цифрами для детей 6-7 лет
Дидактические упражнения для детей 5-6 лет по математике в картинках
Задания на счет для детей 6-7 лет
Задания в картинках для детей 6-7 лет
Занимательная математика для дошкольников 6-7 лет. Задания. Распечатать картинки