Компетентностный подход к обучению дошкольников правилам дорожного движения
Проблема дорожно-транспортных происшествий в Российской Федерации по своим масштабам и тяжести травм имеет все признаки национальной катастрофы. Особую тревогу вызывает ситуация с детским дорожно-транспортным травматизмом.
Причиной дорожно-транспортных происшествий чаще всего являются сами дети. Приводит к этому незнание правил дорожного движения, пренебрежение ими, отсутствие навыков поведения на дороге, а также безучастное отношение взрослых к поведению детей на дороге.
Воспитание безопасного поведения у детей — одна из важнейших задач дошкольного учреждения. Ребёнок становится пешеходом значительно раньше, чем он по своим знаниям, усилиям, развитию становится к этому подготовленным. С первых дней пребывания ребенка в детском саду следует так организовать его воспитание и обучение, чтобы к моменту перехода из детского сада в школу он легко ориентировался в ближайшем окружении, умел наблюдать и правильно оценивать дорожные ситуации, владел навыками безопасного поведения в этих ситуациях.
На сегодняшний день проблема воспитания у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на улицах города очень актуальна. В отечественной педагогической практике накоплен достаточный опыт по обучению дошкольников безопасному поведению на дорогах Н. Н.Авдеевой, Р. Б. Стеркиной, Н.Л. Князевой, А.В. Гостюшиным, Н.И. Клочановым, М.М Котик, О.А. Скоролуповой, Т.А.ШорыгииоЙ и др.
Данной проблемой занималась Саулина Т. Ф., которая разработала пособие для педагогов и родителей «Три сигнала светофора». В пособии представлены основные направления работы по ознакомлению дошкольников 3-7 лет с правилами дорожного движения, конспекты занятий и развлечения, игры, литературный и другой дополнительный материал. Книга адресована педагогам дошкольных образовательных учреждений, методистам по дошкольному воспитанию, а так же родителям.
Так же изучала эту проблему Данилова Т. И., которая разработала программу «Светофор» по обучению детей дошкольного возраста ПДД. Актуальность и жизненная необходимость обучения детей дошкольного возраста правилам дорожного движения несомненна важна. Целью данного пособия является формирование у дошкольников навыков безопасного поведения на дорогах. В пособии представлена система занятий познавательного цикла, экскурсии, целевые прогулки с постепенными усложнениям по возрастным периодам.
Рекомендована эта программа педагогам дошкольных учреждений.
Большую часть дня дошкольник проводит в детском саду, поэтому именно там все дети могут и должны получить систематизированную информацию о безопасном поведении на улице и приобрести необходимые навыки такого поведения.
Выбранная мною тема «Компетентностный подход к обучению дошкольников правилам дорожного движения» важна по
целому ряду причин:
1. Рост количества машин на улицах нашего города, а также городов и поселков нашей страны, увеличение скорости их движения, плотности транспортных потоков, растущие пробки на автодорогах являются одной из причин дорожно-транспортных происшествий.
2. Детский травматизм в нашей стране в десятки и сотни раз превышающий травматизм в других странах, требует перестать относиться к обучению безопасному поведению ребенка на дорогах как второстепенному предмету.
В своей деятельности я использовала нормативно – правовые документы федерального и регионального уровня. Одними из них являются: Федеральный закон - ФЗ «О безопасности дорожного движения» и ФГОС к структуре основной образовательной программы дошкольного образования, где выделена образовательная область «Социально-коммуникативное развитие», одной из задач которой является: передача детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства.
Современные тенденции по обучению детей Правилам движения опираются на классификацию ключевых компетентностей, разработанную авторским коллективом под руководством О. В. Дыбиной, считающим, что компетентностей, которыми должны овладеть дети дошкольного возраста
три:
- технологическая компетентность;
• умение ориентироваться в новой, нестандартной для ребенка
ситуации;
• умение планировать этапы своей деятельности;
• умение понимать и выполнять алгоритм действий;
• умение устанавливать причинно-следственные связи;
• умение выбирать способы действий из усвоенных ранее способов;
• умение использовать способы преобразования (изменение формы,
величины, функции по воссозданию, аналогии и т. д.);
• умение понимать и принимать задание и предложение взрослого;
• умение принимать решение и применять знания в тех или иных
жизненных ситуациях;
• умение организовать рабочее место;
• умение доводить начатое дело до конца и добиваться результатов.
- информационная компетентность;
Информационная компетентность включает в себя:
• умение ориентироваться в некоторых источниках информации (книги, предметы искусства, игрушки, рассказ сверстника, рассказ взрослого, телевидение, видеофильмы, интернет и т. д.);
• умение делать выводы из полученной информации;
• умение понимать необходимость той или иной информации для своей деятельности;
• умение задавать вопросы на интересующую тему;
• умение получать информацию, используя некоторые источники;
• умение оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем и окружающей средой.
- социально-коммуникативная компетентность.
• умение понимать эмоциональное состояние сверстника, взрослого (веселый, грустный, рассерженный, упрямый и т. д.) и рассказать о нем;
• умение получать необходимую информацию в общении;
• умение выслушать другого человека, с уважением относиться к его мнению, интересам;
• умение вести простой диалог со взрослыми и сверстниками;
• умение спокойно отстаивать свое мнение;
• умение соотносить свои желания, стремления с интересами других людей;
• умение принимать участие в коллективных делах (договариваться, уступать и т. д.);
• умение уважительно относится к окружающим людям;
• умение принимать и оказывать помощь;
• умение не ссориться, спокойно реагировать в конфликтных ситуациях.
Методы и технологии, применяемые в работе с детьми:
• проектный метод обучения
• моделирование опасных и безопасных дорожных ситуаций
• личностно-ориентированная технология
• технология игрового обучения
• метод наблюдения и беседы
• информационно-коммуникативные технологии
Методы активизации родителей:
• обсуждение просмотренных видеосюжетов
• ролевое проигрывание ситуаций
• тренинговые игровые упражнения и задания
• анализ родителями и педагогами поведения ребенка
• обращение к опыту родителей
• использование информационно-коммуникативных технологий
Работа проводилась в течение трех лет.
Прежде всего, была создана развивающая среда: разработан перспективно-тематический план по ознакомлению дошкольников с правилами дорожного движения, оформлены картотеки занятий, наблюдений, экскурсий, досугов, игр по ПДД, что позволило проводить знакомство детей с правилами дорожного движения на занятиях разного вида, организовывать целенаправленные экскурсии к проезжей части; оформлен уголок безопасности, в который входит подиум с макетом улиц и дорог, с помощью которого ребята учились решать проблемные ситуации, и картой-схемой нашего микрорайона, по которой дети прослеживали маршрут перед экскурсией; подобраны настольно-печатные игры, развивающие игры, морфологическая дорожка, с использованием мнемотаблиц, подготовлены атрибуты к сюжетно-ролевым и подвижным играм, разработана новая сюжетно-ролевая игра «Школа юных пешеходов», собрана библиотека детской художественной литературы «Школа светофорных наук», видеотека с мультимедийными поучительными фильмами и слайдами по ПДД, которые использовала как на занятиях, так и в вечернее время.
Учитывая тот факт, что обучение детей правилам дорожного движения должно быть увлекательным, подобрала и выучила с воспитанниками стихи и загадки о дорожных знаках, транспорте, которые потом включила в досуг по ПДД «Путешествие в страну дорожных знаков», провела ряд занятий («Знакомство с дорожными знаками», «Путешествие по родному городу» и др.) и экскурсий к проезжей части. Вместе с детьми и родителями оформили книжку-раскраску «Дорожные знаки» и фотоальбом «Как мы изучали дорожные знаки».
В распознавании дорожных знаков, в умении классифицировать их, в закреплении знаний о назначении основных знаков большую помощь оказали игры «Дорожные знаки», «Играй да смекай!», «Подумай – отгадай», «Веселый жезл», «К своим знакам», дорожная мозаика и др.
Работа по закреплению дорожных знаков, отработке действий в различных проблемных ситуациях продолжалась и в летний оздоровительный период на транспортной площадке на территории детского сада.
Осуществляя работу по ознакомлению детей с правилами дорожного движения, была создана картотека игр по ознакомлению дошкольников с правилами дорожного движения. Большое внимание было уделено играм,
способствующим развитию речи:
- словесные игры «Подбери признак», «Подбери действие», «Скажи слово с нужным звуком», «Придумай предложение», «Составь загадку о транспорте», «Хорошо – плохо», «Образовать прилагательное от существительного», «Я знаю пять…», «Сочиняем сказку», «Дорожные слова» и др.
- сюжетно-дидактические игры «Бензозаправочная станция», «Машины на нашей улице», «Нам на улице не страшно»
- сюжетно-ролевые игры: «Шоферы», «Пешеходы», «Пассажиры», «Службы спасения», «Автозаправочная станция»;
- игры на подиуме: «Перекресток», «Наша улица»;
-настольно-печатные игры: настольно-развивающая игра-лото, «Транспорт наземный, воздушный, водный», «Дорожные знаки», дорожная мозаика «Собери знак из пазлов» и др.
Важным условием успешного обучения детей правилам безопасного поведения на дорогах является создание соответствующей материальной базы и развивающей среды Развивающая среда для обучения основ безопасности дорожного движения в группе включают в себя макеты улиц города, наборы транспорта, дорожные знаки, светофоры, атрибуты для сюжетно-ролевых игр, дидактические игры. При построении системы работы по изучению дошкольниками
Правил дорожного движения следует иметь в виду три аспекта взаимодействия с транспортной системой города:
• Ребенок – пешеход;
• Ребенок – пассажир городского транспорта;
• Ребенок – водитель детских транспортных средств (велосипед, санки, ролики и др.).
Многие педагоги разрабатывают программы и проекты по обучению детей правилам дорожного движения. Проблема детского дорожно-транспортного травматизма по-прежнему сохраняет свою актуальность. А необходимость уже в дошкольном возрасте доводить до детей первые сведения о правилах дорожного движения диктует сама жизнь. Важнейшая роль в профилактике детского – транспортного травматизма принадлежит ДОУ. Воспитатели, педагогические работники, родители должны помочь ребенку стать дисциплинированным пешеходом, неукоснительно выполняющим ПДД проводя мероприятия в различных формах.
Работа по обучению дошкольников правилам дорожного движения широко пропагандировалась среди педагогов нашего города, а также представлялась на Международном и Всероссийском уровне. Так, в апреле 2016 г. Для участников городского методического объединения воспитателей мною было представлено выступление с презентацией на тему: «Моделирование развивающей предметно-пространственной среды в средней группе по ПДД», в 2017 г. В Международном сетевом издании «Солнечный свет» опубликовала статьи «Компетентностный подход к обучению дошкольников правилам дорожного движения» и «Моделирование развивающей предметно-пространственной среды по ПДД в средней группе», а также заняла I место во Всероссийском творческом конкурсе, проводимом на сайте «Солнечный свет» в номинации «Безопасная среда» на тему «Обучение дошкольников безопасному поведению на дорогах».
Так как безопасность жизни ребенка обеспечивается не только педагогической командой дошкольного учреждения и культурой самого ребенка, но и в первую очередь, действиями родителей, постаралась использовать все доступные формы и методы
повышения компетентности родителей по данному вопросу:
- родительское собрание «Безопасная дорога»;
- консультация «Рекомендации по обучению детей ПДД», «Правила поведения в общественном транспорте», «Слова, которые должен знать ребенок при поступлении в школу»;
- незабываемым оказался семейный конкурс «Вкусная безопасность», на котором дети с родителями должны были не только представить какое-то блюдо, связанное с ПДД, но и подобрать стихотворение, отражающее название блюда.
Обучая детей безопасному поведению на дороге, пропагандируя знания среди родителей, я широко использовала информационно-коммуникативные технологии:
- книжки-раскладушки с советами, рекомендациями «Выучите с детьми правила дорожного движения», «Правила дорожного движения для дошкольников»;
- плакаты с призывами соблюдать правила дорожного движения, приобретать детские удерживающие устройства;
- листовки - обращения к родителям о соблюдении ПДД в разные времена года, обращения «Водитель, будь внимателен!», которые были розданы родителям – водителям;
- буклеты-памятки, которые считаю удобной формой взаимодействия с родителями, т. к. они небольшие по размеру, удобные в пользовании, каждый родитель может взять такой буклет с собой;
- мультимедийные презентации и видеоролики.
Проведенное среди родителей анкетирование показало, что не во всех семьях используют детские удерживающие устройства при перевозке детей в автомобиле.
Пропаганда среди родителей положительного семейного опыта по обучению ребенка правилам дорожного движения, использованию детских удерживающих устройств семьями наших воспитанников дали положительные результаты. Выпуск стенгазеты «Берите с них пример» повысил активность родителей в воспитании культуры безопасного поведения на дорогах, в создании безопасных условий при перевозке детей.
Новизна моего опыта заключается в оптимизации учебного процесса, в нахождении и использовании в работе уже известных и новых идей, технологий передового опыта. В работе с дошкольниками использовалась комната ПДД, где размещена игра «Зарница» с действующими светофорами улицей и пешеходными переходами.
Исследование в этой области проходит в детском саду и в настоящее время.
Обучение правилам дорожного движения, воспитание культуры поведения на улице следует проводить в соответствии с реализацией программных требований в комплексе всего воспитательно - образовательного процесса, не допуская перегрузки детей излишней информацией и учитывая состояние здоровья и настроение ребят. Такая работа требует от воспитателя четкого отбора необходимого наглядного и игрового материала.
Важным условием успешного обучения детей правилам безопасного поведения на дорогах является создание соответствующей материальной базы и развивающей среды Развивающая среда для обучения основ безопасности дорожного движения в группе включают в себя макеты улиц города, наборы транспорта, дорожные знаки, светофоры, атрибуты для сюжетно-ролевых игр, дидактические игры. При построении системы работы по изучению дошкольниками Правил дорожного движения следует иметь в виду
три аспекта взаимодействия с транспортной системой города:
• Ребенок – пешеход;
• Ребенок – пассажир городского транспорта;
• Ребенок – водитель детских транспортных средств (велосипед, санки, ролики и др.).
В связи с этим работа по воспитанию навыков безопасного поведения детей на улицах ни в коем случае не должна быть одноразовой акцией. Ее нужно проводить планово, систематически, постоянно. Она должна охватывать все виды деятельности с тем, чтобы полученные знания ребенок пропускал через продуктивную деятельность и затем реализовал в играх и повседневной жизни за пределами детского сада. Работа эта не должна выделяться в самостоятельный раздел, а должна входить во все разделы и направления программы воспитания в детском саду:
• организованные формы обучения на занятиях,
• совместную деятельность взрослого и ребенка,
• самостоятельную деятельность ребенка,
• воспитание навыков поведения,
• ознакомление с окружающим,
• развитие речи,
• художественную литературу,
• конструирование,
• изобразительное искусство,
• игру.
Подводя итог работы за 3 года, надо отметить, что в знаниях дошкольников появилась положительная тенденция:
-расширились представления детей об окружающей дорожной среде и правилах дорожного движения: умение правильно переходить проезжую часть дороги, знание правил поведения пассажира на остановке, во время посадки, во время движения транспорта, при выходе;
-дети научились распознавать знаки: информационно-указательные – «Пешеходный переход», «Место остановки автобуса»; предупреждающие знаки – «Дети»; запрещающие знаки – «Движение пешеходов запрещено», «Движение на велосипедах запрещено»; предписывающие знаки – «Пешеходная дорожка», «Велосипедная дорожка»; знаки приоритета – «Главная дорога», «Уступи дорогу»; знаки сервиса – «Больница», «Телефон», «Пункт питания».
- овладели умением предвидеть опасные ситуации и обходить их,
- обогатили свои знания правилами дорожной безопасности в условиях плохой погоды,
- значительно расширился и обогатился словарный запас детей,
Вместе с этим отмечено повышение активности родителей по вопросам ознакомления детей с правилами дорожного движения, воспитания культуры безопасного поведения на дорогах, в повышении ответственности родителей за безопасную перевозку детей; укрепление заинтересованности в сотрудничестве с детским садом.
Таким образом, систематическая работа с детьми по формированию компетентностного подхода к обучению правилам дорожного движения в детском саду в тесном контакте с родителями, использование эффективных, современных методов и приемов, учет возрастных особенностей дают положительные результаты.
Рекомендуем посмотреть:
Консультация для родителей детского сада по ПДД. Безопасность детей