Театрализованная деятельность как средство развития речи детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями. Из опыта работы
“Театр – это волшебный мир.
Он дает уроки красоты, морали
и нравственности.
А чем они богаче, тем успешнее
идет развитие духовного мира детей…”
(Борис Михайлович Теплов)
В настоящее время идут оживлённые споры по проблеме возможных способов получения полноценного образования детей с ограниченными возможностями здоровья. В связи с этим возникает актуальность определения места и роли специального обучения и воспитания в образовательном пространстве.
На современном этапе проблема обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья приобретает всё большую значимость в связи с резким увеличением их числа. Среди школьников с проблемами в развитии самую многочисленную категорию составляют умственно отсталые, имеющие стойкое нарушение познавательной деятельности вследствие органического повреждения головного мозга. Наряду с первичным дефектом (нарушением познавательной деятельности) дети с нарушением интеллекта имеют ряд вторичных осложнений.
Овладение родным языком, развитие речи – является одним из самых важных приобретений ребёнка и рассматривается как важный компонент воспитания и обучения детей с интеллектуальными нарушениями. Л.С. Выготский писал: «Есть фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребёнка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи». Органическое поражение ЦНС приводит в большинстве случаев к грубому недоразвитию речи и всех её функций у детей с интеллектуальной недостаточностью. Для того, чтобы умственно отсталые дети были способны самостоятельно жить, соблюдая нормы общественного поведения и принося пользу обществу своим добросовестным трудом, необходимо, чтобы они осмысленно владели устной и письменной речью. Вся внеклассная работа с умственно отсталыми школьниками должна строиться с ориентиром на преодоление свойственной им бедности языка и представлений об окружающем мире.
Во внеклассной работе особое место стоит отвести театрализованной деятельности, которая стимулирует активную речь детей за счёт расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Ребёнок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства. Используя выразительные средства речи, дети стараются соответствовать характеру героев, их поступков, стараются говорить чётко, чтобы все его поняли. В театральной игре формируется диалогическая, эмоционально насыщенная монологическая речь. Дети лучше усваивают содержание произведения, последовательность событий, их развитие. Театрализованные игры способствуют усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса). Чем больше развита у ребёнка речь, тем шире его возможности познания. Театральные игры дают возможность перейти от бессловных этюдов к этюдам со словами, импровизировать с элементами костюмов, что будоражит фантазию, развивает воображение. Дети учатся выражать себя в движении, свободно держаться, не стесняясь. Театрализованная деятельность – это не просто игра! Это деятельность, которая формирует привычку к выразительной публичной речи и воспитывается в детях путём привлечения к выступлениям перед аудиторией.
Для умственно отсталых детей важны все компоненты театра: и музыка, и костюмы, и декорации, а главное слово. Постановка сказки – конечный результат. Этому способствует предварительная работа, которая заключается в использовании различных театрализованных игр и упражнений.
Содержание занятий театрализованной деятельности по развитию речи детей включает в себя следующие упражнения:
1) Этюды одиночные и парные, без слов и с минимальным использованием текста.
Игра «Изобрази героя»
Цель: развитие выразительности движений, жестов, мимики, голоса.
Ведущий предлагает изобразить сказочных персонажей, напоминая, что у каждого из них свои особенности, по которым их легко узнать:
Лиса, лисонька-лиса,
Шубка очень хороша!
Рыжий хвост, хитры глаза,
- Люблю курочек – да-да!
Петя, Петя-петушок!
Золоченый гребешок!
Как увидишь ты зарю,
Закричишь: «Ку-ка-ре-ку!»
Вышли зайки погулять,
Стали прыгать и играть.
Неуклюжий, косолапый
Ходит по лесу медведь.
Если спросят. Что он любит,
Скажет: «Меду бы поесть!»
2) Выразительное чтение сказки по ролям.
3) Упражнения на развитие артикуляционного аппарата.
Сначала в течение 1-2 минут делается разогревающийся массаж, затем артикуляционная гимнастика. Упражнение «Назойливый комар» (Представим, что у нас не рук, ног, а есть только лицо, на которое постоянно садится неугомонный комар. Мы можем отогнать его только движением мышц лица. Внимание на дыхании не акцентируется. Главное – гримасничать как можно более активно.
4) Упражнения на развитие дикции, вербальной и невербальной стороны речи.
Игра «Разговор через стекло».
Дети становятся напротив друг друга. Им нужно представить, что между ними толстое стекло, оно не пропускает звука. Одному ребёнку нужно будет показать (например, Ты забыл надеть шапку, Мне холодно), а другому отгадать то, что он увидел.
Игра «Вежливые слова»
Цель: развитие уважения в общении, привычка пользоваться вежливыми словами. Игра проводится с мячом в кругу. Дети бросают друг другу мяч, называя вежливые слова. Назвать только слова приветствия (здравствуйте, добрый день, привет, мы рады вас видеть, рады встречи с вами); благодарности (спасибо, благодарю, пожалуйста, будьте любезны); извинения (извините, простите, жаль, сожалею); прощания (до свидания, до встречи, спокойной ночи). Из практики – дети идут в столовую…
5) Для расширения словарного запаса детей используем такие упражнения как «Подбери общие слова»
- Яблоко – это фрукт. Какие фрукты вы еще знаете?
- Дождь что делает? (Капает, льет, шумит, идет…)
- к слову подбери подходящие по смыслу слова (бежит – мальчик, ручей; шумит – дождь, ветер, листва).
Следует обратить снимание на тот факт, что чем конкретнее ребёнок представляет технологию звукоизвлечения, тем более стабильнее он достигает результаты.
Необходимо добиваться от детей чёткого звукопроизношения.
При этом целесообразно использовать такие театрализованные игры как:
1-й - спокойную, плавную звучащую речь.
Свистит ветер - ССССССС…
Шумят деревья - ШШШШШ…
Летит пчела - ЖЖЖЖЖЖ…
Комар звенит - ЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗ…
2-й - волевую, но сдержанную речь.
Работает насос - ССССС! ССССС! ССССС!
Метёт метель - ШШШШ! ШШШШ! ШШШШШ!
Сверлит дрель - ЗЗЗЗЗ! ЗЗЗЗЗ! ЗЗЗЗЗ!
3-й - эмоциональную речь в быстром темпе.
Кошка сердится - Ф! Ф! Ф! Ф!
Пилит пила - С! С! С! С!
Заводится мотор - Р! Р! Р! Р!
6) Особую внимание уделяется развитию связной диалогической речи.
В сценической речи с этой целью используем скороговорки и Чистоговорки. Это одни и те же тексты, которые произносятся с разной скоростью. Скороговорки – в быстром темпе, чистоговорки наоборот, внимание обращается не на скорость, а на чистоту проговаривания.
«Шесть мышат в камышах шуршат» - прочитать как малыш/учительница/военный.
Таким образом, исходя из вышесказанного и опыта работы с уверенностью можно сказать, что театрализованная деятельность не только вводит детей в мир прекрасного, но и способствует всестороннему развитию детей с интеллектуальными нарушениями, развивает их речь, что помогает адаптироваться ребёнку в коллективе.
Рекомендуем посмотреть:
Инсценировка сказки Чуковского в начальной школе. Муха-Цокотуха
Кукольный спектакль по сказке "Колобок" на новый лад. Сценарий
Сценарий театральной постановки по экологии в начальной школе
Театрализованная сказка для детей 9-11 лет. Сценарий «Белка, рукавица и иголка»