Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Взаимодействие учителя - дефектолога и педагога - психолога в ДОУ

Взаимодействие учителя - дефектолога и педагога - психолога в комплексной работе с детьми с ОВЗ и их родителями
В современном мире предъявляются все более высокие требования не только ко взрослым, но и к детям: неотвратимо растет объём знаний, который нужно передавать подрастающему поколению. А педагоги тем временем хотят, чтобы усвоение этих знаний было осмысленным, а не механическим. Чтобы детям было легче справиться с ожидающими их впереди сложными задачами, взрослым нужно позаботиться о своевременном и полноценном развитии и формировании психических познавательных процессов. Такие сложности стоят на пути не только у нормально развивающихся детей, но и у детей с ограниченными возможностями здоровья, ведь по статистике, число детей с ОВЗ увеличивается с каждым годом.

Лев Семенович Выготский писал: «Дефект какого-нибудь анализатора или интеллектуальный дефект не вызывает изолированного выпадения одной функции, а приводит к целому ряду отклонений».

Соответственно не различают речевые или интеллектуальные расстройства, при которых бы не отмечались другие психологические нарушения, которые вместе создают сложный психологический комплекс отклонений в психическом развитии у детей.

Основными задачами работы в группе детей с ОВЗ являются:
• обеспечение каждому ребенку максимального уровня физического, умственного и нравственного развития;
• организация учебно-воспитательной работы, направленной на коррекцию, компенсацию и предупреждение вторичных отклонений в развитии;
• а также подготовка детей к обучению в школе с учетом индивидуальных и возрастных особенностей дошкольников.

В дошкольном образовательном учреждении для детей с ограниченными возможностями здоровья должны быть созданы специальные условия, так как нарушения в развитии ребенка обуславливаются трудностями, сопровождающимися снижением активности ребенка к обучению и воспитанию; тяжелой и длительной адаптацией в группе сверстников и серьезными проблемами социализации в обществе. Чтобы активно реализовались эти условия в группе должны тесно взаимодействовать ряд специалистов:
1. Учитель-дефектолог,
2. Учитель-логопед,
3. Педагог-психолог,
4. Инструктор по физической культуре,
5. Музыкальный руководитель,
6. Воспитатели группы.

В своей статье мы опишем опыт работы взаимодействия учителя - дефектолога и педагога-психолога в компенсирующей группе для детей с ЗПР и их родителями по следующим направлениям:
- диагностическая работа,
- коррекционно-развивающая работа,
- аналитическая работа,
- консультативно-просветительская работа.

Наша совместная работа начинается с психолого-медико-педагогического обследования детей, которая проводится всеми участниками педагогического процесса. Учитываются не только знания, умения и навыки ребенка, но и то, чему его можно научить, чем он может овладеть. Учитывается зона ближайшего развития ребенка и следующие принципы работы: комплексности, системности, учета возрастных и индивидуальных особенностей, а также личностно-ориентированный подход.

Коррекционно-развивающая работа тесно взаимодействует с консультативно-просветительской работой, так как обязательным условием при проведении коррекционной работы является фактическое непосредственное участие родителей для обеспечения единства и преемственности семейного и дошкольного воспитания, развития интеллектуальной психо-речевой компетентности у детей.

В коррекционной работе мы выделили основные направления и разработали систему методов и форм совместной работы с семьей:
- индивидуальные беседы по вопросам развития и коррекции воспитания ребенка;
- индивидуальные и общие консультации по обсуждению различных проблем для выстраивания отношений сотрудничества с родителями по коррекции нарушений интеллектуального и психического развития ребенка;
- родительские собрания, направленные на сотрудничество и взаимодействие между специалистами группы и родителями в различных формах, таких как, «круглый стол», обучающие тренинги, игры, мастер классы;
- открытые занятия;
- занятия-практикумы, позволяющие родителям познакомиться с приемами проведения игр и упражнений с детьми.

Благодаря этим формам в педагогической деятельности, взрослые обучаются практическим приемам работы с ребенком.

При реализации вышеперечисленных направлений и форм работы с детьми и их родителями можно легко проанализировать положительные и отрицательные стороны нашей деятельности, а также отследить динамику развития каждого ребенка.

При взаимодействии родителей детей и специалистов группы уделяется большое внимание наглядным формам обучения. Еженедельно оформляется информационный стенд, который отражает тематику занятий, дает ответы на наиболее актуальные вопросы родителей, знакомит с новыми приемами коррекционной работы с детьми. Обязательно даются практические рекомендации по формированию и развитию психических познавательных процессов ребенка, которые позволяют познакомиться с техникой работы и различными приемами проведения игр и упражнений с дошкольниками.

Мы используем в образовательном процессе собственную библиотеку игр и упражнений, которая может стимулировать активное участие родителей в коррекционно-развивающем процессе. Родители могут активно использовать практический материал, объединенный одной лексической темой, включающей в себя различные задания, упражнения на развитие внимания, памяти, мышления, речи, восприятия, воображения, мелкой моторики рук.

В.А. Сухомлинский писал о том, что «истоки способностей и дарования детей находятся на кончиках их пальцев, от них идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, тем сложнее движения необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума, чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее».

Развитие познавательных способностей в связи с развитием движения рук, особенно активно протекает в младенческом и раннем возрасте благодаря тому, что движения рук, при обследовании различных предметов, являются условием познания предметного мира. Тренировка тонких движений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие всех психических познавательных процессов, а особенно развития речи детей, именно поэтому мы хотим поделиться опытом, как можно использовать простые занимательные игры на развитие мелкой моторики рук ребенка в домашних условиях.

В наших играх используются обычные подручные материалы, которые есть в любом доме: прищепки, пуговицы, бусы, крупа, шнурки и многое другое. Эти задания могут использовать в своей работе как специалисты, так и родители.

Задания могут быть самые разнообразные: перемотка ниток, завязывание и развязывание узелков, переливание воды, расстёгивание и застегивание пуговиц, разбор и пересыпание круп, работа с тестом.

Мы представляем вашему вниманию примеры самых простых и удобных игр для развития мелкой моторики, которые помогут сделать пальчики ребенка ловкими и умелыми.

Дидактическая игра «Разноцветные крышки»
Цель игры: развитие сенсорного восприятия.
Оборудование: панно с прикрепленными винтами для крышек разных цветов.
Описание игры. Игра предназначена для детей младшего дошкольного возраста. Игра направлена на развитие сенсорного восприятия и развитие мелкой моторики рук. Перед ребенком панно, на котором прикреплены винты с крышками разных цветов. Ребенок закручивает или откручивает крышки, может посчитать крышки, ответить каких крышек больше, а каких меньше и т.д.

Дидактическая игра «Собери бусы»
Цель: развивать у детей образное восприятие, способствовать умениям нанизывать бусы в определенной последовательности (желтый, красный, желтый) по вашему усмотрению. Развивать мелкую моторику рук.
Оборудование: карточки с изображением бус в разной последовательности и количестве, разноцветные бусы, прочная нить.
Правила игры: на карточках изображены бусы, детям дается образец.
Инструкция: «У куклы порвались бусы, давай соберем ей новые. Посмотри, какие бусы можно сделать».
Ребенок по образцу нанизывает бусы на нить.

Игры с резинкой
Оборудование: резинка, коробка.
1. Между указательным и средним пальцами натянуть тонкую канцелярскую резинку. Перебирать эту резинку (как струны гитары) указательным и средним пальцами другой руки. Снимать резинку попеременно пальцами правой и левой руки (указательным, средним и т.д.).
2. «Гусли».
На картонную коробку с отверстиями в крышке натягиваются тонкие резинки. Ребёнок, перебирая пальцами, играет на «гуслях».

Дидактическая игра «Разноцветные шарики»
Оборудование: разнообразные шарики
1. Попасть шариком в цель (в игрушку).
2. Прокатить шарик по столу: подтолкнуть правой, поймать левой рукой.
3. Держать шарик большим и указательным пальцем, большим и средним пальцем и т.д. удержать шарик одним согнутым пальцем.
4. «Футбол».
Левая ладонь, лежащая ребром на столе, полусогнута. Это - ворота. Пальцы правой руки поочерёдно «забивают гол» - подталкивают шарик к левой ладони.

Дидактическая игра «Волшебная коробочка»
Оборудование: бусинки, ниточки.
1. «Случайно» рассыпать бусинки. Попросить ребёнка помочь собрать их в коробочку с маленьким отверстием.
2. Нанизывать бусинки на ниточку, изготовляя украшение для игры.
3. Нанизывать бусины в определённом порядке, чередуя их по форме, цвету или величине.
4. Брать пинцетом бусинки и по одной раскладывать в пластиковые стаканчики.

Дидактическая игра "Выложи узор"
Цель: развивать воображение, память, мелкую моторику.
1. Детям предлагается коробочка с разноцветными пуговицами. Они самостоятельно придумывают узор и выкладывают его.
2. Детям предлагаются карточки с рисунком. Они заполняют пробелы пуговицами соответствующего цвета.

Игры с пуговицами
Оборудование: пуговицы с крупными дырками, шнурок.
Предложите нанизать пуговички на шнурок. Для разнообразия можно добавить ненужные ключи, колечки, костяшки от счетов. Важно, чтобы, нанизывая, ребенок почувствовал пальчиками различие фактур, таким образом, будут стимулироваться тактильные рецепторы.

«Пуговки»
Цель: Игра развивает внимание, восприятие.
Смешайте несколько различных комплектов пуговиц и предложите ребенку их рассортировать. Выложите пуговицы в ряд с определенной закономерностью.

«Пуговки-башенки»
Цель: Игра развивает зрительно-моторную координацию.
Складывать пуговицы в стопочки (башенки). Ребенок может соревноваться с родителем, чья стопочка будет выше, тот выиграл.

Игры со шнурками
• Разместить на столе верёвочку, шнурок зигзагом и предложить ребёнку: перепрыгнуть каждым пальчиком через изгибы «ручейка»; «прошагать» по лесенке из шнурка;
• «Плетение» из шнурка узора:
кончик шнурка обмотать вокруг мизинца, затем обводить снизу под безымянным, сверху - на средний, снизу - на указательный, сверху - на большой, и обратно - в противоположной последовательности.
• Распутать узелки, «случайно» завязавшиеся на шнурке (не сильно затянутые). Можно устроить соревнование «Кто быстрей развяжет узелок».
В проделанной нами работе есть и другие эффективные способы развития мелкой моторики:
• игры с мелкими предметами (мозаика, пазлы, конструкторы, спички, прищепки, щетки, губки, бигуди);
• пальчиковые игры;
• упражнения с использованием массажного шарика Су-Джок;
• массаж пальцев и кистей рук.

Таким образом, эффективно-слаженная психолого-педагогическая и дефектологическая работа повышает успешность усвоения детьми с ограниченными возможностями здоровья программного материала дошкольного учреждения, что в дальнейшем поможет успешно социализироваться им в обществе.

Использованная литература:
1. Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. – М., 1999.
2. Выготский Л.С. Основы дефектологии. – СПб.: Издательство «Лань», 2003.
3. Крупенчук О.И. Тренируем пальчики – развиваем речь. Младшая группа детского сада. - СПб.: Литера, 2009.
4. Крупенчук О.И. Тренируем пальчики – развиваем речь. Средняя группа детского сада. - СПб.: Литера, 2009.
5. Крупенчук О.И. Тренируем пальчики – развиваем речь. Старшая группа детского сада. - СПб.: Литера, 2009.
6. Мамайчук И.И., Ильина М.Н., Миланич Ю.М. Помощь психолога детям с задержкой психического развития. – Эко-Вектор, 2017.
7. Поваляева М.А. Коррекционная педагогика. Взаимодействие специалистов. Коллективная монография \ М.А.Поваляевой. – Ростов-на- Дону: «Феникс», 2002.
8. Подготовка детей к школе детей с задержкой психического развития. Книга 1 / под общей ред. С.Г.Шевченко – М.: Школьная пресса, 2005.
9. Психолого-медико-педагогический консилиум. Технология организации диагностической и коррекционно-развивающей деятельности. Методическое пособие. Под.ред. Т.Г.Зубаревой. – Курск, 2009.
10. Рузина М.С. Стана пальчиковых игр. Развивающие игры для детей и взрослых. – СПб.: Кристалл, 2000.
11. Савина Л.Ю., Танцюра С.Ю. Общаться – это просто. Занятия по взаимодействию с ребенком ОВЗ: учеб.-метод. пособие. Ч. 2. – М.: ТЦ Сфера, 2021. – 64с.
12. Савушкина А.Г. Развитие мелкой моторики рук. Пальчиковая гимнастика: младшая и средняя группы. – Волгоград: Корифей, 2009.
13. Савушкина А.Г. Развитие мелкой моторики рук. Пальчиковая гимнастика: старшая группа. – Волгоград: Корифей, 2009.
14. Сиротюк А.Л. Упражнения для психомоторного развития дошкольников. – М., 2009.

Рекомендуем посмотреть:

Развивающая психолого-педагогическая программа для детского сада. Средняя группа Проект в детском саду, как средство развития детско-родительских отношений Развитие коммуникативных навыков детей с аутизмом Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста. Упражнения
Проект "В гостях у сказки", 2 младшая группа краткосрочный | Летняя прогулка в детском саду. Старшая группа. Конспект
Опубликовано: 193 дня назад (14 июня 2024)
Просмотров: 321
Рубрика: Без рубрики
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!