Творческий конкурс для педагогов «Яркая Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Фонетическая ритмика как здоровьесберегающая технология в ДОУ

Опыт работы музыкального руководителя ДОУ. Фонетическая ритмика как вид здоровьесберегающей технологии
В последнее время мы всё чаще и чаще слышим, что появляются всё новые технологии в воспитании детей. Главное назначение таких новых технологий – объединить педагогов, психологов, медиков, родителей и самое главное – самих детей на сохранение, укрепление здоровья.

Что такое здоровье сберегающие технологии? Это многие из знакомых большинству педагогов психолого-педагогических приемов и методов работы, технологий, подходов к реализации различных проблем плюс постоянное стремление самого педагога к самосовершенствованию.

Здоровьесберегающая технология – это целостная система воспитательно - образовательных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействия ребенка и педагога, педагога и родителей, ребенка и доктора. Эта система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья дошкольников на всех этапах его обучения и развития.

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обеспечить ребенку в условиях комплексной информатизации образования возможность сохранения здоровья, сформировать необходимые знания, умения и навыки не только общеобразовательного характера, но и здорового образа жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Здоровьесберегающие технологии особенно актуальны для детей уже однажды, в силу жизненных обстоятельств, утратили здоровье.

Помимо нарушений связанных с недостатком слуха, имеют массу различных заболеваний и отклонений от нормы. Это приводит к речевому недоразвитию. Полноценное развитие детей дошкольного возраста, имеющих нарушение слуха, невозможно без физического воспитания, обеспечивающего не только необходимый уровень физического развития, но и коррекцию отклонений различных сфер деятельности слабослышащего ребенка. Одним из видов двигательной активности является фонетическая ритмика.

Фонетическая ритмика – это система двигательных упражнений, в которых различные движения (головы, корпуса, ног и рук, сочетаются с произнесением определенного материала(звуков, слогов, слов, фраз).В научной литературе давно доказана связь между развитием движений и формированием произношения, где движения являются стимулятором, активно и положительно влияя на развитие и функционирование речевых зон коры головного мозга, особенно в дошкольном возрасте, пока идет процесс формирования речевой моторики. Совокупность движений тела и речевых органов способствует снятию напряженности и монотонности речи. Речь активно начинает формироваться, когда движения пальцев рук ребенка достигают достаточной силы и точности. Следовательно, коррекционная работа выстраивается в направлении от движения к речи, что с успехом реализует фонетическая ритмика, сочетающая в себе три компонента: эмоциональный, двигательный и речевой.

Цель занятий по фонетической ритмике заключается в том, чтобы:
- соединить работу речедвигательного и слухового анализаторов с развитием общей моторики;
- развивать фонематический слух и использовать его в ходе формирования и коррекции произносительных навыков.

Все упражнения, содержащие движения и устную речь направлены на:
- нормализацию речевого дыхания и связанной с ним плавностью речи;
- формирование умений изменять силу и высоту голоса, сохраняя нормальный тембр;
- правильное воспроизведение звуков и их сочетаний изолированно, в слогах, словах, фразах; - умение выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами.

Движения детей, которые сопровождают произнесение звуков и слогов на речевых занятиях характеризуются тремя основными элементами:
- напряженность;
- интенсивность;
- время.

Когда мы произносим те или иные звуки, то разные группы мышц, участвующие в их произведении, по-разному напрягаются или расслабляются. От качества участия мускулатуры в движении зависит и характеристика этих движений – напряженность. Интенсивность определяет динамику речи, т.е. те усилия в артикуляционном аппарате, которые возникают при произнесении того или иного звука. Время определяет скорость, с которой мы выполняем то или иное движение. Оно выражается в длительности или краткости.

С самого начала выполнения упражнений с использованием фонетической ритмики следует обучать детей сознательному регулированию движений при выполнении упражнений, которые сопровождают произнесение звуков и слогов с этими звуками.

Музыка и слово помогают или активно реализовывать движение, или затормозить моторную реакцию музыка оказывает влияние на качество исполнения – улучшается выразительность движений, ритмичность, четкость, плавность, слитность. Эмоциональная окрашенность движений вследствие восприятия музыки придает им энергию или мягкость, больший размах или сдержанность, а создание с помощью музыки определенных образов способствует развитию мимики и пантомимики.

При проведении игровых упражнений на основе фонетической ритмики необходимо:
- Выполнять упражнения регулярно 3–5 раз в неделю.
- Во время выполнения упражнений дети должны стоять врассыпную, чтобы хорошо видеть педагога и не мешать друг другу.
- Дети выполняют движения и проговаривают речевой материал синхронно с педагогом.
- Каждое упражнение выполняется 3–5 раз. Многократное повторение упражнений делает движения более четкими и точными, в том числе и движения органов артикуляции. Поэтому на начальном этапе главное внимание следует обратить на правильность выполнения детьми именно движений. Упор на движение, а не на речь!
- Положительная оценка каждого выполненного упражнения.
- Игровые упражнения могут выглядеть как отдельное занятие или как часть речевого занятия, могут использоваться в качестве динамических пауз.

Регулярное проведение речевых упражнений с использованием фонетической ритмики показало, что:
- у детей активнее развивается общая и мелкая моторика, артикуляционная моторика и координация движений;
- улучшается фонематический слух;
- нормализуется речевое дыхание;
- формируется умение изменять силу и высоту голоса;
- улучшается ритмико-интонационная сторона речи;
- уточняется артикуляция имеющихся звуков, создается база для постановки отсутствующих звуков, более быстрый процесс автоматизации звуков;
- повышается речевая активность детей.

Каждый человек может мыслить, сидя неподвижно. Однако для закрепления мысли необходимо движение. Иван Петрович Павлов считал, что любая мысль заканчивается движением. Именно поэтому многим людям легче мыслить при повторяющихся физических действиях, например, ходьбе, покачивании ногой, постукивании карандашом по столу и прочее. На двигательной активности построены все нейропсихологические коррекционно-развивающие программы. Вот почему следует помнить, что неподвижный ребенок не обучается.

Рекомендуем посмотреть:

Осеннее спортивное развлечение в детском саду. Средняя группа Дорожка здоровья для ребёнка своими руками Оздоровительно - профилактическое занятие в старшей группе детского сада Применение здоровьесберегающих технологий в ДОУ
Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе с элементами театрализованной деятельности
Опубликовано: 560 дней назад (6 ноября 2020)
Просмотров: 3598
Рубрика: Без рубрики
0
Голосов: 0
Елена Борисовна Жданова # 8 ноября 2020 в 17:56 +1
Статья интересная, технология необычная в ней описана и полезная, но для меня не хватило практики, например, комплекса упражнений, которым можно было бы воспользоваться на уроках или во внеурочное время