Творческий конкурс для педагогов «Замечательная Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Родительский клуб как форма работы с родителями в ДОУ

Родительский клуб как форма создания инклюзивного сообщества
В работе с родителями детей с ОВЗ неслучайно уделяется достаточно большое внимание. Для таких детей, контакт которых с окружающим миром сужен, неизмеримо возрастает роль семьи. Семье принадлежат значительные возможности в решении определённых вопросов воспитания детей, включение их в социальные и трудовые сферы, становление детей с ОВЗ как активных членов общества.

Многочисленные исследования свидетельствуют о том, что появление в семье ребёнка с ОВЗ нарушает сложившуюся жизнедеятельность семьи меняются психологический климат семьи. Существуют проблемы в эффективном взаимодействии педагогов и родителей в формировании целостной картины мира дошкольников. От участия совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие ребенка. Так же и от качества работы дошкольного учреждения, в том числе и от воспитателей, зависит уровень педагогической культуры родителей.

Принцип активного включения в образовательный процесс всех его участников предполагает создание условий для понимания и принятия друг друга с целью достижения плодотворного взаимодействия на гуманистической основе.

Инклюзия – это активное включение детей, родителей и специалистов в области образования в совместную деятельность: совместное планирование, проведение общих мероприятий, семинаров, праздников для создания инклюзивного сообщества как модели реального социума.

Исходя из всего вышесказанного, учитывая проблемы, возникающие в семьях, где воспитываются дети с ОВЗ, мы определили общую цель психолого-педагогической работы с родителями таких детей повышение педагогической компетенции родителей и помощь семьям по адаптации и интеграции детей с ОВЗ в общество.

В нашем дошкольном учреждении с 2019 года функционирует группа комбинированного вида, в которой воспитываются дети с ОВЗ в количестве 8 человек от 3-х до 7-лет. 6 детей из них имеют задержку психического развития, 2 детей с расстройством аутистического спектра (РАС).
Посещение детей с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в режиме полного дня. Дети занимается на всех занятиях совместно со сверстниками. При этом педагоги всегда учитывают их индивидуальные особенности.

Педагог создает условия, в которых ребенок может самостоятельно развиваться во взаимодействии с другими детьми. На занятиях игры и упражнения выбираются с учетом индивидуальных маршрутов обучения и воспитания, разработанные командой специалистов. Для детей с ОВЗ создаем специальные образовательные условия.

Вся работа в детском саду строится по принципу командной работы, необходимы долгие напряженные усилия большого количества специалистов различных профилей: учителя-дефектолога, учителя-логопеда, педагога - психолога, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, воспитателей, врачей. Наличие такой команды специалистов разных профилей позволяет осуществлять системное воздействие, вырабатывать единые требования к коррекционно-развивающему процессу, проектировать индивидуальные образовательные маршруты и разрабатывать адаптированные образовательные программы для детей с ОВЗ.

В процессе воспитания, обучения и социализации ребенка с ОВЗ в 2020 учебном году мы приняли совместное решение со специалистами и родителями о создании клуба «Принимаем - помогаем». Клуб организован для родителей детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и родителей нормативно - развивающих детей. В состав входят участники оздоровительного и образовательного процесса, родители (законные представители) воспитанников.

Цель деятельности: всестороннее психолого-педагогическое сопровождение воспитания и развития детей с ОВЗ и нормативно-развивающих детей, посещающих учреждение.

Основные задачи:
- Обеспечение эффективного взаимодействия между ДОУ и родителями воспитанников в целях оптимизации воспитания и развития детей с ОВЗ в условиях ДОУ и семьи.
- Оказание всесторонней психолого-педагогической помощи родителям (законным представителям).
- Психолого-педагогическое просвещение родителей воспитанников с учетом индивидуальных особенностей, возможностей и потребностей семей;

Деятельность клуба осуществляется в соответствии с годовым планом ДОУ, с учетом индивидуальных и групповых запросов родителей. Функционирование родительского клуба осуществляют специалисты ДОУ. Формы клуба групповые и подгрупповые, индивидуальные мероприятия для родителей деловые игры, соревнования, консультации, тренинги.

Законы клуба:
- В работе клуба участвуют заинтересованные и активные родители.
- Учимся любить детей такими, какие они есть.
- Каждый участник имеет свою точку зрения.
- Важно и ценно для ребёнка чувствовать поддержку родителей.
- Вместе мы преодолеем все трудности.

Родительский клуб «Принимаем - помогаем» работает по двум основным направлениям:
- Психолого педагогическое, информационно просвещение родителей «За круглым столом» .
- досуговая деятельность «Рука в руке».

«За круглым столом» начинает свою работу с базовых форм взаимодействия с семьей. Была организована и проведена триаду встреч .

Включение родителей в качестве равных партнеров в образовательный процесс предполагает издание специальных пособий с играми и упражнениями по проведению занятий с ребенком дома, информационных листов, памяток по оформлению документов для получения социальной помощи.

Тема первой встречи «Вместе – разом, вместе – дружно»: представили особенности работы по развитию общей и мелкой моторики. Коррекция мелкой моторики рук детей важна для общего развития ребёнка, так как ему понадобятся точные координированные движения, чтобы писать, одеваться, а также выполнять различные бытовые и прочие действия.

Темы второй встречи:
1) «Развиваем моторику» - организовали информационно наглядное пособия для развития мелкой моторики, картотеку игр на развитие координации речи с движением, общей моторики, картотеку пальчиковой гимнастики, игр для развития мелкой моторики рук (оригами, рисование пальцами, лепка).
2) «Артикуляционная моторика» – представили практическое пособие: картотека упражнений для постановки звуков, методику работы по С.С. Железнова и Е.С. Железновой [1], Т.Н. Новиковой-Иванцовой [2].
3) «Учимся правильно дышать» – организовали презентацию пособий по физиологическому и речевому дыханию, гигиене носа и горла.

Первый наш опыт в досуговой деятельности прошел через природу в начале осени. «Ох, и хорошо в лесотундре осенью». Совместно с родителями мы организовали нашим детям поход. Сколько восторгов и радости доставил этот поход. Дети любовались красотой природы, наблюдали, закрепляли знания об изменениях в природе, узнали много новых слов. Также дети собирали природный материал, который пригодится в продуктивной деятельности. Каким веселым, спортивным и удивительным получился денек. Программа нашего похода была познавательно-насыщенной, устанавливали палатку, определяли следы. Мы любовались красотой нашей лесотундры, дышали свежим воздухом, занимались спортом на тренажерах и угощали кормом птиц. Ну какой же поход без привала, дети с удовольствием доставали из своих рюкзаков приготовленные родителями бутерброды, дружно делились друг с другом. Уставшие, но счастливые дети возвращались в детский сад.

В качестве формы практической работы организован мини проект в ДОУ по теме: «Юные эколята». Совместно с родителями выбрали презенты для детей «Эко карандаши» из которых вырастут настоящие растения. В продолжение данной темы была показана презентация которую с удовольствием подготовила нам родительница воспитанника «Сохраним мир от мусора», о переработке отходов. Дети примерили на себя роль созидателя и утвердились в ней: в роли спасателей они оказали помощь в проведении трудового десанта «Очистим пруд от мусора», «рассортируем мусор по контейнерам». Игры прошли на «ура!» Природа – наш друг! - эта мысль станет главным мотивом бесед с ребёнком и их родителями

Создали семейный театр в группе для детей с ОВЗ – конструктивная форма взаимодействия с семьёй, объединяющая семьи, в целях развития их воспитательного потенциала при поддержке специалистов. Поставили сказки: «Колобок», «Теремок», «Репка».

Что даёт семейный театр?
Для родителей семейный театр – это источник новых знаний; возможность адекватного восприятия действий ребёнка; приобретение опыта совместных переживаний. Для ребёнка – это удовлетворение потребности в любви, в одобрении; овладение способами взаимодействия со сверстниками и другими взрослыми; понимание окружающего мира.

За время работы мы выяснили, что в информации по вопросам развивающего обучения, обеспечения психологического комфорта детей нуждаются родители не только детей с ОВЗ, но и обычно развивающихся детей. Наибольший интерес вызывают у родителей современные подходы к интеллектуальному развитию и формированию у ребёнка таких качеств личности, как активность, инициативность и самостоятельность.
И мы решили работать совместно с заинтересованными и активными родителями групп нормативно-развивающихся детей. Вместе мы преодолеем все трудности.

Организовали дистанционные встречи по запросу родителей.
- «Что такое Су-джок?, Спиральная гимнастика» провел учитель логопед. Она расширила кругозор родителей, их знания о методиках спиральной гимнастики и Су-джок в домашних условиях.
- «Как помочь родителям выбрать правильный стиль общения с ребенком». Обсудить виды наказания и поощрения, которые родители применяют к детям. Клубом «принимаю- помогаю» была организованна дистанционная встреча через zoom с педагогам- психолого .

Мультидисциплинарная команда специалистов отмечает следующие позитивные результаты по отношению к детям. Попадая в инклюзивную среду и видя, как дети общаются, ребенок с ОВЗ тянется за ними, все психические процессы формируются быстрее.

Благодаря инклюзии здоровый ребенок учится заботиться, оказывать внимание другим, активно развивает свои навыки коммуникации. Нормативно развивающиеся дети помогают детям с ОВЗ осваивать различные виды деятельности, тем самым совершенствуются сами.

Когда дети с ОВЗ обучаются среди нормативных детей, у них появляется стимул к развитию: они хотят говорить, играть как их сверстники; они подражают здоровым детям и быстрее развиваются.

В рамках инклюзивного подхода ребенок-партнер становится активным участником образовательного процесса. Его речь становится доступной для окружающих. А среди сверстников дети демонстрируют свои успехи с большой радостью, желанием быть признанным. Дети получают возможность реализовать знания, умения, навыки в своем детском коллективе.

Родители получают не только теоретические знания, но и приобретают практический опыт понимания своего ребенка, умение играть с ним, создавать ему условия для дальнейшего развития и вхождения в большой мир. Родители становятся заинтересованными в вопросах, касающихся формирования личности малыша, его внутреннего мира, отношений с окружающими; исчезает страх и появляется уверенность и гордость за успехи своего ребенка.

Мы получаем обратную связь от участников образовательного процесса родителей и ценим их благодарность нашему труду. Большое спасибо нашим родителям за участие, помощь в нашей совместной работе.

Рекомендуем посмотреть:

Взаимодействие ДОО с семьей Заседание родительского клуба в детском саду Первая встреча с родителями в родительском клубе в детском саду Заседание детско-родительского клуба в младшей группе детского сада
Конспект ОД по математике во второй младшей группе детского сада
Опубликовано: 241 день назад (7 апреля 2021)
Просмотров: 294
Рубрика: Без рубрики
+1
Голосов: 1

Нет комментариев. Ваш будет первым!