Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект занятия по развитию связной речи «Творческое рассказывание по сюжетной картине на осеннюю тему». Подготовительная группа

Конспект НОД по развитию связной речи для старших дошкольников «Творческое рассказывание по сюжетной картине на осеннюю тему»
Данная разработка может оказаться полезной для воспитателей старших и подготовительных групп. Представленный подход к работе над сюжетной картиной с целью обучения детей творческому рассказыванию — итог долгого поиска оптимального, интересного, эффективного способа.
Изучая и применяя в своей педагогической деятельности различные подходы к развитию у детей связной речи, со временем мне удалось выработать свой, выбрав из разных методик все самое удачное, на мой взгляд, составив свою этапность работы.
В данном конспекте представлен образец поэтапного процесса работы над сюжетной картиной. Цель данной работы — вызвать у детей желание РАССКАЗЫВАТЬ, так вовлечь их в процесс беседы, анализа, разглядывания, фантазирования, чтобы им хотелось по окончании выдать свой творческий речевой продукт.
Чтобы подготовить дошкольников к работе, картину необходимо разместить в доступном для детей месте, можно оставить на столе педагога. Чтобы дети могли подходить и рассматривать. На это можно отвести пару дней. И только когда все познакомятся с картиной, можно начинать работу. Пройти все этапы не удастся за одно занятие, поскольку спешка здесь ни к чему. Но и растягивать на неделю тоже не стоит, потому что дети подзабудут много из того, что вы вместе обсуждали, могут частично утратить интерес, потерять нить беседы, эмоционально остыть. Мы умещаем весь процесс в два занятия: утром и во второй половине того же дня.
Задачи:
1. Способствовать пополнению словарного запаса детей.
2. Способствовать развитию навыка рассуждать, анализировать, строить гипотезы, логически мыслить.
3. Способствовать развитию воображения и фантазии, познавательного интереса.
4. Способствовать развитию эмоционального интеллекта.
5. Способствовать обогащению собственного жизненного опыта и развитию кругозора.
Материалы и оборудование: Сюжетная картина художника Е. Ястребовой «Дачники».
Ход НОД
Мотивационный этап
Воспитатель: Ребята, вот и наступила золотая осень. Первый осенний месяц — сентябрь, называют его «златоцветом», а самое начало осени - «золотой осенью». Почему мы называем эту пору «золотой осенью»?
Дети: Потому что цвет листьев осенью — желтый, как золото.
Воспитатель: Верно! Травы потихонечку начинают засыхать, листва становится золотистой. Листья на деревьях желтеют не все сразу. Сначала на самой макушке, где воздух холоднее, а уж потом на нижних ветках. Первыми становятся золотыми листья берез и лип.
Отгадайте загадку, ребята: Висят на ветке золотые монетки (Осенние листья).
В начале сентября выдаются теплые солнечные деньки. Небо сверкает синевой, воздух чист, прозрачен, и в нем летают серебристые нити паутины. Те, у кого есть дача, в выходной день отправляются туда. Отдохнуть, урожай собрать. У кого есть дача, ребята? А кто с собой на дачу берет питомца: кошку или собаку?

Деятельностный этап
Воспитатель: Вы уже познакомились с картиной, которая лежит у меня на столе. Это моя любимая картина, я положила тут ее перед собой и любуюсь все эти дни.
Ребята, посмотрите на эту картину. Какое настроение у вас возникло, когда вы ее разглядывали?
Дети: Радостное, солнечное, веселое!
Воспитатель: Знаете, и у меня такое же! Давайте посмотрим и скажем, какого цвета больше всего на этой картине?
Дети: Оранжевого, желтого, рыжего, синего, бордового.
Воспитатель: Вижу, точно. А цвета эти яркие, сочные или блеклые, бледные?
Дети: Яркие, сочные!
Воспитатель: Ребята, художник решила использовать такой яркий, красивый сочный цвет, чтобы у нас и возникло это хорошее настроение от картины. Цвет повлиял на наше настроение!
Теперь нам нужно рассмотреть, КТО изображен на картине, давайте побудем исследователями, как будто в подзорную трубу смотрим, выискиваем. Кого видите на картине? В центре кто изображен?
Дети: Котик, лежит на синей скамейке.
Воспитатель: Если художник изобразил этого кота в центре, значит, он очень ему нравится, что-то о нем художник хочет нам рассказать. Кто еще изображен на картине, кроме кота?
Дети: Дом с балкончиком, на балкончике люди стоят.
Воспитатель: Это дачный домик, а люди на балконе — дачники. Приехали в осенний солнечный денек на свою дачу. А кот чей? Их или чужой, соседский?
Дети: Их. Они его с собой привезли.
Воспитатель: Сейчас я загадаю вам загадку. Отгадка есть на этой картине. «Приятно пахнут, но не духи» (Цветы). Теперь вы.
Дети: «Мягкий, но не подушка» (Кот), «Полосатый, но не зебра» (Кот), «Можно на ней сидеть, но не кресло» (скамейка).
Воспитатель: А теперь мы с вами отправимся прямо туда, в картину. Заходите! Что вы слышите?
Дети: Как котик мурлычет, издалека, с балкона доносятся голоса людей, птицы чирикают. Листья немного шелестят, ветер несильный.
Воспитатель: Вдохните носом воздух: какие запахи вы почувствовали?
Дети: дымком (на даче всегда еду готовят на улице).
Воспитатель: Потрогаем этого кота? Какой он на ощупь?
Дети: Да, потрогаем! Он мягенький, толстенький, гладкий.
Воспитатель: Ребята, пока мы тут, внутри картины, давайте поиграем. Нужно выбрать того, кто больше всех понравился на картине.
Дети: Кот!
Воспитатель: Какой он?
Дети: Кот рыжий, как осень; полосатый, милый, довольный, ленивый, сытый, бархатный.
Воспитатель: А теперь представьте себя этим котиком и расскажите, что вы чувствуете. Начните так: Я кот, который лежит на дачной скамейке...

Дети: Я кот, который лежит на дачной скамейке. Мне очень хорошо. Осеннее солнышко согревает мою шкурку. Я нежусь на солнце и дремлю. Привезли меня на дачу, чтобы я мышей половил, развелось их здесь много, урожай наш едят, хозяева сердятся. Но мне очень не хочется. Я такой довольный, что пою песенку. Так хочется спать!

Воспитатель: Теперь представим, что было до того момента, который мы видим на картине. Попробуем пофантазировать. В один сентябрьский теплый солнечный денек хозяева рыжего полосатого кота засобирались на дачу и решили взять его с собой, чтобы котик мышей на даче половил, развелось их там много, урожай едят.

Дети (вместе с воспитателем): Приехали они на дачу, разложили вещи и стали готовить обед на костре. Кота отправили на охоту: «Иди, полови мышей и не вздумай лениться!» Но лень было коту работать. Пошел он в сад, запрыгнул на синюю старую скамейку и завалился на бочок. Задремал, пригревшись на солнышке.

Воспитатель: А что произойдет после этого момента, дальше? Пофантазируем?

Дети (с помощью воспитателя): Кот подремлет немного, и почувствует, что проголодался. Пришлось ему поработать, мышек половить. И сам поел и хозяев порадовал! А к вечеру соберутся все за ужином, будут все вместе сидеть, разговаривать, котика гладить. Эх, хороша жизнь дачников!

Воспитатель: Есть такая поговорка, ребята: «Голод — не тетка, пирожка не подсунет». Она означает, что когда ты голоден, приходится идти и работать. Так и наш котик: несмотря на то, что ему хотелось поспать, голод заставил его идти поохотиться, чтобы добыть себе пропитание.
А теперь пришло время придумать название нашей картине. Я предложу такое: «Однажды на даче», «Кот на даче». А теперь вы.
Дети: «Кот на лавочке», «Дачный кот».

Примерный рассказ ребенка, который получится после проделанной работы:
В один сентябрьский теплый солнечный денек хозяева рыжего полосатого кота засобирались на дачу и решили взять его с собой, чтобы котик мышей на даче половил, развелось их там много, урожай едят. Приехали они на дачу, разложили вещи и стали готовить обед на костре. Кота отправили на охоту: «Иди, полови мышей и не вздумай лениться!» Но лень было коту работать. Пошел он в сад, запрыгнул на синюю старую скамейку и завалился на бочок. Задремал, пригревшись на солнышке. Кот подремал немного и почувствовал, что проголодался. Пришлось ему поработать, мышек половить. И сам поел и хозяев порадовал! А к вечеру собрались все за ужином, все вместе сидели, разговаривали, котика гладили. Эх, хороша жизнь дачников!Я бы назвал эту картину "Дачный кот".

Рефлексивный этап
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами провели интересную работу. Оказывается, картина умеет создавать наше настроение: хорошее, радостное и светлое или грустное, унылое, печальное. Все зависит от того, какой цвет выбирает художник для рисования своей картины и от того, что на ней изображено. Мы с вами смогли проникнуть в картину, понюхать, послушать, почувствовать все, что в ней происходит. Смогли полюбоваться красивым рыжим котиком, узнать историю о нем, узнали новую поговорку, загадывали и отгадывали загадки. Картина помогла нам составить по ней рассказ, который было интересно и составлять, и слушать.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект комплексного занятия на тему: Осень в подготовительной группе детского сада Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе по речевому развитию на тему: Осень Конспект логопедического занятия в подготовительной группе на тему: Осень Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе. Цветы осенью

Похожие статьи:

Прогулки в подготовительной группе. Картотека с целями на Октябрь

Прогулки в подготовительной группе. Картотека с целями на Ноябрь

Конспект занятия по развитию речи в младшей группе с применением мнемотехники | Конспект занятие по рисованию в старшей группе детского сада на тему «Рисование собаки породы пудель»
Опубликовано: 586 дней назад (12 сентября 2022)
Просмотров: 2169
+2
Голосов: 2
Екатерина Михайловна Рогив # 13 сентября 2022 в 10:10 0
Очень интересное занятие, возьму на заметку!Спасибо.