Конспект НОД по развитию связной речи для старших дошкольников «Творческое рассказывание по сюжетной картине на осеннюю тему»
Данная разработка может оказаться полезной для воспитателей старших и подготовительных групп. Представленный подход к работе над сюжетной картиной с целью обучения детей творческому рассказыванию — итог долгого поиска оптимального, интересного, эффективного способа.
Изучая и применяя в своей педагогической деятельности различные подходы к развитию у детей связной речи, со временем мне удалось выработать свой, выбрав из разных методик все самое удачное, на мой взгляд, составив свою этапность работы.
В данном конспекте представлен образец поэтапного процесса работы над сюжетной картиной. Цель данной работы — вызвать у детей желание РАССКАЗЫВАТЬ, так вовлечь их в процесс беседы, анализа, разглядывания, фантазирования, чтобы им хотелось по окончании выдать свой творческий речевой продукт.
Чтобы подготовить дошкольников к работе, картину необходимо разместить в доступном для детей месте, можно оставить на столе педагога. Чтобы дети могли подходить и рассматривать. На это можно отвести пару дней. И только когда все познакомятся с картиной, можно начинать работу. Пройти все этапы не удастся за одно занятие, поскольку спешка здесь ни к чему. Но и растягивать на неделю тоже не стоит, потому что дети подзабудут много из того, что вы вместе обсуждали, могут частично утратить интерес, потерять нить беседы, эмоционально остыть. Мы умещаем весь процесс в два занятия: утром и во второй половине того же дня.
Задачи:
1. Способствовать пополнению словарного запаса детей.
2. Способствовать развитию навыка рассуждать, анализировать, строить гипотезы, логически мыслить.
3. Способствовать развитию воображения и фантазии, познавательного интереса.
4. Способствовать развитию эмоционального интеллекта.
5. Способствовать обогащению собственного жизненного опыта и развитию кругозора.
Материалы и оборудование: Сюжетная картина художника Е. Ястребовой «Дачники».
Ход НОД
Мотивационный этап
Воспитатель: Ребята, вот и наступила золотая осень. Первый осенний месяц — сентябрь, называют его «златоцветом», а самое начало осени - «золотой осенью». Почему мы называем эту пору «золотой осенью»?
Дети: Потому что цвет листьев осенью — желтый, как золото.
Воспитатель: Верно! Травы потихонечку начинают засыхать, листва становится золотистой. Листья на деревьях желтеют не все сразу. Сначала на самой макушке, где воздух холоднее, а уж потом на нижних ветках. Первыми становятся золотыми листья берез и лип.
Отгадайте загадку, ребята: Висят на ветке золотые монетки
(Осенние листья).
В начале сентября выдаются теплые солнечные деньки. Небо сверкает синевой, воздух чист, прозрачен, и в нем летают серебристые нити паутины. Те, у кого есть дача, в выходной день отправляются туда. Отдохнуть, урожай собрать. У кого есть дача, ребята? А кто с собой на дачу берет питомца: кошку или собаку?
Деятельностный этап
Воспитатель: Вы уже познакомились с картиной, которая лежит у меня на столе. Это моя любимая картина, я положила тут ее перед собой и любуюсь все эти дни.
Ребята, посмотрите на эту картину. Какое настроение у вас возникло, когда вы ее разглядывали?
Дети: Радостное, солнечное, веселое!
Воспитатель: Знаете, и у меня такое же! Давайте посмотрим и скажем, какого цвета больше всего на этой картине?
Дети: Оранжевого, желтого, рыжего, синего, бордового.
Воспитатель: Вижу, точно. А цвета эти яркие, сочные или блеклые, бледные?
Дети: Яркие, сочные!
Воспитатель: Ребята, художник решила использовать такой яркий, красивый сочный цвет, чтобы у нас и возникло это хорошее настроение от картины. Цвет повлиял на наше настроение!
Теперь нам нужно рассмотреть, КТО изображен на картине, давайте побудем исследователями, как будто в подзорную трубу смотрим, выискиваем. Кого видите на картине? В центре кто изображен?
Дети: Котик, лежит на синей скамейке.
Воспитатель: Если художник изобразил этого кота в центре, значит, он очень ему нравится, что-то о нем художник хочет нам рассказать. Кто еще изображен на картине, кроме кота?
Дети: Дом с балкончиком, на балкончике люди стоят.
Воспитатель: Это дачный домик, а люди на балконе — дачники. Приехали в осенний солнечный денек на свою дачу. А кот чей? Их или чужой, соседский?
Дети: Их. Они его с собой привезли.
Воспитатель: Сейчас я загадаю вам загадку. Отгадка есть на этой картине. «Приятно пахнут, но не духи» (Цветы). Теперь вы.
Дети: «Мягкий, но не подушка» (Кот), «Полосатый, но не зебра» (Кот), «Можно на ней сидеть, но не кресло» (скамейка).
Воспитатель: А теперь мы с вами отправимся прямо туда, в картину. Заходите! Что вы слышите?
Дети: Как котик мурлычет, издалека, с балкона доносятся голоса людей, птицы чирикают. Листья немного шелестят, ветер несильный.
Воспитатель: Вдохните носом воздух: какие запахи вы почувствовали?
Дети: дымком (на даче всегда еду готовят на улице).
Воспитатель: Потрогаем этого кота? Какой он на ощупь?
Дети: Да, потрогаем! Он мягенький, толстенький, гладкий.
Воспитатель: Ребята, пока мы тут, внутри картины, давайте поиграем. Нужно выбрать того, кто больше всех понравился на картине.
Дети: Кот!
Воспитатель: Какой он?
Дети: Кот рыжий, как осень; полосатый, милый, довольный, ленивый, сытый, бархатный.
Воспитатель: А теперь представьте себя этим котиком и расскажите, что вы чувствуете. Начните так: Я кот, который лежит на дачной скамейке...
Дети: Я кот, который лежит на дачной скамейке. Мне очень хорошо. Осеннее солнышко согревает мою шкурку. Я нежусь на солнце и дремлю. Привезли меня на дачу, чтобы я мышей половил, развелось их здесь много, урожай наш едят, хозяева сердятся. Но мне очень не хочется. Я такой довольный, что пою песенку. Так хочется спать!
Воспитатель: Теперь представим, что было до того момента, который мы видим на картине. Попробуем пофантазировать. В один сентябрьский теплый солнечный денек хозяева рыжего полосатого кота засобирались на дачу и решили взять его с собой, чтобы котик мышей на даче половил, развелось их там много, урожай едят.
Дети (вместе с воспитателем): Приехали они на дачу, разложили вещи и стали готовить обед на костре. Кота отправили на охоту: «Иди, полови мышей и не вздумай лениться!» Но лень было коту работать. Пошел он в сад, запрыгнул на синюю старую скамейку и завалился на бочок. Задремал, пригревшись на солнышке.
Воспитатель: А что произойдет после этого момента, дальше? Пофантазируем?
Дети (с помощью воспитателя): Кот подремлет немного, и почувствует, что проголодался. Пришлось ему поработать, мышек половить. И сам поел и хозяев порадовал! А к вечеру соберутся все за ужином, будут все вместе сидеть, разговаривать, котика гладить. Эх, хороша жизнь дачников!
Воспитатель: Есть такая поговорка, ребята: «Голод — не тетка, пирожка не подсунет». Она означает, что когда ты голоден, приходится идти и работать. Так и наш котик: несмотря на то, что ему хотелось поспать, голод заставил его идти поохотиться, чтобы добыть себе пропитание.
А теперь пришло время придумать название нашей картине. Я предложу такое: «Однажды на даче», «Кот на даче». А теперь вы.
Дети: «Кот на лавочке», «Дачный кот».
Примерный рассказ ребенка, который получится после проделанной работы:
В один сентябрьский теплый солнечный денек хозяева рыжего полосатого кота засобирались на дачу и решили взять его с собой, чтобы котик мышей на даче половил, развелось их там много, урожай едят. Приехали они на дачу, разложили вещи и стали готовить обед на костре. Кота отправили на охоту: «Иди, полови мышей и не вздумай лениться!» Но лень было коту работать. Пошел он в сад, запрыгнул на синюю старую скамейку и завалился на бочок. Задремал, пригревшись на солнышке. Кот подремал немного и почувствовал, что проголодался. Пришлось ему поработать, мышек половить. И сам поел и хозяев порадовал! А к вечеру собрались все за ужином, все вместе сидели, разговаривали, котика гладили. Эх, хороша жизнь дачников!Я бы назвал эту картину "Дачный кот".
Рефлексивный этап
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами провели интересную работу. Оказывается, картина умеет создавать наше настроение: хорошее, радостное и светлое или грустное, унылое, печальное. Все зависит от того, какой цвет выбирает художник для рисования своей картины и от того, что на ней изображено. Мы с вами смогли проникнуть в картину, понюхать, послушать, почувствовать все, что в ней происходит. Смогли полюбоваться красивым рыжим котиком, узнать историю о нем, узнали новую поговорку, загадывали и отгадывали загадки. Картина помогла нам составить по ней рассказ, который было интересно и составлять, и слушать.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект комплексного занятия на тему: Осень в подготовительной группе детского сада
Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе по речевому развитию на тему: Осень
Конспект логопедического занятия в подготовительной группе на тему: Осень
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе. Цветы осенью
Похожие статьи:
Прогулки в подготовительной группе. Картотека с целями на Октябрь
Прогулки в подготовительной группе. Картотека с целями на Ноябрь