Краткосрочный проект для детей среднего дошкольного возраста «Водные обитатели»
Автор: Фуртуна Екатерина Сергеевна
Место работы: ГБОУ школа № 569 Невского района г. Санкт-Петербурга отделение дошкольного образования детей, воспитатель
Данный проект будет интересен воспитателям средних групп дошкольных учреждений (4-5 лет) в планировании и проведении занятий по познавательному развитию детей по ознакомлению с миром природы.
Содержание проекта:
Проект «Водные обитатели» является краткосрочным и проводится в течение одной недели, когда вся деятельность детей и воспитателей пропитана одной темой водных обитателей. Проводится такой проект на второй – третей недели февраля. Так как данная тема приближена к Всемирному дню китов и дельфинов – праздник, учрежденный в 1986 году Международной китобойной комиссией, его отмечают 23 июля. А 19 февраля 1986 года данная комиссия ввела запрет на промышленный китобойный промысел и продажу китового мяса по всему миру. Поэтому 19 февраля является ещё одним днём для проведения мероприятий. Однако, последний считается у экологов не только днём защиты китов, но и всех океанских и морских млекопитающих. Иногда экологические организации разных стран объединяются и посвящают этот день защите одного уникального вида млекопитающих, над которым нависла угроза полного уничтожения. Таким образом, дети не только в детском саду будут познавать тему водных обитателей во всех видах взросло-детской деятельности: организованной образовательной деятельности, совместной взросло-детской деятельности, самостоятельной детской деятельности детей; а также еще и родителям будет порекомендовано организовать с детьми посещение Океанариума и Дельфинария в нашем городе.
Организация развивающей среды:
За время подготовки и проведения проекта создалась определенная развивающая среда в группе. Для наглядного представления детям водоема и его обитателей был сделан плакат «Водоём» с изображением природного материала на его дне, растений, животных и рыб. В связи с тем, что в последние годы увеличилось количество детей аллергиков на различные раздражители и, тем самым, невозможностью, иметь в группе настоящий аквариум с живыми его обитателями, было сделано подобие настоящему аквариуму, но только его наполнение искусственной – различные игрушечные рыбки, водоросли, а ракушки и камушки настоящие. Для знакомства детей с разными видами и названиями водных обитателей в группу внесены пластмассовые и резиновые фигурки рыб и морских животных, а также различные картинки с их изображением, подобраны литературные произведения данной тематики и для данного возраста.
Цель проекта:
Познакомить детей с разными видами водоемов (море, река, озеро) и многообразием их обитателей. Воспитывать положительное отношение ко всем без исключения видам водных обитателей и растений.
Задачи:
Образовательные:
- Формировать представления детей о разных видах водоёмов – море, озеро, речка.
- Знакомить детей с некоторыми растениями, рыбами и морскими животными, их названиями, характерными особенностями внешнего вида и строения водных обитателей, со средой обитания, питанием, способами передвижения.
- Учить детей определять водных обитателей на вид и по описанию по характерным особенностям их внешнего вида.
- Познакомить детей с аквариумом – искусственным водоёмом в помещении для рыб, водных животных и растений.
Развивающие:
- Продолжать развивать художественно-творческие умения в конструировании, лепке, аппликации, рисовании.
- Продолжать приучать детей самостоятельно поддерживать порядок на рабочих местах во время и после художественного творчества.
- Формировать умения отличать разные виды водоёмов.
Воспитательные:
- Развивать чувство прекрасного при рассматривании красивых подводных пейзажей.
- Рассказать об охране рыб и морских животных, обитающими в различных водоёмах.
- Воспитывать положительное отношение ко всем без исключения видам морских обитателей.
Совместная взросло-детская деятельность.
- Рассматривание плаката «Водоём» - обсуждение с детьми, кто и что может находиться в водоеме, знакомство детей с некоторыми названиями рыб, морских животных и растений.
- Рассматривание различных вариантов изображения рыб (иллюстрации, игрушки, макеты) – обратить внимание детей на характерные особенности их строения, среду обитания, питание, способы передвижения. Развивать чувство прекрасного при любовании красивыми подводными пейзажами.
- Рассматривание аквариума в группе с искусственными рыбками и водорослями – познакомить детей с искусственным водоёмом для рыб, водных животных и растений, находящемся в помещении – аквариумом; продолжать знакомить детей с названиями некоторых рыб, учить определять их на вид по характерным внешним особенностям; рассказать о бережном отношении к рыбам, обитающим в различных водоёмах.
- Чтение русской народной сказки «Пузырь, соломинка и лапоть» (в обработке А.Н.Толстого) – на сюжете данной сказки продолжать знакомить детей со свойствами разных материалов – какие предметы, а какие – держаться на воде. Рассказать, как человек может использовать эти свойства в своей деятельности.
Непосредственно образовательная деятельность.
- Образовательная область
«Речевое развитие» раздел
«развитие речи» «Море, я к тебе бегу» – познакомить детей с таким водоемом, как море и некоторыми морскими обитателями; побуждать детей высказываться на темы из личного опыта (поездки на море) и вспоминать, кого они видели на берегу моря.
- Образовательная область
«Художественно-эстетическое развитие» раздел «изобразительная деятельность» –
лепка «Рыбки» – показать детям варианты создания фигурок рыбок, варианты сочетания деталей – овальное туловище и несколько вариантов хвоста и плавников; учить оформлять фигурки рыбок с помощью стеки дугами, полосками.
- Образовательная область
«Познавательное развитие» раздел
«ознакомление с миром природы» – «Морские животные» – продолжать знакомить детей с морем и его обитателями на практической организации моря в группе с использованием природного материала, пластмассовых и резиновых фигурок рыб и морских животных. Воспитывать положительное отношение ко всем без исключения видам.
- Образовательная область
«Художественно-эстетическое развитие» раздел «изобразительная деятельность» –
рисование «Крошки-осьминожки» – показать детям сходство очертаний осьминога с силуэтом перевернутой ладони; учить создавать выразительные образы морской среды и морских существ с помощью волнистых линий (водоросли, щупальца осьминога).
- Образовательная область
«Познавательное развитие» раздел «развитие познавательно-исследовательской деятельности» –
конструирование с аппликацией «Водоём», с использованием природного и бросового материала (крупа – песок, скорлупа от фисташек – камешки, ракушки) – тренировать умения детей создавать художественную композицию «Водоём» используя разные способы художественного творчества в одной работе. Показать детям варианты использования бросового и природного материала в художественном творчестве.
Самостоятельная деятельность детей.
- Игра с водой «Сделаем аквариум».
- Режиссерские игры с использованием пластмассовых и резиновых фигурок рыбок и водных обитателей.
- Подвижные игры «Море волнуется раз…», со скакалкой «Рыбаки и рыбки», «Рыбы» (на слово «день» - рыбки плавают по группе – воображаемому водоему, после команды «ночь» - рыбки приседают, как бы притаившись под камушком или ракушкой и засыпают), «Ловля рыбок» несколько детей становятся в хоровод, берутся за руки и поднимают их вверх, свободные дети – рыбки; «рыбки» бегают произвольно, то забегая внутрь круга, то выбегая из него, пока звучит бубен ведущего; как только бубен замолкает, хоровод должен дружно опустить сцепленные руки вниз и «поймать рыбок», что делать с пойманными рыбками решайте сами).
- Рассматривание иллюстраций в книжках.
Подбор художественной литературы:
- Л.Яхнин «Почему море соленое» (в сокращении).
- Сказка «Русалочка».
- Г.Снегирев «Осьминожек», «Дом осьминога».
- А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке».
- Русская народная сказка «Пузырь, соломинка и лапоть».
Подвижные упражнения и пальчиковые игры:
Летучая рыба
Я летучая, прыгучая, (дети двигаются по кругу поскоками)
Улетела бы за тучу я. (двигаются, взмахивая руками, как крыльями)
Да соскучилась бы вскоре – (вновь двигаются по кругу, совершая поскоки)
До того люблю я море.
Аквариум
Улитки ползут, (передвигаются по кругу в полуприседе, соединив руки
Свои домики везут. за спиной)
Рогами шевелят, останавливаются, делают «рожки» из пальчиков,
На рыбок глядят. наклоняют голову влево, вправо)
Рыбки плывут, (передвигаются по кругу, опустив руки и выполняя
Плавничками гребут. движения ладонями вперед-назад)
Влево, вправо поворот, (поворачивают туловище влево, вправо)
А теперь наоборот. (Н.Нищева)
Рыбка
Рыбка плавает в водице, (сложить ладони вместе и показать, как
Рыбке весело играть. плавает рыбка)
Рыбка, рыбка, озорница, (погрозить пальчиком)
Мы хотим тебя поймать. (медленно сблизить ладони)
Рыбка спинку изогнула, (снова показать, как плывет рыбка)
Крошку хлебную взяла, сделать хватательное движение двумя руками)
Рыбка хвостиком махнула, (снова показать, как плывет рыбка)
Рыбка быстро уплыла. (М.Клокова)
Итог проекта:
Пополнилась развивающая среда группы, а именно уголок экологического воспитания. Результаты художественного творчества оформлены в выставке работ. Созданы условия для игр с водой с использованием природного материала и фигурок водных обитателей.
Рекомендуем посмотреть:
Проект в средней группе «Грибы-грибочки»
Проект в средней группе «По страницам сказов Бажова»
Детский исследовательский трудовой проект «Комнатные растения». Средняя группа
Летний проект по экологии для средней группы детского сада