Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Познавательное развитие детей 4-5 лет через изучение математики

«Подвижная математика» методическая разработка по познавательному развитию для средней группы
Автор: Фуртуна Екатерина Сергеевна
Место работы: ГБОУ школа № 569 Невского района г. Санкт-Петербурга отделение дошкольного образования детей, воспитатель
Данная методическая разработка будет интересна воспитателям детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет) в планировании и проведении занятий по познавательному развитию детей по формированию у них математических представлений.
В настоящее время современных детей с самого раннего возраста все больше и больше привлекают электронные игрушки типа мобильных телефонов, айфонов, планшетов, компьютеров и тому подобных. Многие родители с охотой занимают своих чад такими игрушками под предлогом «ребенок занят и хорошо». Малыши очень быстро осваивают загруженные в эти средства игры, викторины, и зачастую начинают правильно выполнять задания, не посредством обдуманных ответов на вопросы, а посредством нажатия в определенной последовательности кнопочек, получая положительные ответы от игрушки. Но что же происходит дальше? При личной беседе с ребенком уже в среднем дошкольном возрасте выясняется, что многие путают простейший счет до «пяти», уже не говоря об ориентировке в пространстве «лево – право», где проблемы встречаются вплоть до старшего дошкольного возраста. Дело в том, что, играя в электронные игрушки, ребенок чисто логически запоминает, на что надо ему нажать, чтоб получить верный результат, чем он дальше и занимается. И все довольны: ребенок – что получил положительный ответ, родители и окружающие – что «вот какой молодец, ты уже знает правильный ответ». Но проблема состоит в том, что с ребенком нужно живое развитие и общение в реальном окружающем мире, чего зачастую сегодня не хватает малышам. Почему бы занятия с ребенком не превратить в реальные игры, которые могут продолжаться бесконечно, и лишь не небольшое время ребенку позволять играть с электронными игрушками. Занятия будут интереснее, если их наполнить разнообразным материалом, необязательно дорогим и купленным в магазине, его можно изготовить своими руками, а со старшими дошкольниками изготовление некоторого материала можно делать совместно. Это еще прибавит интереса у ребенка в дальнейшем занятии, в обыгрывании различных ситуаций.
Данная работа рассчитана на средний дошкольный возраст, когда дети уже должны уметь считать до пяти, ориентироваться в пространстве «лево – право», знать своё тело. Эти и другие знания и умения будут решаться в ходе непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию детей средней группы по формированию элементарных математических представлений «Подвижная математика». До проведения данного занятия с детьми лучше заранее поучить стихи и подвижные упражнения, которые встретятся им в ходе работы, чтобы во время занятия ребята не стояли или не сидели, слушая рассказ воспитателя, а были активными участниками процесса. А педагогу, соответственно, заранее подготовить раздаточный материал и пособия и разложить в удобные места группового помещения. Итак, представляю сам конспект занятия.
Тема: Подвижная математика.
Цель:
Продолжать формировать умения детей считать до пяти; продолжать развивать умения в пространственной ориентировке «лево – право».
Задачи:
Образовательные:
Упражнять детей считать до пяти, соблюдая все правила чета и пересчета.
Продолжать учить детей определять равенство и неравенство двух количественных групп, уравнивать две неравные количественные группы разными способами (прибавлением, убавлением).
Упражнять согласовывать числительное с существительным в роде, числе и падеже.
Повторить знания геометрических форм.
Развивающие:
Формировать умения детей различать направления движения и двигаться в заданном направлении (лево – право).
Тренировать умения детей соотносить и находить знакомую геометрическую форму на теле человека.
Воспитательные:
Воспитывать дружеские отношения между сверстниками в коллективе, при работе в командах (подгруппах).
Материалы и оборудование:
мягкие игрушки Собачки, льва, кукла Принцесса, флажки красного и зеленого цветов на каждого ребенка, шаблоны лягушек и бабочек, геометрические формы для демонстрации (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник).
Обстановка в группе:
В одной стороне стулья стоят полукругом. В другом конце группы на одном столе лежит раздаточный материал – бабочки и лягушки, на другом столе – флажки, на третьем – геометрические фигуры. Примерно посредине группы со стороны, которая окажется левой для детей, на видном месте, находится мягкая игрушка льва, а с правой стороны – Принцесса.
Ход занятия:
Дети рассаживаются на стоящие полукругом стульчики.
Воспитатель берет мягкую игрушку Собачку и от ее имени здоровается с ребятами.

Собачка: Здравствуйте, ребята!
Дети отвечают.
Воспитатель: Ребята, Собачка сегодня пришла к нам в гости и будет вместе с нами играть. Вы согласны?
Ответы детей.
Воспитатель: Тогда давайте начнем?
И со следующими словами раздает детям фигурки бабочек и лягушат в хаотичном порядке, но так, чтобы одних было на 1 больше или меньше.

Воспитатель: Посмотрите, ребята, у кого лягушата, вы будете командой «Лягушат», выходите сюда в эту сторону от стульев, а у кого бабочки – вы будете командой «Бабочек» и идите в эту сторону от стульев.
Таким образом дети стоят кучками или подгруппами друг на против друга.
Воспитатель: А теперь представим свои команды, покажем кого изображают ваши команды. Начнем с бабочек.
Воспитатель читает стихотворение «Бабочка» (Н.Нищева № 094) и показывает движения, дети повторяют.
Словно бант у нашей Ани, (дети бегут по кругу,
Эта бабочка-краса. изображая полет бабочки)
Кружит, вьется над цветами, (дети кружатся на месте,
Где, как мед, блестит роса. взмахивая руками, словно крыльями)
Воспитатель: А теперь команда лягушат. Проводится подвижное упражнение «Лягушки» (Н.Нищева № 009) по показу воспитателем.
На болотистой лужайке (прыжки в присядку на обеих ногах,
Забренчала балалайка. уперев руки в колени, двигаясь
Стадо целое лягушек по кругу друг за другом.)
Отдыхает на опушке.
«Раз, два. Раз, два. (встают, поворачиваются
Кваки-кваки-кваки-ква. лицом в круг, приседают и прыгают
Мы, лягушки-попрыгушки, в присядку на месте)
Молодые и старушки,
Громко квакаем в болоте. (встают, поворачиваются друг
Где таких певиц найдете? за другом, приседают и опять прыжки
Раз, два. Раз, два. в присядку по кругу друг за другом,
Кваки-кваки-кваки-ква». уперев руки в колени)
Собачка: Ребята, сколько вас тут много – и лягушек, и бабочек, но всё-таки кого же больше, я вот даже считать не умею. А вы умеете считать?
Ответы детей.
Воспитатель: Давайте встанем в пары – лягушата берут в пару бабочек, и посмотрим: Кому не хватило пары? Кто остался без пары?
Ответы детей.
Воспитатель: Так кого же больше?
Ответы детей.
Воспитатель: Как вы узнали?
Ответы детей.
Воспитатель: Верно, лягушат больше чем бабочек, так как лягушонок остался без пары, ему не хватило бабочки, потому что их мало.
Воспитатель обращается к Собачке: Вот видишь Собачка, наши ребята умеют считать и определять кого больше, а кого – меньше.
Собачка: Хорошо! Ребята, а как можно сделать, чтобы лягушат и бабочек было поровну, одинаково, чтобы всем пары хватило?
Ответы детей.
Воспитатель помогает уравнивать две количественные группы двумя способами (прибавлением и убавлением) несколько раз, настойчиво добиваясь от детей самостоятельности в этом упражнении.
Воспитатель: Вот молодцы. Чтобы бабочек и лягушат стало поровну надо убрать одного лягушонка или добавить бабочку. А сейчас я немножко поменяю количество бабочек и лягушат.
Воспитатель делает так, чтобы бабочек осталось пять, а все остальные будут лягушатами.
Собачка: Ой, ребята, некоторые из вас поменялись, и теперь лягушат стало точно больше, чем бабочек! А вы можете посчитать, сколько бабочек у вас осталось?
Воспитатель: Давайте, бабочки, выходите все сюда, будем дружно вас считать.
Происходит счет бабочек до пяти.
Воспитатель: Молодцы, ребята. Вот видишь, Собачка, ребята и до пяти считать умеют.
Собачка: Молодцы, ребята! А вы еще умеет в какие-то игры играть?
Ответы детей.
Воспитатель: Складываем бабочек и лягушат на стол и садимся на стульчики, сейчас мы поиграем в другую игру «Лево – право», но сперва еще раз покажем Собачке, как вы умеете считать до пяти.
Проводится пальчиковая гимнастика «Я перчатку надеваю» (Н.Нищева № 122)
Я перчатку надеваю, (поглаживают по очереди одной рукой другую,
Я в нее не попадаю. как будто надевают перчатку)
Сосчитайте-ка, ребятки, (ритмично сжимают и разжимают кулачки)
Сколько пальцев у перчатки.
Начинаем вслух считать: (загибают пальчики на обеих руках,
«Раз, два, три, четыре, пять». начиная с большого)
После чего воспитатель просит детей вспомнить, где живет Лев в стране,
которая называется «Лево» и поднять левую руку, в нее каждому даёт зеленый флажок,

а затем вспомнить, где живет Принцесса – в стране,

которая называется «Право» и поднять правую руку, в нее даёт по красному флажку. Важное условие в этой игре не менять флажки в руках. Затем воспитатель спрашивает детей: «В какой руке у вас зеленый флажок? А красный?» Теперь давайте встанем и пойдем друг за другом по кругу и слушайте мои команды на внимательность, кто правильнее выполнит задания:
- поднимите левую руку, какой флажок у вас в левой руке,
- поднимите правую руку, какой флажок у вас в правой руке.
Теперь задания сложнее – надо будет не просто правильную руку поднять, а еще и повернуться в названную сторону:
- повернитесь налево, где левая рука, в которой какого цвета флажок,
- повернитесь направо, где правая рука, в которой какого цвета флажок.
Молодцы! Флажки можно сложить сюда на стол и сесть на стульчики.
А теперь вспомним, из каких частей мы состоим. Проводится упражнение «Это я» (Н.Нищева № 018), одновременно со словами дети показывают части тела.
Это глазки. Вот. Вот.
Это ушки. Вот. Вот.
Это нос. Это рот.
Там спина. Тут живот.
Это ручки. Хлоп, хлоп.
Это ножки. Топ, топ.
Ой, устали. Вытрем лоб.
Далее воспитатель спрашивает детей, что у них на теле, похоже на показываемую геометрическую форму?

И показывает круг, затем квадрат, треугольник и овал. Затем спрашивает, какой формы у нас голова (круглая), глаза, ладошка, нос? А дети отвечают.
Подведение итогов:
Ребята, кто пришел к нам в гости, во что мы с вами сегодня играли, кем были, кого считали, чему учили Собачку, что брали в руки?
Воспитатель предлагает детям оставить Собачку в группе.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект комплексного занятия по ФЭМП с элементами аппликации в средней группе Конспект занятия по математике в средней группе детского сада Конспект игрового познавательного занятия по ФЭМП в средней группе Конспект совместной деятельности по математическому развитию для детей средней группы

Похожие статьи:

Занятие по математике «Прямоугольник» в средней группе детского сада

Занятие по математике «Порядковый счет» в средней группе

Конспект НОД в младшей группе детского сада. Где живут лягушки? | Проект в средней группе детского сада. Водные обитатели
Опубликовано: 2832 дня назад (20 февраля 2017)
Просмотров: 2379
+2
Голосов: 2
Алиса Петровна Агентова # 21 февраля 2017 в 17:23 0
Математика для дошкольников позволяет одновременно решить сразу несколько задач. Главные из которых – это привить детям основы логического мышления и научить простому счету.Материал очень познавателен.
Олеся Викторовна Афанасьева # 22 февраля 2017 в 08:47 0
Замечательный материал для работы с детьми среднего дошкольного возраста (4-5 лет) в планировании и проведении занятий по познавательному развитию детей по формированию у них математических представлений.Богатый иллюстративный материал.Разнообразие игровых моментов.Творческих успехов!
Вера Александровна Павлухина # 24 февраля 2017 в 08:23 0
Интересная разработка, очень познавательная. Голос.