Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Дизартрия у детей дошкольного возраста. Это в логопедии

Дизартрия у дошкольников
Дизартрия - нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата. При дизартрии возникают поражения различных структур мозга, необходимых для управления двигательным механизмом речи. В результате чего нервные импульсы к речевым мышцам не поступают, обменные процессы в них нарушаются, наблюдается изменения мышечного тонуса.
Ведущим дефектом при дизартрии является нарушение звукопроизносительной и просодической стороны речи, связанное с органическим поражением центральной и периферической нервной систем.
Многие не обращают внимание на тонкости терминологии и путают звукопроизношение и произносительную сторону речи. В первом случае подразумевается нарушение произношения звуков речи, а во втором еще и просодическую ее сторону к которой относится: речевое дыхание (может наблюдаться слабое, поверхностное дыхание, недостаточно длинный речевой выдох или же речь на вдохе), высота (при дизартрии может наблюдаться слабая выраженность или отсутствие голосовых модуляций: когда ребенок не может произвольно менять высоту тона), сила голоса (голос может быть слабым и тихим) и тембр голоса (голос может быть глухой, назализованный, хриплый, монотонный). Нарушения в просодике чаще всего указывают на дизартрию.

При тяжелых поражениях возникает Анартрия - тяжелая степень дизартрии - это полное или почти полное отсутствие звукопроизношения в результате паралича речедвигательных мышц. Анартрия возникает при тяжелом поражении центральной нервной системы, когда моторная реализация речи становиться невозможной.
В логопедии дизартрия входит в тройку наиболее распространенных форм нарушений устной речи, по частоте уступая лишь дислалии и опережая алалию.
Механизмы дизартрии определяется органическим поражением центральной и периферической нервной системы под влиянием различных неблагоприятных внешних факторов, воздействующих во внутриутробном периоде развития, в момент родов и после рождения. Среди причин важное значение имеют токсикозы беременности; острые и хронические заболевания матери в период беременности; асфиксия в родах различной степени тяжести; родовые травмы; острые инфекционные заболевания детей в младенческом возрасте и т.д.
Симптомы при дизартрии.
Общая моторика. Дети с дизартрией моторно неловки, у них органичен объем активных движений, мышцы быстро утомляются при функциональных нагрузках. Они неустойчиво стоят на одной ноге, не могут попрыгать и т.д. Плохо подражают при имитации движений: как идет солдат, как летит птица, как режут хлеб. Особенно заметна моторная несостоятельность на занятиях по физкультуре и музыкальных занятиях, где дети отстают в темпе, ритме движений, а также при переключении с одного движения на другое.
Мелкая моторика рук. Дети с дизартрией поздно и с трудом овладевают навыками самообслуживания: не могут застегнуть пуговицу, развязать шарф и т.д. На занятиях по рисованию плохо держат карандаш, руки бывают напряжены. Многие дети не любят рисовать. Особенно заметна моторная неловкость рук на занятиях по аппликации и с пластилином. Нарушение тонких дифференцированных движений руками проявляется при выполнении проб-тестов пальцевой гимнастики. Дети затрудняются или просто не могут без посторонней помощи выполнять движение по подражанию, например, «замок»; «колечки». У детей школьного возраста в 1-ом классе отмечаются трудности при овладении графическими навыками.

Особенности артикуляционного аппарата
Нарушение тонуса артикуляционной мускулатуры (мышц лица, языка, губ, мягкого нёба) - по типу спастичности, гипотонии или дистонии.
Спастичность - повышение тонуса в мускулатуре языка, губ, лица и шеи. При спастичности мышцы напряжены. Язык «комом» оттянут назад, спинка его спастически изогнута, приподнята вверх, кончик языка не выражен. Приподнятая к твердому нёбу напряженная спинка языка способствует смягчению согласных звуков (палатализация). Во время речи губы не принимают участие в артикуляции звуков. Многие дети, у которых отмечается подобная симптоматика, не умеют выполнять артикуляционное упражнение «трубочка», т.е. вытянуть губы вперед и др.
Гипотония — снижение тонуса мышц. При гипотонии язык распластанный в полости рта; губы вялые, не могут плотно смыкаться. При снижении тонуса голос может приобретать носовой оттенок (назализация).
Дистония — меняющийся характер мышечного тонуса. В состоянии покоя может отмечаться низкий мышечный тонус, при попытках к речи и в момент речи тонус резко нарастает, что существенно искажает артикуляцию.
Наличие насильственных движений (гиперкинезов и тремора) в артикуляционной мускулатуре.
Гиперкинезы - непроизвольные, неритмичные, насильственные движения мышц языка, лица.
Тремор - дрожание кончика языка. Тремор языка проявляется при функциональных пробах и нагрузках. Например, при задании удержать широкий язык на нижней губе под счет 5–10, язык не может сохранить состояние покоя и появляется дрожание и легкое посинение кончика языка, а в некоторых случаях язык крайне беспокойный. Гиперкинезы и тремор чаще сочетаются с повышенным тонусом мышц артикуляционного аппарата.
Апраксия - проявляется в невозможности выполнения каких-либо произвольных движений руками и органами артикуляции, т.е. апраксия присутствует на всех моторных уровнях. В артикуляционном аппарате апраксия проявляется в невозможности выполнения определенных движений или при переключении одного движения на другое. Можно наблюдать кинетическую апраксию, когда ребенок не может плавно переходить от одного движения к другому. У других детей отмечается кинестетическая апраксия, когда ребенок производит хаотические движения, «нащупывая» нужную артикуляционную позу.
Девиация - отклонения языка от средней линии, проявляются также при артикуляционных пробах, при функциональных нагрузках. Девиация языка сочетается с асимметрией губ при улыбке.
Гиперсаливация - повышенное слюноотделение определяется лишь во время речи. Дети не справляются с саливацией, не сглатывают слюну, при этом страдает произносительная сторона речи и просодика.

Наличие синкинезий.
Синкинезии — непроизвольные сопутствующие движения при выполнении произвольных артикуляционных движений (например, дополнительное движение нижней челюсти и нижней губы вверх при попытке поднять кончик языка).
Нарушение акта приема пищи – проявляется в отсутствии или затруднении жевания твердой пищи, откусывания, захлебывания при глотании, нарушении координации между дыханием и глотанием, затруднением питья из чашки.
При обследовании моторной функции артикуляционного аппарата у некоторых детей дизартрией, особенно со стертой её формой с минимально выраженными мозговыми нарушениями отмечается возможность выполнения всех артикуляционных проб, т.е. дети по заданию выполняют все артикуляционные движения, например, могут надуть щеки, пощелкать языком, улыбнуться, вытянуть губы и т.д. При анализе же качества выполнения этих движений отмечается: смазанность, нечеткость артикуляций, слабость напряжения мышц, аритмичность, снижение амплитуды движений, кратковременность удерживания определенной позы, снижение объема движений, быстрая утомляемость мышц и др. Таким образом, при функциональных нагрузках качество артикуляционных движений резко падает. Это и приводит во время речи к искажению звуков, смешению их и ухудшению в целом просодической стороны речи.
Специфические нарушения звукопроизношения:
• стойкий характер нарушений звукопроизношения, особая трудность их преодоления;
• нарушено произношение не только согласных, но и гласных звуков (усредненность или редуцированность гласных);
• преобладание межзубного и бокового произношения свистящих (с, з, ц) и шипящих (ш, ж, ч, щ) звуков;
• смягчение твердых согласных звуков (палатализация);
• нарушения звукопроизношения особенно выражены в речевом потоке.
При увеличении речевой нагрузки наблюдается, а иногда и нарастает общая смазанность речи;
специфические трудности автоматизации звуков (процесс автоматизации требует большего количества времени, чем при дислалии). При несвоевременном окончании логопедических занятий приобретенные умения часто распадаются.
По опыту работы с детьми с дизартрией можно судить о том, что дети с дизартрией нуждаются в комплексной помощи (консультация невролога, физиотерапевта, работа логопеда)

Рекомендуем посмотреть:

Родителям о проблеме дизартрии Взаимодействие учителя-логопеда со специалистами ДОУ Развивающие технологии в логопедии Педагогический семинар в детском саду "Неделя Здоровья"
Развитие речевого дыхания | Развитие фонематического слуха у дошкольников. Упражнения, игры
Опубликовано: 522 дня назад (23 ноября 2022)
Просмотров: 351
Рубрика: Без рубрики
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!