Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Родителям о проблеме дизартрии

Статья на тему: "Родителям о проблеме дизартрии"
Автор: Елеуова Асель Ерболовна
Место работы: учитель-логопед КГУ "Кабинет психолого-педагогической коррекции Уланского района" управления образования ВКО
Описание: В статье дано подробное описание проблемы дизартрии, причины появления, характер нарушений при дизартрии в речи ребенка. Статья предназначена для родителей детей с дизартрией, а также для педагогов, работающих с детьми-дизартриками.
Родителям о проблеме дизартрии
Введение
В современном мире проблема нарушения речи у дошкольников и младших школьников в последние годы приобрела глобальный характер. В частности, это проблема дизартрии, начиная от стертой формы дизартрии и заканчивая более тяжелыми формами. Большинство родителей, по вполне понятным причинам, испытывают некоторые трудности, замешательство и страх при первичном озвучивании диагноза «Дизартрия», который может быть поставлен специалистами ПМПК (психолого-медико-педагогическая консультация), неврологом или невропатологом. В данной статье мы бы хотели более подробно рассмотреть понятие дизартрии, причины ее появления и подходы к ее лечению и коррекции. Пытливые и неравнодушные к проблемам здоровья и воспитания детей родители, изучив проблему дизартрии, смогут вовремя констатировать факт ее наличия или отсутствия у своего ребенка и незамедлительно обратиться за помощью.
Родителям следует знать, что коррекционная работа с детьми – дизартриками не должна заканчиваться на логопедических занятиях и в группе. Важно понимать, что для наилучшего результата, эту работу следует продолжать и дома, и на прогулке, и в любых совместных делах.

1. Понятие дизартрии
Дизартрия – это расстройство произносительной организации речи, которое связано с поражением центрального отдела речедвигательного анализатора и нарушением иннервации мышц артикуляционного аппарата. При дизартрии нарушается речевая моторика, речевое дыхание, голос, и просодическая сторона речи (изменения темпа речи, ритма и интонации). В случаях тяжелых поражений возникает анартрия – нарушение речи, при котором полностью отсутствует способность произносить звуки, слоги, слова, иными словами речь. Дизартрия обычно сопутствует ДЦП.
В зависимости от того, где конкретно находится место поражения, в центральной или в периферической нервной системе, от тяжести нарушения и от времени, когда возник дефект, по-разному проявляются и нарушения при дизартрии.
Нарушения артикуляции звуков, нарушения фонации, затрудняют, а иногда и полностью препятствуют нормальной членораздельной звучной речи. Такие нарушения представляют собой называемый первичный дефект. Первичный дефект опасен тем, что может привести к возникновению вторичных проявлений, осложняющих его структуру. Это ЗПР, ОРН 1, 2, 3 уровня, нарушение коммуникации, нарушения в формировании личности и т.д.
Многие ученые и ведущие логопеды занимались изучением проблем дизартрии. Их исследования показывают, что категория детей с дизартриями очень неоднородна с точки зрения двигательных, психических и речевых нарушений.

2. Формы дизартрии
Существует пять основных клинических форм дизартрии, но некоторые авторы как отдельную форму дизартрии или дизартрический компонент выделяют стертую форму дизартрии. Классификация клинических форм дизартрии основывается на выделении различной локализации поражения мозга. В чем различие форм дизартрии? Каждая форма дизартрии имеет свои специфические дефекты звукопроизношения, нарушения голоса, его силы и высоты, нарушения темпа и ритма, степени расстройства артикуляционной моторики. Следовательно, дети с разными формами дизартрии, отличающиеся степенью нарушения артикуляции звуков, степенью нарушенности компонентов просодики, будут нуждаться в различных приемах логопедического воздействия и в разной степени будут поддаваться коррекции.
1. Бульбарная дизартрия
2. Подкорковая дизартрия
3. Мозжечковая дизартрия
4. Корковая дизартрия
5. Псевдобульбарная дизартрия (выделяют легкую, среднюю, тяжелую формы)
6. Стертая форма дизартрии
Вне зависимости от формы дизартрии у всех детей нарушается
просодическая сторона речи.
3. Причины дизартрии у детей
Дизартрия у детей появляется в результате органического или функционального поражения мозга, что в свою очередь вызвано разнообразными вредоносными факторами, которые могут воздействовать на организм:
1) до рождения ребенка в процессе внутриутробного развития (инфицирование матери или плода (острые, хронические инфекции), кислородная недостаточность (гипоксия), интоксикация, токсикоз беременности, патология плаценты и т.д.);
2) во время рождения (затяжные или, напротив, стремительные роды, родовые травмы, сдавление мозга, ведущие к нарушению мозгового кровообращения или кровоизлияниям в мозг ребенка).
3) вскоре после родов (инфекционные заболевания мозга и мозговых оболочек (менингит, энцефалит), гнойного среднего отита, гидроцефалии, черепно-мозговой травмы, тяжелые интоксикации)

4. Механизм нарушений речи при дизартрии
Почему при дизартрии нарушается членораздельность, внятность речи, интонация, темп, высота и сила голоса? Потому что из центрального отдела речевого и двигательного анализатора двигательные команды передаются к периферическим органам речи по проводящим нервным путям. Когда происходит органическое поражение непосредственно двигательных нервов или речевых отделов в головном мозге, становится невозможной полноценная передача нервных импульсов, а в речевых мышцах развиваются явления пареза или паралича. А так как парезы распространяются, кроме мышц губ и языка, и на нёбные мышцы, мышцы голосовых связок, а также на мышцы органов дыхания, то при этом мы видим нарушение артикуляции звуков, нарушение голосообразования и нарушение речевого дыхания.
У большинства детей с дизартрией наблюдается нарушение чувствительности речевых мышц, поэтому они почти не ощущают положения своих органов артикуляции. Именно отсутствие чувствительности речевых мышц вызывает затруднения в нахождении нужной артикуляции разных артикуляционных укладов.
При выраженной форме дизартрии речь страдает во всех своих звеньях.
Таким образом, речь при дизартрии можно охарактеризовать по следующим признакам:
1) Больше всего страдает качество звукопроизношения. Связано это с парезами губ, языка, нижней челюсти. В этом плане родителей должны насторожить звуки, издаваемые маленького ребенком – горловые, межзубные, боковые, губно-зубные.
2) Нарушена сама организация речи.
3) Наблюдается нарушение просодической стороны речи, то есть ритма речи, ее темпа, явления ринофонии (говорит «в нос»), дисфонии (затухание звука к концу фразы), интонационно-мелодической стороны речи – сила звука, высота, интонационная окраска.
4) Нарушаются ритм дыхания, глубина дыхания, координация вдоха и выдоха. Особенно выражены дыхательные нарушения при гиперкинетической форме дизартрии.
Нарушение артикуляционной моторики проявляется в виде изменения тонуса артикуляционных мышц, ограничения объема движений, координаторных расстройств, наличии разного рода синкинезий (сопутствующих движений), тремора, гиперкинезов языка и губ, нарушения дыхания, расстройства голосообразования. В целом речь при дизартрии нечеткая, смазанная, монотонная.

5. Условия логопедической работы по коррекции дизартрии
Логопедическую работу с любым нарушением речи желательно начинать в младшем дошкольном возрасте, и дизартрия не исключение. Чем раньше начата работа, тем больше условий мы сможем создать для полноценного развития всех сторон речевой деятельности, в том числе коррекции интонационной выразительности речи, а также оптимальной социальной адаптации ребенка. Однако следует понимать, что результаты систематической работы по формированию основных компонентов просодики у детей с дизартриями в значительной мере зависят от формы дизартрии, от степени тяжести нарушения, а также от соблюдения всех необходимых условий.
Обязательные условия при работе с дизартриями:
1) Комплексное медико-психолого-педагогическое воздействие. Для достижения результата требуется обязательный медикаментозный фон для обеспечения питания ЦНС. Необходима квалифицированная помощь невролога, невропатолога.
2) Степень участия самого ребенка в коррекционном процессе, степень его инициативности.
3) Постоянная работа с родителями, участие родителей в коррекционном процессе. Взаимосвязь в работе логопеда и других педагогов (учителя, воспитателя).
4) Систематичность проведения занятий.
5) Развитие просодической стороны речи: мелодико-интонационной окраски, процессов дыхания, голосообразования.
6) Развитие артикуляции, звукопроизношения.
7) Развитие слухового внимания, фонематического восприятия, коррекция речевого дыхания.
8) Нормализация мышечного тонуса в артикуляционной мускулатуре, развитие произвольных движений мимической мускулатуры.
9) Формирование кинестетической и кинетической основы артикуляторных движений.
10) Коммуникативная направленность обучения.
Из вышесказанного следует, коррекция звукопроизношения и компонентов просодики, в комплексе с другими мероприятиями, являются одними из основных моментов в работе с дизартриями.

Рекомендуем посмотреть:

Игры для детей с нарушением зрения и речи старшего дошкольного возраста (5-7 лет) Развитие диалогической речи в группах компенсирующей направленности Советы учителя-логопеда для родителей Формирование слоговой структуры слова у детей с ОНР
Участник №218 профессионального конкурса для педагогов «Коллекция педагогического мастерства и творчества» с 15 декабря 2015 года по 15 марта 2016 года
Конспект индивидуального логопедического занятия на тему: Правила дорожного движения, ОНР 1 уровень
Опубликовано: 3210 дней назад (9 марта 2016)
Просмотров: 7101
Рубрика: Статьи
+1
Голосов: 1

Нет комментариев. Ваш будет первым!