Организация игр для детей с нарушением зрения и речи старшего дошкольного возраста (рекомендации воспитателям)
Дети, посещающие группы компенсирующей направленности (офтальмологические группы) МБДОУ имеют различные нарушения речи (нарушение произношения отдельных звуков, фонетико-фонематическое нарушение речи, нерезко выраженное общее недоразвитие речи). Выделяются и тяжелые нарушения речи (ТНР): общее недоразвитие речи, II, III уровни речевого развития. Развитие речи осуществляется во всех видах деятельности и является необходимой частью коррекционно-воспитательной работы для детей детского сада. Недостаточность сенсорного опыта часто приводит к тому, что наблюдается разрыв между предметным практическим действием и его словесным обозначением. Поэтому если внимание воспитателя обращается на совершенствование игровых действий и точное выполнение игровых правил в дидактических и подвижных играх и упражнениях, то это происходит в интеграции с разделом «Речевое развитие»
В этот период большое значение приобретает создание предметно-развивающей среды и привлечение детей к творческим играм. Воспитатели организуют сюжетно-ролевые и театрализованные игры с детьми, осуществляя косвенное руководство ими. Элементы сюжетно -ролевой и сюжетно-дидактической игры, театрализованные игры, подвижные, дидактические игры активно включаются в занятия с детьми по всем направлениям коррекционно-развивающей работы.
В старшем дошкольном возрасте (с 5 до 7 лет) происходит активное приобщение детей к театрализованной деятельности: совершенствуются исполнительские умения детей (под руководством педагогов и самостоятельно); обогащается театрально-игровой опыт детей (за счет освоения разных видов режиссерской театрализованной игры и игры-драматизации).
Режиссерские игры проводятся с использованием настольного объемного и плоскостного театра, стендового театра на фланелеграфе, ковролинографе или магнитной доске, пальчикового театра, театра кукол бибабо, театра на рукавичках, театра- оригами и т. п. В режиссерских играх дети используют разные предметы (ложки, прищепки, куклы-марионетки, образные игрушки и др.).
Игры- драматизации представляют собой разыгрывание литературных произведений с полным или частичным костюмированием.
Для постановок выбираются более сложные тексты, основой театрализованной игры становится фантазирование, которое впоследствии делает возможным применение таких психокоррекционных технологий, как сказкотерапия, куклотерапия и др. При обучении детей используются сказки, богатые диалогами, репли¬ками, что дает ребенку возможность усвоить разнообразные вы¬разительные вербальные и невербальные средства.
В этот период дети учатся самостоятельно организовывать знакомые подвижные игры. Вводятся командные и спортивные игры, которые требуют большей четкости, точности выполнения зада¬ний, групповой сплоченности и развитых двигательных навыков. (Содержание работы с детьми с использованием подвижных игр представлено в образовательной области «Физическое развитие» — раздел «Физическая культура».)
Кроме того возрастает значение дидактических игр, которые активно используются в общеразвивающей и логопедической работе. Особая роль отводится дидактическим играм в процессе формирования у детей общефункциональных и специфических механизмов речевой деятельности. (Содержание работы с детьми с использованием дидактических игр представлено в разных разделах программы.)
Работа с детьми старшего дошкольного возраста предполагает активное применение игротерапевтических техник с элементами куклотерапии, песочной терапии, арттерапии и др. Занятия по психотерапевтическим методикам (работа с детской агрессией, страхами, тревожностью) проводит педагог-психолог, согласуя их с педагогами группы и родителями.
Сюжетно -ролевые игры
Педагогические ориентиры:
— вызывать у детей интерес к творческим играм, желание поиграть в новую игру и наполнить знакомую игру новым содержанием;
—побуждать детей использовать в играх знания, полученные в ходе экскурсий, наблюдений, знакомства с художественной литературой, картинным материалом, народным творчеством, историческими сведениями, мультфильмами и т. п.;
- закреплять ролевые действия в соответствии с содержанием игры и умения переносить эти игровые действия на ситуации, тематически близкие знакомой игре;
- предоставлять детям возможность обыгрывать сюжеты играть роли в соответствии с их желаниями и интересами;
- учить детей использовать в новых по содержанию играх различные натуральные предметы и их модели, предметы-заместители;
- поддерживать желание детей изготавливать атрибуты для игры, учить их этому;
- развивать воображение детей в ходе подвижных, сюжетно- ролевых и театрализованных игр с помощью воображаемых действий;
- формировать умение детей моделировать различные по¬стройки из крупного и мелкого строительного материала, которые могут быть использованы в процессе строительно-конструктивных, сюжетно-ролевых и театрализованных игр;
- учить детей создавать воображаемую игровую ситуацию, брать на себя роль и действовать в соответствии с нею, проявляя соответствующие эмоциональные реакции по ходу игры;
- закреплять кооперативные умения детей в процессе игры, проявлять отношения партнерства, взаимопомощи, взаимной поддержки;
- учить детей отражать в играх свой жизненный опыт, вклю¬чаться в игры и игровые ситуации по просьбе взрослого, других детей или самостоятельно;
- учить детей играть в дидактические игры, формируя у них умения организаторов и ведущих игр:
- в процессе игровой деятельности формировать речевую, ин¬теллектуальную. эмоциональную и физическую готовность к обучению в школе.
Основное содержание
Подготовка к игре (вместе с детьми): изготовление игровых атрибутов (интеграция с разделом «Труд»).
Строительно-конструктивные игры с последующим разыгрыванием игровых сюжетов и т. п. (интеграция с образовательной областью «Познавательное развитие» — раздел «Конструирование»).
Создание игровой предметно-развивающей среды, побуждающей детей дополнять предложенные педагогом игры, а также самостоятельно разворачивать игры в игровом уголке. Самостоятельная постройка автобуса, пожарной машины, корабля, поезда из игровых и бытовых предметов (мягкие модули, крупный строительный конструктор, стульчики, сервировочные столы) для дальнейшей игры (интеграция с образовательной областью «По¬знавательное развитие» — раздел «Конструирование»).
Самостоятельные игры детей и игры с участием взрослых по различным темам, способствующим обогащению социально-бытового опыта дошкольников. Проигрывание сюжетных линий, соединение двух- трех сюжетных линий в единую игру, например, «Семья» и «Транспортные средства», «Магазин» и «Почта» (интеграция с разделами «Представления о мире людей и рукотворных материалах»: «Безопасное поведение в быту, социуме, природе», «Труд»).
Организация и проведение сюжетно дидактических игр (при косвенном руководстве взрослым): «Азбука дорожного движения», «Азбука пожарной безопасности» и др. (интеграция с раз¬делом «Безопасное поведение в быту, социуме, природе»).
Игровые ситуации, в которых возникает необходимость менять сюжетную линию в определенных условиях (эти условия задаются взрослым или кем-то из детей по рекомендации педагога), например, в ходе игр «Космос», «Азбука пожарной безопасности», «Скорая помощь» и др.
Сюжетно-ролевые игры, разворачивающиеся в нескольких планах: «Строители и инженеры», «Театр», «Мы творим» и др.
Игры на малых батутах («Сказка», Джип», «Лукоморье»). По¬мощь детям в организации сюжетно-ролевой игры с использованием нестандартного игрового оборудования («Едем на джипе в гости», «Театр сказки» и др.) (интеграция с образовательной областью «Физическое развитие» — раздел «Физическая культура»).
Театрализованные игры
Педагогические ориентиры:
—приобщать детей к театральной культуре, знакомить их с назначением театра, с видами и жанрами театрального искусства (драматический, музыкальный,, кукольный, театр зверей, клоунада пр. ), учить выбирать сюжеты для театрализованных игр, распределять роли на основе сценария, который разрабатывается вместе с детьми;
- учить детей имитировать движения, голоса, преображаться в процессе театрализованных игр;
- учить детей использовать предметы в новом значении, исходя из игровой ситуации;
- учить детей подробно характеризовать главных и второстепенных героев игры;
- учить детей пересказывать произведение от лица разных персонажей, используя языковые (эпитеты, сравнения, образные выражения) и интонационно-образные (модуляция голоса, инто¬нация) средства выразительности речи;
- учить детей согласовывать свои действия с партнерами, про¬являть творческую активность на всех этапах работы над спектаклем;
- развивать в процессе режиссерской игры игровые действия с изображениями предметов и предметами-заместителями, имеющими внешнее сходство с реальными предметами, но в чем-то отличающимися от них;
- учить детей готовить сцену, декорации, театральных кукол и простые костюмы к театрализованным играм и детским спектаклям (вместе со взрослыми);
- учить детей формулировать главную идею литературного произведения и давать словесные характеристики главным и второстепенным героям.
Основное содержание
Игры-имитации последовательных действий человека, живот¬ных и птиц в соответствии с заданной ситуацией для театрализа¬ции и демонстрации различных эмоций человека.
Разыгрывание представлений по сюжетам литературных произведений, используя выразительные средства (мимику, жесты, интонацию). Игры-имитации образов сказочных персонажей в соответствии с сюжетом произведения.
Игры-импровизации по сюжетам сказок, рассказов и стихотворений, которые читает педагог (дети прослушивают в аудиозаписи).
Игровые импровизации с театральными куклами (бибабо, куклы на рукавичках, куклы-марионетки, пальчиковые куклы), игрушками, бытовыми предметами под музыку во время чтения сказок, потешек, стихов и других литературных произведений.
Использование в театрализованных играх построек, создаваемых по сюжету литературных произведений (из строительных материалов. полифункциональных наборов мягких модулей и др.).
Разыгрывание детьми ситуаций по сюжетам сказок, стихотворений в песочном ящике с использованием объемных и плоскостных фигурок, природного материала и т. п.
Театрализованные игры, в которых в качестве сцены могут быть использованы малые батуты «Сказка», «Лукоморье» и др. Привлечение детей к участию в театрализованных играх в обстановке, требующей концентрации на происходящем действии (перемещение кукол, диалоги) при специфическом перемещении в пространстве (координация движений на подвижной поверхности).
Изготовление совместно со взрослыми и самостоятельно атрибутов для театрализованных игр: простых по конструкции кукол бибабо кукол из платочков, игрушек из пластилина, способом оригами и др. (интеграция с разделом «Труд», с образовательной областью «Художественно-эстетическое развитие» — раздел «Изо¬бразительное творчество»).
По материалам «Адаптированной примерной основной образовательной программы для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи» Л.В. Лопатиной.
Рекомендуем посмотреть:
Сюжетно-ролевая игра для старших дошкольников Ателье мод
Семинар практикум для воспитателей ДОУ с презентацией
Игровая физкультминутка для детей дошкольников 3-5 лет
Театрализованные игры в коррекционной работе логопеда
Похожие статьи:
Игра «Капуста» для детей старшей группы
Игры весной для детей старшей группы в детском саду
Игры на развитие мелкой моторики для детей 5-6 лет в детском саду
Игры на развитие логического мышления для детей 5-6 лет в детском саду
Игры на обучение грамоте для детей 5-6 лет в детском саду