Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Семинар практикум для воспитателей ДОУ с презентацией

Семинар-практикум «Театрализованные игры как основной компонент познавательно–речевого развития»
Актуальность проблемы познавательно-речевой активности
В настоящее время дошкольные образовательные учреждения находятся на новом этапе развития, когда происходит пересмотр содержания дошкольного образования. На смену Федеральным государственным требованиям, пришли Федеральные государственные стандарты образования, которые предполагают написание общеобразовательной программы и подбор педагогических технологий с учетом особенностей контингента воспитанников.
В настоящее время наблюдается критическая ситуация в познавательной и речевой активности детей, что обусловлено рядом негативных факторов, влияющих на речевую функцию и поисково-познавательную активность:
- ухудшение состояния здоровья детей;
- существенное сужение объема «живого» общения родителей и детей;
- дисбаланс семейного воспитания в вопросах развития речи, что проявляется либо в его необоснованной интенсификации (стремление к раннему обучению письменной речи в ущерб устной), либо в равнодушном к нему отношении;
- пассивность детей в познавательной деятельности (ориентация на готовые задания);
- глобальное снижение уровня речевой и познавательной культуры в обществе.
- противоречия между актуальностью и востребованностью в системе дошкольного образования
Актуальность и востребованность познавательно-речевого развития детей определяются реальными потребностями системы дошкольного образования и существующими противоречиями между:
• предъявляемыми современными требованиями к развитию речевого общения дошкольников, к активности в познавательной деятельности и реальным уровнем развития культуры речевого общения детей, а также преобладающей пассивностью в познавательной деятельности;
• необходимостью обновления содержания познавательно-речевого развития детей в соответствии с ФГОС и недостаточной разработанностью новых форм воспитательно-образовательного процесса в ДОУ.

Исследования психологов и педагогов свидетельствуют о возможностях дошкольника не только осознавать отдельные факты действительности, но и объяснять их. Особая роль в этом принадлежит взрослым (родителям, воспитателю), которые во время наблюдений, игр и учебных занятий побуждают ребёнка к осмысленному выполнению действий, самостоятельному поиску; развивают умения спрашивать, рассуждать, опровергать, отстаивать свою точку зрения; влияют на детскую инициативу, творческую и познавательную активность.
Педагоги прошлого целостно рассматривали развитие ребёнка. Я.А. Каменский, К.Д. Ушинский, Д. Локк, Ж.Ж. Руссо определяли познавательную активность как естественное стремление детей к познанию.
3 слайд Познавательно-речевая активность
В дошкольном возрасте познавательное развитие – это сложный комплексный феномен, включающий развитие познавательных процессов (восприятия, мышления, памяти, внимания, воображения), которые представляют собой разные формы ориентации ребенка в окружающем мире, в себе самом и регулируют его деятельность.
Познавательно речевое развитие дошкольников направлено на развитие у детей познавательных интересов, интеллектуального развития. Осуществляется в интегрированной организованной образовательной деятельности по познавательному развитию, по развитию речи, по ознакомлению с художественной литературой, по формированию элементарных математических представлений и развитию конструктивной деятельности.
Познание, как известно, начинается с восприятия, и поэтому, для его развития важно, чтобы ребёнок усвоил общественный сенсорный опыт и овладел наиболее рациональными способами обследования предметов, их свойств. В работах А.В. Запорожца, А.П. Усовой, Л.А. Венгер и других авторов сенсорное воспитание дошкольников рассматривается как педагогическое руководство, направленное на совершенствование и развитие сенсорных процессов детей: ощущений, восприятия, представлений.
Как показали исследования Л.А. Венгера, Н.А. Ветлугиной, Н.П. Саккулиной, усвоение детьми сенсорных эталонов, существенно перестраивает их восприятие, поднимая его на более высокий уровень
В развитии восприятия у дошкольников ведущее значение имеет речь детей. Обогащение речи ребёнка – очень важный фактор развития целенаправленного, осмысленного восприятия.
4 – слайд Познавательно-речевое развитие предполагает:
• развитие познавательной активности, познавательных интересов, интеллектуальных способностей детей;
• развитие стремления к школьному обучению, интереса к школе, к новой социальной позиции школьника;
• развитие умения свободно ориентироваться, правильно использовать по назначению и ценить предметы материальной культуры, окружающего;
• воспитание элементов экологического сознания, ценностных ориентаций в поведении и деятельности;
• развитие психических процессов (внимания, мышления, воображения, восприятия, памяти), речи.
5–й слайд Игра
Напомню несколько высказываний великих педагогов и психологов по определению игры в дошкольном детстве.
«Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». В.А. Сухомлинский
В играх развиваются творческие способности, через игру ребенок транслирует приобретенный опыт.
Н.К. Крупская писала «…игра для них –учеба, игра для них труд, игра для них – серьезная форма воспитания»
Все мы с вами помним классификацию детских игр, разработанную Светланой Леонидовной Новоселовой, в которой определение театрализованной игре дается как классу творческой игры, возникающей в основном по инициативе самого ребенка.
6 слайд
Рассматривая вопрос о театрализованной игре, необходимо раскрыть классификацию данного вида деятельности в дошкольном детстве.
Слайд: Авторы Л. В. Куцакова, С. И. Мерзлякова предлагают следующую

7 слайд классификацию театрализованных игр:
игры-драматизации:
- инсценирование потешек
- инсценирование небольших
- инсценирование песен, сказок
- инсценирование небольших литературных текстов

9 слайд игры-спектакли
- Драматический
- Музыкальный
- Детская опера
- Хореографический
- Ритмо – пластика
- На фольклорной основе
- Мюзикл

11 слайд театрализованные действия:
- праздники,
- рзвлечения
- творчество детей

Данная классификация театрализованных игр позволяет разнообразить деятельность детей, обогатить и расширить театрализованные знания и умения. Герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их приключения, события жизни, измененные детской фантазией, сюжетом игры. Несложно увидеть особенность театрализованных игр: они имеют готовый сюжет, а значит, деятельность ребенка во многом предопределена текстом произведения.
13 слайд разновидности детский театров
14 слайд кукольный театр
15 слайд стендовый театр
16 слайд театр на руке
17 слайд театр с верховыми куклами
18 слайд Заключение.


Театрализованные игры позволяют решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи, интеллектуального, коммуникативного, художественно — эстетического воспитания, развитию музыкальных и творческих способностей, а частности способствуют развитию познавательно-речевой активности.
В процесс театрализованной игры расширяются и углубляются знания детей об окружающем мире; развиваются психические процессы: внимание, память, восприятие, воображение, стимулируются мыслительные операции; происходит развитие различных анализаторов; активизируется и совершенствуется словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, навыки связной речи, мелодико-интонационная сторона речи, темп, выразительность речи.
19 слайд Деловая игра для педагогов
20 слайд Произнесите скороговорку с интонацией вопроса
и ответа, выделяя, поочередно ударением слова «Ткач ткёт ткани на платье Тане»
21 слайд Музыкальная игра (с музыкальным сопровождением)

Та - та, два кота,
Два ободранных хвоста.
Серый кот в чулане –
Все усы в сметане.
Черный кот залез в подвал
И мышонка там поймал,
Мяу!
22 слайд Пальчиковая игра «Трик-трак»
Трик-трак, трик-трак!
Под мостом жил старый рак.
Рыжий кот пришел на мост,
Рак схватил кота за хвост!
«Мяу-мяу! Помогите!
С хвоста рака отцепите!»
Все бегут, и ты беги –
Коту Ваське помоги!
23; 24;25 слайд Решение педагогических ситуаций
1. Один актер, исполнявший в спектакле для малышей роль отрицательного персонажа, должен был в середине представления пройти на сцену через проход в зрительном зале. Маленькие зрители пытались остановить его, тащили за платье, хватали за ноги, щипали и награждали колотушками, так что он выбрался на сцену в самом плачевном состоянии.
Объясните поведение малышей.
2. Четырехлетнего Сашу сестра взяла с собой в театр на «Белоснежку и семь гномов». Во время спектакля он очень нервничал, вскакивал, грозил кулаком злой мачехе-королеве. А когда она начала колдовать на дымящимся котлом, заплакал, уткнувшись в колени сестры. Ночью Саша спал плохо, звал маму и на отпускал, когда подходила к кроватке.
Вопросы.
1. Почему Саша так реагировал во время спектакля и плохо спал ночью?
2. Следует ли посещать с детьми театр?
3. В календарном планировании воспитателя было записано: 1 марта – игра «Детский сад»; 2 марта игра «Путешествие»; 3 марта игра «Театр»… При этом воспитатель добивалась, чтобы дети играли в те игры, которые она наметила.
Вопрос.
Каковы ваши суждения о таком планировании и проведении игр?

25;27;28;29 слайд Блиц вопрос…
1. О каком чудо-овоще идет речь?
Посадил дед в огороде
Чудо - овощ для еды,
Вот и лето уж проходит,
Дед идет смотреть труды.
Стал тянуть он – не выходит,
Не обойтись здесь без семьи.
Только с помощью норушки
Овощ вытянуть смогли. (Репка)

2. Сюжет из какой сказки в этом небольшом стихотворении?
Два мышонка всё играли,
Песни пели, танцевали.
Кувыркались, забавлялись,
Петушку не помогали.
«Только не я!», «Только не я!»,
Наперебой они кричали.
Петушок тут рассердился,
Топнул ножкой, нахохлился!
Тут мышата притаились,
Вмиг в хороших превратились. (Колосок)

3. Герои этого стихотворения – загадки о каком произведении нам напомнили?
Домик этот уж не мал,
Стольких гостей он собрал.
Каждый место здесь нашел,
Каждый друга здесь обрёл.
Но медведь приковылял,
Этот домик разломал. (Теремок)

4. Как называется это произведение?
Лисичка – сестричка
Очень хитрая была.
Зайчика – трусишку
Из избушки прогнала.
Петух лишь сумел
За лису постоять,
Взял острую косу
И сумел лису прогнать. (Заюшкина избушка)
Скачать презентацию по теме: Семинар-практикум «Театрализованные игры как основной компонент познавательно–речевого развития»

Рекомендуем посмотреть:

Семинар - практикум для воспитателей детского сада Игровая физкультминутка для детей дошкольников 3-5 лет Игры для детей с нарушением зрения и речи старшего дошкольного возраста (5-7 лет) Театрализованные игры в коррекционной работе логопеда

Похожие статьи:

Семинар практикум для педагогов по теме: Снежинка своими руками

Влияние анормальной роли отца на формирование гендерной идентичности у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 3590 дней назад (23 февраля 2015)
Просмотров: 11877
+2
Голосов: 2
Светлана Евгеньевна Лукьянова # 23 февраля 2015 в 21:31 0
Очень хороший материал.Подробный, доходчивый. Использование разного вида театра, спасибо вам большое.Голос.