Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Влияние анормальной роли отца на формирование гендерной идентичности у детей дошкольного возраста

Из опыта работы воспитателя детского сада
Родительство – это и материнство, и отцовство. Психологические особенности материнства исследованы в большей мере, но в настоящее время заметно увеличение интереса и к исследованию отцовства.
Мы полагаем, что отцовство, так же как материнство, можно рассматривать с двух точек зрения – как обеспечение условий развития ребенка и как исполнителя роли отца (представление себя как отца). Данные точки зрения взаимосвязаны. Если отцовство рассматривается с первой точки зрения, то акцент делается на функцию влияния отца на развитие ребенка. Рассмотрение отцовства со второй точки зрения позволяет выделить еще одну функцию отцовства – функцию самореализации мужчины.
Какое же влияние оказывает отец на развитие ребенка в рамках гендерного подхода? Проведенные нами исследования в нашем Центре развития ребенка говорят о том, что отцы более чувствительны к проявлениям гендерных особенностей в поведении как у мальчиков, так и девочек. Из этого следует, что именно в становлении гендерной идентификации большее значение имеет фигура отца нежели матери.
Мы предлагаем вашему вниманию 3 примера влияния анормальной роли отца, то есть не естественной, непривычной для восприятия социума, на формирование гендерной идентичности у детей дошкольного возраста и работы с ними в рамках нашего учреждения.
1. В связи со смертью матери, которой не стало, когда ребенку не было и месяца от роду, семья состоит из 1 родителя, которым является отец и его дочери, на сегодняшний день 6,5 лет. При диагностическом обследовании ребенка было выявлено:
- Агрессивное поведение в критических ситуациях: усиление маскулинных поведенческих характеристик;
- Заниженная самооценка;
- Эмоционально неустойчивое состояние .
При рассмотрении результатов диагностики с точки зрения гендерного подхода, можно предположить, что роль отца в семье гиперфункциональна, в его фигуре сливается и роль матери, и роль отца. Поэтому у девочки поведенческий компонент гендерной идентификации реализуется по мужскому типу. Мы можем наблюдать, что проблемной зоной является эмоциональный компонент, в связи с неспособностью отца полноценно выполнять функции матери.
2. Семья состоит из 3 человек- мама, папа, ребенок. При диагностическом обследовании ребенка было выявлено:
- Частая, необоснованная смена поведения: агрессия сменяется плаксивостью
- Замкнутость
По результатам взаимодействия с родителями и проведенной диагностики было установлено, что такие особенности поведения вызваны тем, что отец, формально присутствующий в семье, не несет в себе никакой содержательной нагрузки, что фрустрирует потребность ребенка в гендерной идентификации и приводит к симбиотической связи с матерью.
3. Семья состоит из 3 человек- мама, папа, ребенок. При диагностическом обследовании ребенка было выявлено:
- Педагогическая запущенность;
- Нарушение речи;
- Недоразвитие крупной и мелкой моторики.
По результатам взаимодействия с родителями была определена дисфункциональность ролей в супружеской и родительской диадах, то есть происходит функциональное замещение роли матери на роль отца у матери и роли отца на роль матери у отца. Ребенок демонстрирует отсутствие потребности в гендерной идентификации.
Итак, мы представили 3 примера влияния роли отца на становление гендерной идентичности у детей дошкольного возраста, а сейчас предлагаем вам обсудить тему под названием: «Счастливое отцовство». Для этого давайте разобьемся на 2 группы, каждая группа получит ситуацию для обсуждения и ряд вопросов, на которые надо ответить.

Задание для первой подгруппы: «В России заниматься бытом и воспитанием детей считается немужским делом. Лишь иногда с маленьким ребенком остается дома отец, а не мать. Но если мужчина сидит с маленьким ребенком, в то время как жена работает, то окружающие зачастую насмехаются над ним. Проанализируйте данную ситуацию с точки зрения мужчины и женщины. Попробуйте предложить свои способы изменения общественного отношения к данной ситуации. Как, по вашему мнению, можно повлиять на общественное мнение, чтобы к подобному поведению мужчины общество стало относиться лучше? Кроме того, как вы полагаете, какие формы поддержки можно предложить самим мужчинам, занимающимся воспитанием маленьких детей?»
Задание для второй подгруппы: «Часто в молодых семьях возникает такая ситуация, что после рождения малыша мать проникается к нему особым чувством и начинает заботиться о нем, холить его и лелеять. Мама и малыш неразрывно связаны друг с другом. Папа в это время много работает, но вскоре обнаруживается, что ребенок и отец очень мало общаются. Проанализируйте данную ситуацию с точки зрения мужчины и с точки зрения женщины. Что, по вашему мнению, можно сделать, чтобы контакт между ребенком и его отцом состоялся?»
Спасибо за проделанную работу.

Анализируя, возникающие в нашем учреждении проблемные ситуации, мы попытались выстроить программу взаимодействия с отцами наших воспитанников, направленную на повышение компетентности воспитания в рамках гендерного подхода. Эта программа состоит из диагностической части, которая включает в себя проведение тестов на тему «Хороший отец», «Я отец», «Образ ребенка» и практической части, которая заключается в непосредственном взаимодействии с отцами наших воспитанников. Мы планируем, организуем и проводим отцовские собрания, досуги отцов совместно с детьми, индивидуальные консультации.
В связи с актуальностью данной проблемы планируем взаимодействуем с родителями в рамках организованного клуба «Школа Заботливых родителей», где будут рассматриваются и вопросы различной тематики воспитания детей раннего и дошкольного возраста, а так же и подходы гендерного воспитания. На наш взгляд, именно такая форма работы с родителями позволить вовремя обращать внимание на проблемные зоны в родительском воспитании и помогать с ними справляться.

Рекомендуем посмотреть:

Работа с родителями в ДОУ. Круглый стол Роль отца в воспитании детей в семье Родительское собрание «Роль отца в воспитании ребенка дошкольного возраста» Консультация для родителей "Роль отца в воспитании ребенка". Старшая группа
Семинар практикум для воспитателей ДОУ с презентацией | Дидактическая игра для детского сада своими руками
Опубликовано: 3559 дней назад (23 февраля 2015)
Просмотров: 1560
+1
Голосов: 1
Ирина Владимировна Иванова # 23 февраля 2015 в 13:20 0
Уважаемые коллеги! может быть полезен это материал тем, кто занимается проблемой гендерного воспитания дошкольников, насколько это важно и необходимо можно понять только тогда, когда существуют реальные проблемы, которые я рассмотрела в этом докладе с помощью своих коллег.
Анна Дмитриевна Сергеева # 24 февраля 2015 в 17:25 +2
Хочу сказать, что проблема поднята действительно актуальная на современном этапе развития общества. Ход мысли структурированный и целенаправленный. Однако, я думаю, что с содержательной точки зрения материал маловат. Возможно, в дальнейшем стоит дополнить работу положительными результатами работы, расширить теоретическую основу, рассмотреть более детально влияние именно отца на формирование гендерной идентичности, развести примеры с девочками и мальчиками, интересно было бы рассмотреть отличия в идентификации мальчиков и девочек.
Интересен термин "анормальная роль", с научной точки зрения он немного не вписывается. Я бы посоветовала более привычные и обыденные понятия: негативный образ/пример отца, несформированность роли отца и т.д. Это так, как добрый научный совет.
В целом, хочется отметить, что направление интересное, привлекающее внимание и заинтересовывающее. Удачи Вам и успехов!
Ирина Владимировна Иванова # 26 февраля 2015 в 23:07 0
Добрый вечер! это материал являлся докладом из опыта работа по проблеме гендерного воспитания, эта лишь пункт плана - так сказать,хотелось поделиться нашими мини исследованиями и предложениями рассмотрения проблемы. Спасибо за комментарий
Ирина Владимировна Иванова # 26 февраля 2015 в 23:10 0
Анна Дмитриевна,термин анормальная роль чисто психологический, такой термин нашла в научных статьях- как противопоставления нормальной роли.
Юлия # 4 ноября 2019 в 00:38 0
Здравствуйте, Ирина!Я начинающий воспитатель, прохожу курсы по формированию гендерной идентичности детей дошкольного возраста.Готовлю реферат- и хотела бы использовать вашу информацию,как его часть (естественно со ссылкой на вашу работу).Материал очень на мой взгляд интересный.Не могли бы вы подсказать, где находится ваш Центр развития ребенка, что проводил данное исследование?