Из опыта работы воспитателя детского сада
Родительство – это и материнство, и отцовство. Психологические особенности материнства исследованы в большей мере, но в настоящее время заметно увеличение интереса и к исследованию отцовства.
Мы полагаем, что отцовство, так же как материнство, можно рассматривать с двух точек зрения – как обеспечение условий развития ребенка и как исполнителя роли отца (представление себя как отца). Данные точки зрения взаимосвязаны. Если отцовство рассматривается с первой точки зрения, то акцент делается на функцию влияния отца на развитие ребенка. Рассмотрение отцовства со второй точки зрения позволяет выделить еще одну функцию отцовства – функцию самореализации мужчины.
Какое же влияние оказывает отец на развитие ребенка в рамках гендерного подхода? Проведенные нами исследования в нашем Центре развития ребенка говорят о том, что отцы более чувствительны к проявлениям гендерных особенностей в поведении как у мальчиков, так и девочек. Из этого следует, что именно в становлении гендерной идентификации большее значение имеет фигура отца нежели матери.
Мы предлагаем вашему вниманию 3 примера влияния анормальной роли отца, то есть не естественной, непривычной для восприятия социума, на формирование гендерной идентичности у детей дошкольного возраста и работы с ними в рамках нашего учреждения.
1. В связи со смертью матери, которой не стало, когда ребенку не было и месяца от роду, семья состоит из 1 родителя, которым является отец и его дочери, на сегодняшний день 6,5 лет. При диагностическом обследовании ребенка было выявлено:
- Агрессивное поведение в критических ситуациях: усиление маскулинных поведенческих характеристик;
- Заниженная самооценка;
- Эмоционально неустойчивое состояние .
При рассмотрении результатов диагностики с точки зрения гендерного подхода, можно предположить, что роль отца в семье гиперфункциональна, в его фигуре сливается и роль матери, и роль отца. Поэтому у девочки поведенческий компонент гендерной идентификации реализуется по мужскому типу. Мы можем наблюдать, что проблемной зоной является эмоциональный компонент, в связи с неспособностью отца полноценно выполнять функции матери.
2. Семья состоит из 3 человек- мама, папа, ребенок.
При диагностическом обследовании ребенка было выявлено:
- Частая, необоснованная смена поведения: агрессия сменяется плаксивостью
- Замкнутость
По результатам взаимодействия с родителями и проведенной диагностики было установлено, что такие особенности поведения вызваны тем, что отец, формально присутствующий в семье, не несет в себе никакой содержательной нагрузки, что фрустрирует потребность ребенка в гендерной идентификации и приводит к симбиотической связи с матерью.
3. Семья состоит из 3 человек- мама, папа, ребенок.
При диагностическом обследовании ребенка было выявлено:
- Педагогическая запущенность;
- Нарушение речи;
- Недоразвитие крупной и мелкой моторики.
По результатам взаимодействия с родителями была определена дисфункциональность ролей в супружеской и родительской диадах, то есть происходит функциональное замещение роли матери на роль отца у матери и роли отца на роль матери у отца. Ребенок демонстрирует отсутствие потребности в гендерной идентификации.
Итак, мы представили 3 примера влияния роли отца на становление гендерной идентичности у детей дошкольного возраста, а сейчас предлагаем вам обсудить тему под названием: «Счастливое отцовство». Для этого давайте разобьемся на 2 группы, каждая группа получит ситуацию для обсуждения и ряд вопросов, на которые надо ответить.
Задание для первой подгруппы: «В России заниматься бытом и воспитанием детей считается немужским делом. Лишь иногда с маленьким ребенком остается дома отец, а не мать. Но если мужчина сидит с маленьким ребенком, в то время как жена работает, то окружающие зачастую насмехаются над ним. Проанализируйте данную ситуацию с точки зрения мужчины и женщины. Попробуйте предложить свои способы изменения общественного отношения к данной ситуации. Как, по вашему мнению, можно повлиять на общественное мнение, чтобы к подобному поведению мужчины общество стало относиться лучше? Кроме того, как вы полагаете, какие формы поддержки можно предложить самим мужчинам, занимающимся воспитанием маленьких детей?»
Задание для второй подгруппы: «Часто в молодых семьях возникает такая ситуация, что после рождения малыша мать проникается к нему особым чувством и начинает заботиться о нем, холить его и лелеять. Мама и малыш неразрывно связаны друг с другом. Папа в это время много работает, но вскоре обнаруживается, что ребенок и отец очень мало общаются. Проанализируйте данную ситуацию с точки зрения мужчины и с точки зрения женщины. Что, по вашему мнению, можно сделать, чтобы контакт между ребенком и его отцом состоялся?»
Спасибо за проделанную работу.
Анализируя, возникающие в нашем учреждении проблемные ситуации, мы попытались выстроить программу взаимодействия с отцами наших воспитанников, направленную на повышение компетентности воспитания в рамках гендерного подхода. Эта программа состоит из диагностической части, которая включает в себя проведение тестов на тему «Хороший отец», «Я отец», «Образ ребенка» и практической части, которая заключается в непосредственном взаимодействии с отцами наших воспитанников. Мы планируем, организуем и проводим отцовские собрания, досуги отцов совместно с детьми, индивидуальные консультации.
В связи с актуальностью данной проблемы планируем взаимодействуем с родителями в рамках организованного клуба «Школа Заботливых родителей», где будут рассматриваются и вопросы различной тематики воспитания детей раннего и дошкольного возраста, а так же и подходы гендерного воспитания. На наш взгляд, именно такая форма работы с родителями позволить вовремя обращать внимание на проблемные зоны в родительском воспитании и помогать с ними справляться.
Рекомендуем посмотреть:
Работа с родителями в ДОУ. Круглый стол
Роль отца в воспитании детей в семье
Родительское собрание «Роль отца в воспитании ребенка дошкольного возраста»
Консультация для родителей "Роль отца в воспитании ребенка". Старшая группа