Вопрос-Ответ
С 2014 по 2016 гг я отвечала на вопросы родителей на одном популярном портале. Родители, как правило, интересовались вопросами ранней диагностики речи детей, а также задавали вопросы о нормальном ходе речевого развития и об отсутствии речи у детей. Кроме того, мне часто присылали однотипные вопросы, например, о том есть ли необходимость в "подрезании" подъязычной связки. Сейчас мне бы хотелось процитировать некоторые вопросы и ответы, поскольку они актуальны и по сей день.
Вопрос логопеду: Здравствуйте! Скажите пожалуйста может ли детский психолог поставить ребёнку диагноз ЗРР в возрасте 1,9 месяцев? Плюс отметить в карте диспансерное наблюдение? Спасибо. (Олеся)
Ответ: Здравствуйте, Олеся. Психолог, как и логопед к вопросам развития речи ребенка отношение имеет, так как речь - это процесс психический и стоит в одном ряду с такими процессами, как память и внимание. У психолога могут и должны возникнуть вопросы к родителям о том, как протекало развитие ребенка в онтогенезе. Если в год не появились первые слова, а в полтора года еще нет фразовой речи, то он вправе говорить о задержке речевого развития. Замечу, что каждый ребенок индивидуален, иногда имеет место отказ от общения(речевой негативизм). Кроме того ЗРР может быть обусловлена соматическими заболеваниями. В некоторых случаях можно дать ребенку время (до 3-х лет) и повторно обратиться за консультацией. Иногда детские психологи рекомендуют родителям обратиться за консультацией к психиатру, логопеду, неврологу, но эти рекомендации не могут стать причиной постановки ребенка на какой-либо учет или диспансерное наблюдение. В отличии от логопеда, который может вынести логопедическое заключение "задержка речевого развития", психолог этим заниматься не должен не заручившись сведениями об обследования ребенка другими специалистами: психиатром, неврологом, логопедом, отоларингологом, окулистом. Только на основании записей в медицинской карте, сделанных другими специалистами психолог может рекомендовать диспансерное наблюдение. В некоторых случаях выносится заключение "задержка психо-речевого развития" (ЗПРР). В случае, если развитие ребенка вызывает опасения у родителей или специалистов необходимо обратиться в психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК) с целью определения оптимального образовательного маршрута.
Вопрос логопеду: Добрый день! Наша история следующая: роды были первыми, беременность протекала нормально, без каких-либо отклонений.Родила дочку на сроке 39 недель и 4 дня. Было экстренное кесарево сечение, у дочки было 4-х кратное обвитие пуповиной вокруг шеи.Ребенок закричал сразу, по шкале Апгар 8/9.На протяжении 2 лет никаких проблем со здоровьем не наблюдалось. По развитию ребенок никогда не отставал,самостоятельно села в 6 месяцев, пошла в 11 месяцев. В 1 годик стала говорить слово «мама». Сейчас в 2,2 года ребенок полностью все понимает, выполняет любые указания, на развивающих занятиях полностью повторяет все движения в танце, рисует, делает поделки, изображает звуки некоторых животных, из слов и звуков говорит только «мама», «би-би», «пи-пи», редко «папа», «да», «дай». Ребенок спокойный, спим очень хорошо, иногда капризничает, но на допустимом уровне, легко и быстро успокаивается. Подскажите что нам делать, обращаться к неврологу? Или к логопеду? Или ждать когда разговорится, в садик еще не ходим и общения со сверстниками практически нет. (Галина)
Ответ:Здравствуйте. Задержка речевого развития, которая имеет место в данном случае, не может быть поводом для серьезных волнений до 3-х лет при нормативном развитии и при условии, что беременность и роды протекали нормально. В вашем случае возможен риск перинатального (внутриутробного) поражения центральной нервной системы (ППЦНС). Подобная ситуация может отразиться на развитии нервной системы малыша, на речи. Вам следует обратиться в поликлинику по месту жительства и пройти обследование логопеда, получить направление к неврологу. На приеме у невролога необходимо детально описать все риски ППЦНС. Опытный невролог, обследовав ребенка. выпишет не только лекарственные препараты (при необходимости), но и физиолечение (при риске ППЦНС). Физиолечение (массаж речевых точек, массаж воротниковой зоны и прочее) назначается курсами 8-10 процедур не менее 2-х раз в год. Кроме того, вы пишите, что ребенок не посещает детский сад и опасаетесь, что это может быть одной из причин задержки речевого развития. При условии правильного организованного досуга, режима дня, развивающей среды, работы опытных педагогов в условиях дошкольного образоывательного учреждения, шансы на то, что ребенок заговорит быстрее будут выше. Я же рекомендую уделять время пальчиковым, театрализованным играм, проговаривать потешки (фольклор), читать сказки, рассматривать иллюстрации, выполнять массаж кистей рук ребенка. Все это будет побуждать ребенка к речевой активности, пополнит пассивный словарь (понимание обращенной речи). Темп речи взрослых при этом должен быть спокойным, речь должна быть эмоциональной. Также предлагаю использовать игры с прищепками, шипованными мячиками- «ёжиками», шариками су-джок, что позволит в игровой форме. по средствам массажа пальчиков рук малыша, стимулировать речевые зоны коры головного мозга.
Вопрос логопеду:Ребенку 3,2 ничего не говорит. Верней говорит на своем языке. Из понятных слов только НА и ДАЙ. Папу называет "деда". Мама вообще не говорит. Роды были на 43 неделе. Кесарево так как было тазовое предлежание. Ребенок не всегда исполняет просьбы папы и мамы, в основном делает вид, что не слышит. В садик ходит. С детьми контактирует, подвижный. С книжкой вообще не сидит, убегает играть. Слова не повторяет. Как заниматься с таким ребенком заниматься? (Марина)
Ответ:Здравствуйте, Марина Из переписки с вами мне стало известно, что вы в конце октября вы проходили комиссию ПМПК. Это является очень важным условием для определения оптимальных условий развития ребенка, выбора актуального образовательного маршрута. Хотелось бы узнать какое заключение вынесли специалисты ТПМПК города (территориальной психолого -медико-педагогической комиссии)? Направление на ТПМПК выдается, в случае необходимости, педиатром в поликлинике по месту жительства. Направить могут специалисты детского сада (учитель-логопед, педагог-психолог), которые увидят проблему при диагностики речи и психического развития, которая проводится по запросу родителей при поступлении ребенка в детский сад. Перед направлением на ТПМПК важно пронаблюдать за ребенком дома. Если вы обратили внимание на то, что ребенок вас не всегда слышит или вы не уверенны «делает ли он вид», что не слышит, то это нужно озвучить на приеме у педиатра и ЛОРа. Вас должны направить к сурдологу и лору, а после и к остальным специалистам (неврологу, окулисту, психологу, логопеду, психиатру). Возможно, у ребенка будет выявлено несколько нарушений и первичным будет нарушение слуха (зрения), а отсутствие речи – следствием этих нарушений. Алалия может проявляться по-разному: от того понимает ли ребенок обращенную к нему речь, может ли воспроизвести звуки речи в ответ и наличия и отсутствия сопутствующих заболеваний зависит логопедическое заключение, которое вы получите, пройдя комиссию ТПМПК. Важно понимать и осознавать тот факт, что алалия – это не задержка речевого развития, а отсутствие речи, связанное с нарушением работы речевых зон коры головного мозга. Только систематическая ежедневная работа учителя-логопеда и родителей приведет в ее преодолению. Не посещая специализированный детский сад, группу компенсирующей направленности, вы отсрочите появление речи у ребенка. Даже занятий с частным логопедом будет недостаточно! Они могут иметь место в качестве дополнения к основной работе логопеда группы для детей с тяжелыми нарушениями речи.
Ответы на эти и другие вопросы опубликованы на портале для родителей "Деткино" в разделе "Консультации".
Буду рада вашим вопросам и комментариям
Рекомендуем посмотреть:
Конспекты по лексической теме "Транспорт" для детей 4-5 лет, имеющих тяжелые нарушения речи
Комплекс упражнений по стимуляции речевой активности для детей с ОНР
Опыт работы учителя логопеда в ДОУ
Автоматизация свистящих и шипящих звуков у детей в картинках