Серия конспектов по лексической теме "Транспорт" для детей 4-5 лет, имеющими тяжелые нарушения речи
Описание работы: данная работа содержит в себе 3 конспекта по непосредственно образовательной деятельности по лексической теме "Транспорт" для детей 4-5 лет, имеющими тяжелые нарушения речи. Материал построен по принципу "от простого к сложному" и соответствует задачам "Логопедической работы по преодолению ОНР у детей".
Дидактические игры и упражнения, предлагаемые в конспектах, способствуют развитию:
- фонематического восприятия;
- психических процессов;
- лексики и грамматического строя речи;
-связной речи.
Конспект занятия №1 по теме «Транспорт»
Цель: расширять представления детей о транспорте.
Задачи:
1. Продолжать учить детей образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
2. Развивать умение детей называть группу однородных объектов обобщающим словом.
3. Закреплять умение детей отвечать на вопросы полным предложением.
4. Развивать внимание, память, мышление, мелкую моторику.
Оборудование: демонстрационный материал: сюжетная картина «Транспорт»; предметные картинки с изображением легковой машины, грузовика, автобуса, самолета, корабля, поезда; картинки для игры «Большой-маленький».
раздаточный материал: раздаточный материал к игре «Обведи грузовик по точкам и раскрась его».
Ход занятия
I.Орг.момент.
1.Д/и «Подбери действие».
II.Работа по теме занятия.
1.Беседа по теме.
Логопед демонстрирует детям сюжетную картину «Транспорт».
-Ребята, посмотрите внимательно на картину и скажите, какой транспорт вы на ней видите?
2.Д/и «Назови транспорт». Логопед выставляет предметные картинки с изображением транспорта на наборное полотно, дети называют их.
3.Д/и «Назови одним словом».
- Скажите, ребята, а для чего нужен транспорт? (Чтобы перевозить людей, грузы.)
- Как можно назвать людей, которые едут в транспорте? (Пассажиры.)
4.Д/и «Части машины».
Педагог показывает детям картинку с изображением машины и спрашивает у детей, какие части у неё есть. (У машины есть кабина, кузов, колеса.)
III.Физкультминутка.
«Грузовик»
Грузовик песок везет.
Идут по кругу, изображая, что крутят руль.
Удивляется народ:
Останавливаются, поворачиваются лицом в круг,
разводят руками, делают удивленные лица.
«Вот так чудо-чудеса,
В нем песок под небеса».
Два раза наклоняют голову вправо — влево.
Тянутся на носочках, подняв руки вверх.
IV.Продолжение работы по теме занятия.
1.Д/и «Большой-маленький».
2.Работа с раздаточным материалом «Обведи грузовик по точкам и раскрась его».
V.Итог.Конспект занятия №2 по теме «Транспорт»
Цель: продолжать расширять представления детей о транспорте.
Задачи:
1.Продолжать учить детей составлять короткий описательный рассказ с помощью карточек-опор.
2.Упражнять детей в понимании и употреблении предлогов «К», «ПО», «ОТ», «ОКОЛО», «НА», «В».
3. Закреплять умение детей угадывать предмет по существенным признакам.
4.Развивать внимание, память, мышление, мелкую моторику.
Оборудование: демонстрационный материал: предметные картинки с изображением транспорта; картинка с изображением Незнайки; картинки к игре «Где? Куда? Откуда?»; карточки-опоры; картинки для игры «4 лишний».
Ход занятия
I.Орг.момент.
Д/и «Летает-не летает»: корабль, пчела, самолет, диван, ракета, грузовик, вертолет, машина, автобус, снегирь.
II.Работа по теме занятия.
1. Д/и «Угадай по описанию».
Педагог сообщает детям, что в гости к пришел Незнайка и хочет с ними поиграть.
- Это большая голубая машина. У него есть два крыла и хвост. Он летит по небу. (Самолет.)
- Эта машина нужна для того, чтобы перевозить грузы. У нее есть кабина, кузов и колеса. (Грузовик.)
- Этот транспорт большой и у него есть паруса. Он плывет по воде и перевозит людей и грузы. (Корабль.)
- Этот транспорт едет по рельсам. У него много вагонов. Он пыхтит: «Чух-чух-чух». (Поезд.)
- На этом транспорте мы всегда едем в детский сад и на работу. (Автобус, машина.)
2. Д/и «Назови транспорт».
3. Д/и «Назови одним словом».
4. Понимание и употребление предлогов «К», «ПО», «ОТ», «ОКОЛО», «НА», «В».
Д/и «Где? Куда? Откуда?»
Педагог демонстрирует детям картинки и задает вопросы:
- Где едет автобус (грузовик, поезд)? (Автобус едет по дороге. Поезд едет по рельсам. И т.д.)
- Куда подъехал автобус (грузовик, поезд)? (Автобус подъехал к остановке. Грузовик подъехал к гаражу. Поезд подъехал к станции. И т.д.)
- Где остановился автобус?
- Откуда отъехал автобус (грузовик, поезд)? (Автобус отъехал от остановки. Грузовик отъехал от гаража. Поезд отъехал от станции.)
- Где плывет корабль? (Корабль плывет по морю.)
- Куда подплыл корабль? (Корабль подплыл к берегу.)
- Откуда отплыл корабль? (Корабль отплыл от берега.)
- Где летит самолет? (Самолет летит в небе.)
- Откуда взлетел самолет? (Самолет взлетел с земли.)
- Куда опустился самолет? (Самолет опустился на землю.)
III.Физкультминутка.
IV.Продолжение работы по теме занятия.
1.Составление короткого описательного рассказа по теме.
Педагог показывает детям карточки-опоры и дает образец рассказывания:
-Это грузовик. Грузовик-это транспорт. Кузов у него красный, а кабина зеленая. Он большой. Он перевозит грузы.
Затем 2-3 ребенка составляют рассказ о понравившемся транспорте по аналогии.
2.Д/и «4 лишний».
V.Итог.Конспект занятия №3 по теме «Транспорт»
Цель: закрепить знания детей о транспорте.
Задачи:
1.Продолжать учить детей понимать содержание рассказа и отвечать на вопросы по тексту.
2.Развивать умение детей отгадывать загадки.
3.Уточнять, активизировать и развивать словарь по теме.
4.Развивать внимание, память, мышление, мелкую моторику.
Оборудование: демонстрационный материал: картинка с изображением Незнайки; предметные картинки с изображением транспорта; картинки с рассказу «Специальные машины».
раздаточный материал: прописи.
Ход занятия
I.Орг.момент.
Д/и «Сядет тот, кто назовет мне транспорт».
II.Работа по теме занятия.
1.Загадки Незнайки.
Братцы в гости снарядились,
Друг за друга уцепились
И умчались в путь далек,
Лишь оставили дымок. (Поезд.)
Не машет крылом, а летает,
Не птица, а всех обгоняет. (Самолет.)
Паровоз без колес,
Вот так чудо-паровоз.
Не с ума ли он сошел-
Прямо по морю пошел? (Корабль.)
Не летает, не жужжит,
Жук по улице бежит.
И горят в глазах жука-
Два блестящих огонька. (Машина.)
2.Д/и «Назови транспорт».
3.Д/и «Назови одним словом».
4.Рассказ логопеда о машинах специального назначения.
Логопед рассказывает детям о машинах специального назначения, показывая соответствующие картинки.
-Однажды папа с Машей шли по улице. Вдруг они услышали звук сирены, а вскоре показалась машина с красным крестом. Все автомобили сразу уступили дорогу громкой машине.
- Папа, а почему эту машину все пропускают?-спросила Маша.
- Потому что это специальная машина. Такие машины помогают человеку в работе.
Есть снегоуборочные машины, поливальные машины, полицейские машины.
Иногда для спасения чьей-то жизни может срочно потребоваться помощь. Тогда вызывают специальную машину скорой помощи. В ней есть современное медицинское оборудование. Врачи оказывают человеку первую помощь и, если это нужно, могут быстро отвезти тяжелого больного в больницу.
Еще есть пожарные машины. Они спешат по вызовам на пожары. Бригада пожарных спасает людей и с помощью специального оборудования тушит огонь пеной и водой.
Специальные машины всегда спешат к кому-то на помощь. Вот, маша, почему их все пропускают!
III.Физкультминутка.
IV.Продолжение работы по теме занятия.
1. Беседа по рассказу «Машины специального назначения».
- О каких машинах рассказал папа Маше? Скажите, ребята, для чего нужна машина скорой помощи/пожарная машина? Какие специальные машины вы еще знаете? Зачем нужны людям специальные машины?
2. Работа с прописями.
V.Итог.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему: «Украина – мой родной край»
Опыт работы учителя логопеда в ДОУ
Автоматизация свистящих и шипящих звуков у детей в картинках
Работа логопеда с родителями в ДОУ в соответствии с ФГОС. Коррекция нарушений речи
Похожие статьи:
Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему «Наша улица»
Конспект занятия в средней группе на тему «Загадки»