Авторская разработка этапов работы по развитию диалогической речи в группах компенсирующей направленности
Современная тенденция развития образования, в соответствии с ФГОС и социальным заказом родителей, направлена на воспитание гармонично развитой личности. Одно из основных условий нормального развития ребенка и, в дальнейшем, успешного обучения в школе — своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве.
В последнее время постоянно растёт количество детей с ОНР и ФФНР. Эти дети испытывают затруднения в составлении рассказов, установлении причинно-следственных связей, проведении анализа и синтеза, произношении отдельных групп звуков. Всё это негативно влияет на развитие коммуникативных качеств воспитанников.
Овладение речевыми умениями и навыками выполняет многообразные функции в жизни ребёнка. Основной и первоначальной функцией является коммуникативная – назначение речи быть средством общения. Правильное развитие и формирование функций речи побуждает ребёнка к овладению языком, его фонетикой, лексикой, грамматическим строем, развитием связной речи (диалога и монолога). Диалогическая речь выступает как основная форма речевого общения со сверстниками и взрослыми.
В раннем возрасте ребенка в диалог вовлекает взрослый, помогает ему, дополняет речь высказываниями. Опыт речевого общения с партнёром – взрослым, ребенок переносит в свои взаимоотношения со сверстниками. У ребёнка - дошкольника ярко выражено потребность во внимании сверстника, желание донести до партнера цели и содержание своих действий. Дети групп компенсирующей направленности испытывают большие трудности в общении, как с взрослыми, так и со сверстниками.
При диагностики связной речи в начале года я обнаружила слабую динамику в развитие диалогической речи в нашей группе, в связи с этим необходимым звеном в планировании своей работы были определены задачи для дальнейшего развития диалогической речи, как средства коммуникативного общения детей со сверстниками и взрослыми.
Хочется поделиться своими этапами работы с коллегами и родителями.
Первый этап. Подготовительный - беседы, игры - драматизации,создание игровых ситуаций.
Затем, на основном этапе работы мною были подготовлены консультации и тренинги с родители по развитию выразительности, темпа речи: "Весёлые переклички", "Игры - забавы".
И на
заключительном этапе работы была подготовлена детская пресс - конференция: "Мой детский сад", которая явилась мощным, стимульным средством для развития детского диалога.
Рекомендуем посмотреть:
Развитие связной речи у детей с ОВЗ с помощью компьютерных технологий.
Советы учителя-логопеда для родителей
Формирование слоговой структуры слова у детей с ОНР
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе для детей с ОНР