Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Развитие связной речи у детей с ОВЗ с помощью компьютерных технологий.

Развитие связной речи у детей с ОВЗ с помощью компьютерных технологий в рамках инклюзивного образования.
Составление рассказа по картинке с использованием компьютерной программы ПервоЛого
ФИО: Теплищева Юлия Олеговна
Должность, место работы: учитель-логопед, МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 города Новоалтайска Алтайского края»
Цель: познакомить учителей-логопедов, педагогов-психологов, учителей начальных классов с опытом использования компьютерной программы ПервоЛого для развития связной речи у учащихся 1-2 классов с ОВЗ в рамках инклюзивного образования.
Оборудование: компьютер, диск с программой ПервоЛого, сюжетная картинка.

Составление связных высказываний, для ребенка с ОВЗ – это очень трудная задача. Если он не научится преодолевать эти трудности, то потом составление рассказа, написание сочинения, пересказ текста или параграфа будет практически невозможным. Компьютерная программа ПервоЛого помогает решить эту проблему при помощи приема наглядного моделирования.
Перед тем, как начать работу по развитию связной речи с ребенком, нужно произвести подготовительную работу в программе. Находится картинка, по которой планируется составлять рассказ, и копируется на «альбомный лист». Возможности программы позволяют «разобрать» картинку на отдельные элементы и составить из этих элементов новые картинки. Более того, ребенок может проводить линии, добавлять свои элементы, менять фон исходной картинки, менять размеры персонажей и предметов. И, в завершении, можно добавить анимацию, звуки и картинка «оживет».
За основу была взята картинка «Дети спасаются от дождя»
1. Состав картинки.
- Что нарисовано на картинке?
У ребенка могут возникнуть сложности при ответе на этот вопрос. Рассмотрим картинку

Нарисовано много. Объекты и предметы перекрываются, разнообразие форм не дает сосредоточиться. При этом как узнать ребенку, который из объектов имел в виду учитель? Как отыскать именно его? Как выделить что-то в этом пестром калейдоскопе? Переформулируем вопрос:
- Кто нарисован на картинке?
Такой вопрос дает толчок к поиску наиболее активного персонажа – человека. Тогда правильный ответ будет:
- Девочка и мальчик.
- Что они делают?
- Бегут.

На этом обычно исчерпывается содержание картинки, поскольку других «кто?», кроме девочки и мальчика, на этой картинке нет. А для продолжения разговора придется вернуться к вопросу «что?»
Можно поиграть с ребенком и представить, что мы режиссеры. Для надежности сфокусировали взгляд с помощью «кинокамеры»: сложили ладошки вместе, чтобы получился маленький глазок, и смотрим через него. Да так, чтобы в глазок попадал только один какой-нибудь объект.
- Итак, что ты видишь через свой глазок?
Теперь картина проясняется: глазок четко выделяет каждую деталь и ребенок называет, что он обнаружил. Каждую находку мы «вырезаем» и фиксируем на новом «листе», обводя кружочками: девочка, мальчик, лужи, крыльцо дома, дождевая туча и т. д.

Ребенок, обычно, старается не пропустить не одной детали и старается высмотреть все подробности. Выделить главное, отбросить лишнее – этому мы научимся на следующем этапе.
Часто ребенок начинает выделять части объекта: у мальчика футболка, брюки; у девочки летнее платье. Тогда можно сказать, что эти части уже учтены на рисунках девочки и мальчика, а мы можем разукрасить их по отдельности только для того, чтобы потом использовать при описании внешнего вида героев

В другой раз «камера» прошлась по картинке слишком поверхностно. Нарисованы дети или идет дождь.
Все детали можно зафиксировать с ребенком на «альбомном листе». Разукрасить отдельные объекты, уменьшить или увеличить их (картина не случайно в черно-белом варианте).
2. Связи и взаимодействия между объектами
Вопрос "что делает?" тоже недостаточно однозначен и непонятен для неопытного детского ума.
Начнем с того, что любые действия имеют временную продолжительность, а картинка отражает застывшие позы вместо действий.
Выходит, что своим простым вопросом мы требуем от ребенка увидеть за застывшей позой героев серию последовательных ее изменений и обобщить их одним глаголом.
Если ребенок не имеет достаточного житейского опыта в этом виде деятельности, то задача может оказаться для него непосильной.
А ведь взаимодействия между объектами не всегда выражаются в каких-то крупных, видимых, завершенных событиях. Они могут реализоваться и более незаметно, незначительно.
Попробуем задаться целью: найти связи, взаимодействия между всеми разрозненными объектами на картинке. Мы картинку разобрали на части, а обратно собрать забыли.
- Соедини все части в единое целое, обоснуй свой выбор.

- Какие два кружочка мы можем связать между собой? Соедини кружки только в том случае, если сможешь обосновать свой выбор.
- Девочка и мальчик: мальчик бежит за девочкой.
- Девочка и крыльцо дома: девочка бежит к дому.
- Туча и лужи: из тучи идет дождь – появляются лужи.
- Девочка и платье: на девочке легкое платье.

Количество линий все увеличивается. Рисунок начинает напоминать паутину. Ребенок с нарастающим азартом пытается найти два кружочка, которые еще не соединил.
Если ребенок кружочки соединил, но объяснить свою мысль не может, то ему необходимо подсказать.
- Дерево и крыльцо дома: дерево растет недалеко от дома.
Пока ребенок занят выявлением связей, вряд ли он будет выстраивать предложения в определенном порядке, чтобы получился связный рассказ. Ему необходимо выплеснуть свою поисковую энергию, получить удовольствие от собственной находки. А учитель, тем временем, может записать готовые предложения. Связи между предложениями, необходимые для рассказа, мы выстроим чуть позже.
3. Характеристики объектов и действий
Основу для рассказа мы подготовили, но не хватает в нем образов, ярких характеристик, чтобы картинка «ожила».
- Какое время года изображено на картине? Летом дождь идет долго? Какой он, теплый или холодный? Может быть на картине гроза? Что можно услышать во время грозы? Как можно назвать очень сильный дождь? (ливень)
Получаются примерно следующие предложения.
- Началась гроза. Загрохотал гром. Полил теплый летний дождь. (Полил теплый летний ливень.)
Таким образом, в рассказ вплетаются те признаки, характеристики, свойства, которые мы можем увидеть. А ведь человек имеет и другие органы восприятия. Правда, чтобы использовать их, нам придется перешагнуть рамки картинки.
- Закрой на минутку глаза и представь, что ты попал прямо в картинку. Прислушайся, что происходит рядом с тобой? Что ты слышишь?
- Я слышу, как грохочет гром.
- Я слышу, как шумит листва на деревьях.
- Я слышу, как капают капли дождя.
- Я слышу, как дети бегут и наступают в лужи.
- Я слышу, как дождь барабанит по крыльцу.

Недаром мы так тщательно выделяли все объекты, так внимательно устанавливали связи между ними. Паутина рисунков все еще перед нами, и каждый кружок, каждая линия является источником все новых звуков в воображении ребенка. В дальнейшем эти звуки можно вставить в нашу картинку. А также - подобрать музыкальный фон, передающий настроение картинки.
Остальные три чувства: осязание, обоняние и вкус — часто объединяют в один, так называемый кинестетический канал восприятия. Попробуем и его использовать в работе над картинкой.
- Войди в картинку, осторожно «походи» по ней. Что ты почувствовал? Притронься рукой ко всему, что встретилось тебе на пути. Что ты почувствовал теперь? Вдохни запах того, что тебя окружает. Какие запахи ты чувствуешь?
- Я чувствую, как моя одежда намокает от дождя.
- Я чувствую тепло, мне кажется, что дождик теплый.
- Я чувствую запах воды и мокрой травы.
- Я чувствую, что дует ветер, но он не холодный.
- Я чувствую, что лужи под ногами хлюпают.

В итоге ребенок начинает получать удовольствие от работы с этой картинкой.
4. Выстраивание временной последовательности
Нам надо познакомиться с событиями предшествующими и последующими, найти для рассказа начало и конец, а также выстроить все события в нужной последовательности.
- Дети сейчас бегут домой. А где они могли быть раньше?
- Раньше они ходили гулять в рощу (на луг).
-Что они могли делать на лугу? (дети бегали, играли)
- Как ты думаешь, в какую погоду дети вышли из дома?
-Давай попробуем рассказать все события подробно.
- Стоял жаркий летний день. Дети решили пойти погулять на луг. Им было весело. Они бегали друг за другом. Вдруг на горизонте появилась грозовая туча. Загрохотал сильный гром. Дети побежали домой.

Таким образом, мы подошли к ситуации, изображенной на картинке: дети спасаются от дождя. Дальнейшее изложение строится по следующему плану:
• начался дождь,
• подул ветер,
• дети побежали домой,
• на дороге появились лужи,
• дети промокли.
Можно предложить ребенку пофантазировать, что будет дальше, когда закончится дождь: чем займутся дети, как может поменяться погода и т.д.
Фактически, мы словесно уже «анимировали» эту картинку. Она представляется в воображении ребенка ожившей и вполне реальной. После такой тщательной подготовки можно, используя возможности ПервоЛого, действительно задать персонажам на картинке различные движения, добавить музыку, звуки, комментарии самого ребенка.

Можно нарисовать продолжение. И здесь уже идет речь о проектной деятельности. Данный проект можно осуществить на нескольких занятиях. И в дальнейшем показать его родителям, другим ученикам. У ребенка-инвалида вырабатывается ситуация успеха и удовлетворения результатом своей деятельности.

Рекомендуем посмотреть:

Занятие по описанию игрушек в младшей группе детского сада Новогодняя открытка в CorelDraw. Практическая работа Обучение детей дошкольного возраста творческому рассказыванию Развитие диалогической речи в группах компенсирующей направленности
Работа с детьми с ОВЗ в массовой школе в рамках инклюзивного образования. | Подготовка детей к школе и профилактика нарушений письменной речи с помощью ИКТ
Опубликовано: 3470 дней назад (6 мая 2015)
Просмотров: 5098
+5
Голосов: 5
Венера Табрисовна Чувилина # 6 мая 2015 в 12:14 +1
Юлия Олеговна, здравствуйте! Очень интересная методика работы. Данная программа мне не знакома, но интересно было познакомиться с представленным Вами материалом. Приемы работы похожи на ТРИЗ, но, думаю, что работа на компьютере будет интереснее и нагляднее для детей. Спасибо!
Юлия Олеговна Теплищева # 6 мая 2015 в 12:20 0
Здравствуйте, Венера Табрисовна. Спасибо за комментарий. Действительно, приемы работы я частично заимствовала. Благодаря федеральной программе "Доступная среда", мой кабинет оснастили новейшим оборудованием и программами (ПервоЛого, Хронолайнер и др.) Поэтому, я решила многие известные методы адаптировать для детей с ОВЗ именно с использованием новых компьютерных технологий.
Ольга Геннадьевна Лебедева # 6 мая 2015 в 18:52 +2
Здравствуйте, Юлия Олеговна. Благодарю за приглашение. Вы очень подробно и понятно изложили этапы работы по обучению детей развитию связной речи с использованием компьютерной программы ПервоЛого (мне эта программа не знакома). Думаю, что дети с ограниченными возможностями здоровья, благодаря этой программе, с большим интересом развиваются интеллектуально и конечно же развивают свою речь. Спасибо за материал.
Юлия Олеговна Теплищева # 7 мая 2015 в 05:34 0
Ольга Геннадьевна, спасибо за отзыв.
Валентина Ивановна Горохова # 6 мая 2015 в 21:21 +1
Юлия Олеговна!Очень интересная методика.Я с этой программой не знакома,но очень рада за Вас,что у Вас есть новое оборудование и Вы можете экспериментировать.Логопедов снабжают по остаточному принципу,ваша администрация смотрит в будущее.Дети любят ,когда привлекаешь на занятие компьютер,интерактивную доску.Все это дает положительный результат в работе.Использование новых данных программ я думаю улучшит конечный результат работы.Мне только не понятно сколько времени уходит на эту работу,ведь Вы предлагаете это для детей с ОВЗ.С уважением В.И.
Юлия Олеговна Теплищева # 7 мая 2015 в 05:44 0
Здравствуйте, Валентина Ивановна. Спасибо за отзыв. Отвечу на ваш вопрос. Эта программа, в основном, для детей с нарушением двигательных функций (ДЦП). У меня два таких ребенка. Один совсем не ходит самостоятельно, другой - ходит с поддержкой. У этих ребятишек сохранный интеллект. Поэтому им задания с "оживлением" картинок очень нравятся и мы многое успеваем сделать. Задания для разных категорий детей с ОВЗ будут разными по сложности. Но сам принцип этой программы (накладывание на изображение движения, звука, цвета) понятен и интересен любым детям.
Мария Юрьевна Жиличкина # 7 мая 2015 в 22:28 +1
Здравствуйте, Юлия Олеговна! Вы понятно и подробно рассказали систему работы по составлению рассказа по картине. Я с программой ПервоЛого не знакома, но думаю, что можно распечатать 2 экземпляра любой картинки и одну разрезать на части как в предлагаемой программе. Очень интересны задания с использованием всех органов чувств - это важно для накопления опыта детей. С удовольствием отдаю Вам голос и желаю успехов!
Юлия Олеговна Теплищева # 18 мая 2015 в 09:51 0
Мария Юрьевна, спасибо за отзыв. joke
Елена Копылова # 15 мая 2015 в 14:36 +1
Добрый день, Юлия Олеговна. Спасибо за приглашение. Я с удовольствием познакомилась с Вашей разработкой. Очень заинтересовал приём наглядного моделирования в работе по развитию речи, который Вы показали. Детям с ОВЗ, с ОНР очень трудно выразить свою мысль, составить несколько предложений по картинке или по опорным словам, что в дальнейшем ведёт к трудностям при пересказе текста или написании изложения, сочинения. Методика, которую Вы показали, помогает развить и обогатить речь детей, учит строить правильные высказывания, находить логические связи, развивает наглядно-образное мышление. Творческих успехов Вам и мой голос!
Юлия Олеговна Теплищева # 18 мая 2015 в 09:52 0
Большое спасибо за отзыв. joke
Анна Иванова # 17 мая 2015 в 21:00 +1
очень интересный материал вы представили, Юлия Олеговна!Я только учусь на логопеда. И поэтому мне интересно все, что связано с этой профессией!Особенно материал логопедов-практиков, коим вы, несомненно, и являетесь joke
Никогда не слышала о программе, в которой вы работаете с ребятами. Уверена,что программа значительно облегчает взаимодействие с ребенком с ОВЗ. Здорового ребенка бывает достаточно трудно обучить рассказу по картинке. А что уж говорить о ребенке, мир которого сужен стенами дома или больничной палаты!Такой ребенок имеет малый словарный запас, мало жизненного опыта. А это мешает составлению рассказа. И благодаря использованию программы, которая визуализирует все, что придумал ребенок, можно значительно ускорить обучение.
Юлия Олеговна Теплищева # 18 мая 2015 в 09:53 0
Большое спасибо за отзыв. smile