Развитие связной речи у детей с ОВЗ с помощью компьютерных технологий в рамках инклюзивного образования.
Составление рассказа по картинке с использованием компьютерной программы ПервоЛого
ФИО: Теплищева Юлия Олеговна
Должность, место работы: учитель-логопед, МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 города Новоалтайска Алтайского края»
Цель: познакомить учителей-логопедов, педагогов-психологов, учителей начальных классов с опытом использования компьютерной программы ПервоЛого для развития связной речи у учащихся 1-2 классов с ОВЗ в рамках инклюзивного образования.
Оборудование: компьютер, диск с программой ПервоЛого, сюжетная картинка.
Составление связных высказываний, для ребенка с ОВЗ – это очень трудная задача. Если он не научится преодолевать эти трудности, то потом составление рассказа, написание сочинения, пересказ текста или параграфа будет практически невозможным. Компьютерная программа ПервоЛого помогает решить эту проблему при помощи приема наглядного моделирования.
Перед тем, как начать работу по развитию связной речи с ребенком, нужно произвести подготовительную работу в программе. Находится картинка, по которой планируется составлять рассказ, и копируется на «альбомный лист». Возможности программы позволяют «разобрать» картинку на отдельные элементы и составить из этих элементов новые картинки. Более того, ребенок может проводить линии, добавлять свои элементы, менять фон исходной картинки, менять размеры персонажей и предметов. И, в завершении, можно добавить анимацию, звуки и картинка «оживет».
За основу была взята картинка «Дети спасаются от дождя»
1. Состав картинки.
- Что нарисовано на картинке?
У ребенка могут возникнуть сложности при ответе на этот вопрос. Рассмотрим картинку
Нарисовано много. Объекты и предметы перекрываются, разнообразие форм не дает сосредоточиться. При этом как узнать ребенку, который из объектов имел в виду учитель? Как отыскать именно его? Как выделить что-то в этом пестром калейдоскопе? Переформулируем вопрос:
- Кто нарисован на картинке?
Такой вопрос дает толчок к поиску наиболее активного персонажа – человека. Тогда правильный ответ будет:
- Девочка и мальчик.
- Что они делают?
- Бегут.
На этом обычно исчерпывается содержание картинки, поскольку других «кто?», кроме девочки и мальчика, на этой картинке нет. А для продолжения разговора придется вернуться к вопросу «что?»
Можно поиграть с ребенком и представить, что мы режиссеры. Для надежности сфокусировали взгляд с помощью «кинокамеры»: сложили ладошки вместе, чтобы получился маленький глазок, и смотрим через него. Да так, чтобы в глазок попадал только один какой-нибудь объект.
- Итак, что ты видишь через свой глазок?
Теперь картина проясняется: глазок четко выделяет каждую деталь и ребенок называет, что он обнаружил. Каждую находку мы «вырезаем» и фиксируем на новом «листе», обводя кружочками: девочка, мальчик, лужи, крыльцо дома, дождевая туча и т. д.
Ребенок, обычно, старается не пропустить не одной детали и старается высмотреть все подробности. Выделить главное, отбросить лишнее – этому мы научимся на следующем этапе.
Часто ребенок начинает выделять части объекта: у мальчика футболка, брюки; у девочки летнее платье. Тогда можно сказать, что эти части уже учтены на рисунках девочки и мальчика, а мы можем разукрасить их по отдельности только для того, чтобы потом использовать при описании внешнего вида героев
В другой раз «камера» прошлась по картинке слишком поверхностно. Нарисованы дети или идет дождь.
Все детали можно зафиксировать с ребенком на «альбомном листе». Разукрасить отдельные объекты, уменьшить или увеличить их (картина не случайно в черно-белом варианте).
2. Связи и взаимодействия между объектами
Вопрос "что делает?" тоже недостаточно однозначен и непонятен для неопытного детского ума.
Начнем с того, что любые действия имеют временную продолжительность, а картинка отражает застывшие позы вместо действий.
Выходит, что своим простым вопросом мы требуем от ребенка увидеть за застывшей позой героев серию последовательных ее изменений и обобщить их одним глаголом.
Если ребенок не имеет достаточного житейского опыта в этом виде деятельности, то задача может оказаться для него непосильной.
А ведь взаимодействия между объектами не всегда выражаются в каких-то крупных, видимых, завершенных событиях. Они могут реализоваться и более незаметно, незначительно.
Попробуем задаться целью: найти связи, взаимодействия между всеми разрозненными объектами на картинке. Мы картинку разобрали на части, а обратно собрать забыли.
- Соедини все части в единое целое, обоснуй свой выбор.
- Какие два кружочка мы можем связать между собой? Соедини кружки только в том случае, если сможешь обосновать свой выбор.
- Девочка и мальчик: мальчик бежит за девочкой.
- Девочка и крыльцо дома: девочка бежит к дому.
- Туча и лужи: из тучи идет дождь – появляются лужи.
- Девочка и платье: на девочке легкое платье.
Количество линий все увеличивается. Рисунок начинает напоминать паутину. Ребенок с нарастающим азартом пытается найти два кружочка, которые еще не соединил.
Если ребенок кружочки соединил, но объяснить свою мысль не может, то ему необходимо подсказать.
- Дерево и крыльцо дома: дерево растет недалеко от дома.
Пока ребенок занят выявлением связей, вряд ли он будет выстраивать предложения в определенном порядке, чтобы получился связный рассказ. Ему необходимо выплеснуть свою поисковую энергию, получить удовольствие от собственной находки. А учитель, тем временем, может записать готовые предложения. Связи между предложениями, необходимые для рассказа, мы выстроим чуть позже.
3. Характеристики объектов и действий
Основу для рассказа мы подготовили, но не хватает в нем образов, ярких характеристик, чтобы картинка «ожила».
- Какое время года изображено на картине? Летом дождь идет долго? Какой он, теплый или холодный? Может быть на картине гроза? Что можно услышать во время грозы? Как можно назвать очень сильный дождь? (ливень)
Получаются примерно следующие предложения.
- Началась гроза. Загрохотал гром. Полил теплый летний дождь. (Полил теплый летний ливень.)
Таким образом, в рассказ вплетаются те признаки, характеристики, свойства, которые мы можем увидеть. А ведь человек имеет и другие органы восприятия. Правда, чтобы использовать их, нам придется перешагнуть рамки картинки.
- Закрой на минутку глаза и представь, что ты попал прямо в картинку. Прислушайся, что происходит рядом с тобой? Что ты слышишь?
- Я слышу, как грохочет гром.
- Я слышу, как шумит листва на деревьях.
- Я слышу, как капают капли дождя.
- Я слышу, как дети бегут и наступают в лужи.
- Я слышу, как дождь барабанит по крыльцу.
Недаром мы так тщательно выделяли все объекты, так внимательно устанавливали связи между ними. Паутина рисунков все еще перед нами, и каждый кружок, каждая линия является источником все новых звуков в воображении ребенка. В дальнейшем эти звуки можно вставить в нашу картинку. А также - подобрать музыкальный фон, передающий настроение картинки.
Остальные три чувства: осязание, обоняние и вкус — часто объединяют в один, так называемый кинестетический канал восприятия. Попробуем и его использовать в работе над картинкой.
- Войди в картинку, осторожно «походи» по ней. Что ты почувствовал? Притронься рукой ко всему, что встретилось тебе на пути. Что ты почувствовал теперь? Вдохни запах того, что тебя окружает. Какие запахи ты чувствуешь?
- Я чувствую, как моя одежда намокает от дождя.
- Я чувствую тепло, мне кажется, что дождик теплый.
- Я чувствую запах воды и мокрой травы.
- Я чувствую, что дует ветер, но он не холодный.
- Я чувствую, что лужи под ногами хлюпают.
В итоге ребенок начинает получать удовольствие от работы с этой картинкой.
4. Выстраивание временной последовательности
Нам надо познакомиться с событиями предшествующими и последующими, найти для рассказа начало и конец, а также выстроить все события в нужной последовательности.
- Дети сейчас бегут домой. А где они могли быть раньше?
- Раньше они ходили гулять в рощу (на луг).
-Что они могли делать на лугу? (дети бегали, играли)
- Как ты думаешь, в какую погоду дети вышли из дома?
-Давай попробуем рассказать все события подробно.
- Стоял жаркий летний день. Дети решили пойти погулять на луг. Им было весело. Они бегали друг за другом. Вдруг на горизонте появилась грозовая туча. Загрохотал сильный гром. Дети побежали домой.
Таким образом, мы подошли к ситуации, изображенной на картинке: дети спасаются от дождя. Дальнейшее изложение строится по следующему плану:
• начался дождь,
• подул ветер,
• дети побежали домой,
• на дороге появились лужи,
• дети промокли.
Можно предложить ребенку пофантазировать, что будет дальше, когда закончится дождь: чем займутся дети, как может поменяться погода и т.д.
Фактически, мы словесно уже «анимировали» эту картинку. Она представляется в воображении ребенка ожившей и вполне реальной. После такой тщательной подготовки можно, используя возможности ПервоЛого, действительно задать персонажам на картинке различные движения, добавить музыку, звуки, комментарии самого ребенка.
Можно нарисовать продолжение. И здесь уже идет речь о проектной деятельности. Данный проект можно осуществить на нескольких занятиях. И в дальнейшем показать его родителям, другим ученикам. У ребенка-инвалида вырабатывается ситуация успеха и удовлетворения результатом своей деятельности.
Рекомендуем посмотреть:
Занятие по описанию игрушек в младшей группе детского сада
Новогодняя открытка в CorelDraw. Практическая работа
Обучение детей дошкольного возраста творческому рассказыванию
Развитие диалогической речи в группах компенсирующей направленности