Особенности диагностики и коррекции связной речи у детей младшего школьного возраста с ОВЗ.
ФИО: Теплищева Юлия Олеговна
Должность, место работы: учитель-логопед, МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 города Новоалтайска Алтайского края»
Особенности диагностики и коррекции связной речи у детей младшего школьного возраста с ОВЗ.
Цель: познакомить учителей-логопедов, педагогов-психологов, учителей начальных классов с особенностями диагностики и подбором коррекционных упражнений для учащихся 1 классов с ОВЗ массовой школы в рамках инклюзивного образования.
В практику работы учителей начальных классов, учителей-логопедов, психологов, администрации школы входит такое новое явление, как
инклюзия.
Инклюзия – это:
- процесс развития предельно доступного образования для каждого в школах и других образовательных учреждениях;
- формирование процессов обучения с постановкой адекватных целей для всех учеников;
- процесс ликвидации различных барьеров для наибольшей поддержки каждого учащегося и максимального раскрытия его потенциала.
Введение инклюзивного обучения выделено в один из приоритетов социальной политики государства.
Опыт такой работы в нашей стране только появляется. Но как работать с детьми-ивалидами, как создать условия для обучения и развития, как выстроить образовательную траекторию такого ребенка, учитель должен знать уже сейчас. С каждым годом все больше и больше детей с ОВЗ приходит в 1 класс массовой школы. Мне, как школьному учителю-логопеду, пришлось перестраивать свою работу с учетом тяжести речевых нарушений и особенностей их коррекции у детей данной категории.
Очень важным этапом является анализ речевого дефекта и прогнозирование его последствий, которые необходимо реализовывать с позиции зоны ближайшего развития (по Л.С.Выготскому).
Диагностику младших школьников я провожу с учетом следующих принципов:
- комплексного подхода (дает возможность прогнозирования коммуникативного и речевого развития);
- системного структурно-динамического изучения психического развития (позволяет повысить эффективность психолого-педагогического изучения в целом);
- качественного анализа структуры дефекта (предоставляет материал для оценки деятельности);
- целостного анализа психического развития ребенка (позволяет вскрыть соотношение между первичным и вторичным дефектом).
Процесс диагностирования я стараюсь организовать таким образом, чтобы каждый ребенок мог реагировать на том уровне и такими средствами, которые ему доступны. Важны улыбка, жест, знак отрицания, фиксация взгляда на предмете и т.д. К данным анамнеза, на мой взгляд, надо относиться в определенной мере скептически, так как большинство родителей не всегда могут адекватно ответить на вопросы о раннем моторном развитии собственных детей. Моя главная задача, как специалиста, проводящего обследование – правильное определение первичного нарушения, то есть, избежание диагностических ошибок.
На данный момент я накопила опыт работы с детьми, имеющими диагнозы: умственная отсталость, моторная алалия, ранний детский аутизм.
-
Алалия – это форма патологии речевой деятельности.
-
Умственная отсталость – это группа чрезвычайно разнородных состояний, в самой различной степени и по самым различным причинам, нарушающих адекватное возрасту функционирование индивида в обществе, познавательных способностей и социального поведения.
-
Аутизм – это состояние психики, характеризующееся замкнутостью, отсутствием потребности в общении, предпочтением своего внутреннего мира, контактам с окружающими.
Видно, что при диагнозе алалия, нарушение речи является первичным дефектом, а в двух остальных случаях – вторичным. Часто очень сходные внешние проявления речевого дефекта, могут быть следствием совершенно разных отклонений в развитии ребенка.
Специфические особенности нарушений усвоения звуковой системы речи у детей с
моторной алалией проявляются в следующем: умея воспроизводить почти все звуки родного языка, дети не могут длительное время правильно называть слова. В дальнейшем называемые ими слова являются резко деформированными со стороны как звуковой, так и слоговой структуры. У моторных алаликов могут наблюдаться следующие ошибки: опускание звуков слова — «трато» (трактор); уподобление звуков — «полсолнух» (подсолнух); перестановки, добавление в слова лишних звуков, в результате чего двигательная структура слова даже усложняется: «коньски» (коньки); замещение одних звуков другими: «шубака» (собака), «татик» (фантик). Поэтому основным приемом речевого развития является многократное повторение слов и фраз. Например, используются разрезные картинки и игровое поле с сюжетами хорошо известных детям сказок: «Теремок», «Колобок», «Курочка Ряба», «Маша и медведь», «Репка».
Сказки подбираются таким образом, чтобы в них присутствовали многократные повторения реплик персонажей. Эти задания развивают слоговую структуру слова, связную речь, логическое мышление и память.
Дети с
умственной отсталостью, в младшем школьном возрасте, плохо понимают чужую речь, улавливая только тон, интонации и отдельные опорные слова, связанные, большей частью, с их непосредственными потребностями. Самостоятельная речь проявляется преимущественно в виде отдельных слов, коротких фраз. Она характеризуется недостаточной модуляцией, грубым косноязычием, нарушением структуры слов, аграмматизмами. Отсутствие речи компенсируется жестами, нечленораздельными звуками, своеобразными словами, в которые они вкладывают определенный смысл. Эти дети не способны к диалогической речи. Устные инструкции взрослого, состоящие из нескольких, следующих друг за другом заданий, воспринимаются с большим трудом. Для развития мышления и речи у детей данной категории, полезно использовать наборы последовательных картинок, каждая из которых является иллюстрацией к части сюжетного рассказа, а также различные схемы.Такие задания развивают логическое мышление, расширяют словарный запас, формируют грамматический строй и связную речь.
Речь и поведение
аутичного ребенка характеризуется следующими особенностями: одновременно употребляет «лепетные» слова и сложноорганизованные, правильные по языковой структуре высказывания; не реагирует на обращенную речь; отсутствуют эмоции; присутствуют стереотипии и в движениях и в речи; нет стремления к контакту
Существуют определенные правила, которые необходимо соблюдать:
- принимать ребенка таким, какой он есть;
- исходить из интересов ребенка;
- строго придерживаться определенного режима и ритма ребенка;
- соблюдать ежедневные ритуалы (они обеспечивают безопасность ребенка);
- научиться улавливать малейшие вербальные и невербальные сигналы ребенка, свидетельствующие о его дискомфорте;
- как можно чаще разговаривать с ребенком;
- терпеливо объяснять ребенку смысл его деятельности, используя четкую наглядную информацию (схемы, карты т.п.);
- избегать переутомления ребенка;
- чаще хвалить и поощрять ребенка.
В работе с ребенком-аутистом применяются разнообразные упражнения. Все зависит от степени доверия ребенка специалисту. Иногда, очень длительное время уходит на адаптацию к новому месту и новым людям. Для решения коммуникативных задач можно использовать такой интересный прием, как «Книга разговоров». Книга разговоров может состоять только из картинок, или же она может включать записи разговоров на повседневные темы.Цель такой книги – повысить навыки ведения разговора. Очень важно, чтобы содержание книги соответствовало возрасту, а все темы разговоров в книге имели реальное значение в жизни ребенка. Можно обеспечить реалистичность книги, используя фотографии окружающих мест, самого ребенка и близких ему людей – это особенно хорошо работает с маленькими детьми.
В заключении, хочу сказать, что работа с детьми-инвалидами – это очень ответственный и кропотливый труд со многими особенностями. Иногда даже малейшая диагностическая или методическая ошибка может перечеркнуть многодневные усилия специалиста. Поэтому так важно уделять особое внимание диагностике и последующему подбору коррекционных методов и приемов, которые будут эффективны для той или иной категории детей с ОВЗ.
Список литературы:
1. Соботович Е.Ф. Формирование правильной речи у детей с моторной алалией. – Киев: КГПИ, 1981.
2. Нуриева Е.Г. Развитие речи у аутичных детей. – М., 1999.
3. Кириллова Е.В. Логопедическая работа с безречевыми детьми: Учебно-методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2011.
4. Кириллова Е.В. К вопросу о дифференциальной диагностике безречевых детей // Детская и подростковя реабилитация. 2007. №1 (8).
5. Кириллова Е.В., Мамаева А.В. Формирование основ коммуникации у безречевых детей со сложной структурой дефекта. // Детская и подростковая реабилитация. 2007. №2 (9).
6. Выготский Л.С. Мышление и речь. – М., 1999.
7. Дидактические игры (Электронный ресурс)
Рекомендуем посмотреть:
Организация урока производственного обучения для обучающихся - выпускников образовательных учреждени
Причины нарушений чтения у учащихся начальных классов коррекционных школ VIII вида
Коррекция нарушений правильности чтения у учащихся начальных классов коррекционной школы
Коррекция нарушений понимания прочитанного и беглости чтения у учащихся начальных классов коррекцион