Подготовка детей к школе и профилактика нарушений письменной речи с помощью ИКТ.
ФИО: Теплищева Юлия Олеговна
Должность, место работы: учитель-логопед, МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 города Новоалтайска Алтайского края»
Цель: познакомить учителей-логопедов, учителей начальных классов, родителей будущих первоклассников с опытом использования компьютерной программы "Учимся читать. Страна Буквария" для подготовки детей к школе и профилактики нарушений письменной речи.
Оборудование: компьютер, диск с программой "Учимся читать. Страна Буквария", картинки для раскрашивания, цветные карандаши.
В настоящее время в продаже появилось огромное количество учебных дисков и компьютерных программ по различным предметам и для детей разного возраста. Педагогам, не говоря уже о родителях, бывает очень трудно разобраться в практической пользе этих компьютерных продуктов. И часто тратятся немалые деньги на диски с программами, в которых трудно разобраться, и которые в большей степени развлекают детей, а не решают конкретные учебные задачи. В своей логопедической практике я активно использую компьютер, т.к. современные дети с ранних лет умеют им пользоваться, и им очень интересны интерактивные задания. Хочу поделиться опытом использования программы
«Учимся читать. Страна Буквария» для решения многих речевых проблем у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Данная компьютерная
программа рассчитана на детей 5-7 лет. Я использую ее на групповых логопедических занятиях для будущих первоклассников и индивидуальных занятиях с детьми-инвалидами. Надеюсь, что мой опыт будет полезен не только педагогам, но и родителям, которые хотят подготовить своих детей к школе.
Проводя много лет диагностику первоклассников, я увидела такую тенденцию. Ребенок не имеет проблем со звукопроизношением, но у него нарушено фонематическое восприятие, грамматический строй, бедный словарный запас. Родители до школы не обращали внимания на эти проблемы и не проводили коррекции. Поэтому, поступив в 1 класс, ученик начинает испытывать трудности в освоении письменной речи (письмо и чтение). Эти трудности могут быть предпосылкой для возникновения дисграфии и дислексии.
Существует несколько классификаций дисграфии:
•
оптическая дисграфия обусловлена неустойчивостью зрительных впечатлений и представлений; в чистом виде встречается редко, но ее элементы часто проявляются в других формах;
•
артикуляторно-аккустическая дисграфия, когда наряду со звукопроизношением страдает и фонематическое восприятие;
•
акустическая форма (и смешанная), данный вид дисграфии обусловлен нарушением фонематического слуха (недостаточно чёткая слуховая дифференциация акустически близких речевых звуков), хотя у учащихся звукопроизношение в норме.
Рассмотрим на примере конкретных заданий и упражнений, как можно проводить профилактику дисграфии и проводить коррекцию уже имеющихся нарушений письма с помощью данной программы.
На заглавной странице представлены все буквы алфавита. Можно выбрать любую букву или идти по порядку порядок повторяет изучение алфавита в Азбуке).
Нажав на выбранную букву, мы попадаем на новую страничку с заданиями.
1. Представление буквы.
Цели:
• закрепление графическог образа буквы;
• закрепление звукобуквенного соответствия;
Задания:
• назови букву;
• произнеси звук, выясни какой он гласный-согласый, глухой-звонкий;
• придумай слова с данной буквой;
• выдели из ряда букв только изучаемую.
Эти задания позволяют запомнить ребенку букву и соотнести ее со звуком, а также запомнить характеристики звука (профилактика акустической дисграфии).
2. Конструирование буквы.
Цели:
• выяснить, из скольких элементов состоит изучаемая буква;
• уточнить форму элементов (прямая палочка, наклонная палочка, полуовал);
• составление буквы из элементов.
Задания:
• найди подходящие элементы для заданной буквы;
• найди подходящий элемент и дострой букву;
• построй большую и маленькую букву.
Эти задания позволяют ребенку запомнить образ буквы и элементы, из которых она состоит (профилактика оптической дисграфии).
3. Вращающаяся буква.
Цели:
• дальнейшее закрепление образа буквы;
• умение увидеть изучаемую букву в необычном представлении (в горизонтальном положении, «вверх ногами» и т.п.);
• контроль усвоенного материала.
Задание:
• найди и выдели изучаемую букву.
Это задание является хорошей профилактикой оптической дисграфии и служит для развития внимания.
4. Найди букву.
Цели:
• умение распознавать образ буквы в нечитаемом тексте;
• расширение словарного запаса.
Задания:
• найди заданную букву и выдели ее;
• прочитай слово и выдели заданную букву (для детей, умеющих читать);
• значение каких слов тебе не понятно, давай разберем эти слова;
• выбери понравившееся тебе слово и подбери к нему признак, действие, составь предложение.
Эти задания развивают внимание, расширяют словарный запас ребенка и являются профилактикой оптической дисгафии.
5. Звук и буква.
Цели:
• закрепить звуко-буквенное соотношение;
• развивать фонематическое восприятие;
• умение классифицировать предметы по различным признакам;
• расширить словарный запас.
Задания:
• выдели картинки, в названии которых есть заданный звук;
• определи, где находится этот звук (в начале, в середине или в конце слова);
• выбери картинку и опиши этот предмет, какой он;
• составь предложение об этом предмете;
• сгруппируй картинки по заданному признаку (живое – неживое, летает – не летает; по цвету, по форме, по размеру и т.д.)
Эти задания развивают фонетическое восприятие, внимание, логическое мышление и являются хорошей профилактикой акустической формы дисграфии.
6. Построение слогов и слов.
Цели:
• демонстрация процесса «образования» слога (слияние, примыкание;
• обучение чтению слогов и слов.
Задания:
• построй слог с заданной буквой (открытый, закрытый), прочитай его;
• построй слово с заданной буквой, прочитай его;
• сколько в слове гласных (согласных) букв.
Эти задания развивают память, внимание, фонетическое восприятие и позволяют ребенку освоить навык чтения.
7. Раскрашивание картинок с героями и сюжетами программы.
Цели:
• развитие мелкой моторики;
• развитие зрительной памяти
Задание:
• расскажи, что ты видишь на картинке;
• раскрась картинку цветными карандашами.
Это задание развивает зрительное внимание и мелкую моторику у ребенка.
При работе за компьютером необходимо соблюдать следующие правила:
1. Работа не более 20 минут в день.
2. Правильная посадка (спина должна иметь опору).
3. Оптимальное расстояние от глаз до экрана составляет 60-70 см.
4. Линия взора должна быть перпендикулярна экрану и направляться в центр.
Из приведенных заданий видно, что эта программа эффективно развивает многие умения и навыки у ребенка и помогает справиться с проблемами формирования письменной речи. Опыт использования программы показал, что детям она очень нравится, задания понятны для них. Поэтому педагогам и родителям можно взять в свою копилку программу «Учимся читать. Страна Буквария».
Рекомендуем посмотреть:
Воспитание у детей подготовительной группы интереса к школе
Конспект НОД по устранению предпосылок к нарушению письменной речи у дошкольников c общим недоразвит
Обучение грамоте детей 5-6 лет
Советы родителям будущих первоклассников
Похожие статьи:
Изучение азбуки с дошкольниками в детском саду
Восприятие информации детьми
Утомление и переутомление у детей дошкольного возраста
Развивающие раскраски для детей от 3 до 5 лет
Экскурсия для дошкольников в школу