Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект НОД по устранению предпосылок к нарушению письменной речи у дошкольников c общим недоразвитием речи

Конспект НОД по устранению предпосылок к нарушению письменной речи у дошкольников c общим недоразвитием речи по теме: «Звуки [з]- [з`], буква З»
Автор: Налетова Екатерина Анатольевна, учитель-логопед МДОУ детского сада комбинированного вида № 17, г. Подольск Московской области
Описание материала: Предлагаемый материал предназначен для учителей-логопедов дошкольных образовательных учреждений, работающих с детьми  с ОНР в подготовительной к школе группе (6-7 лет). Без своевременного выявления и коррекции затруднений в овладении устной речи у ребенка  с большой вероятностью в школьном возрасте могут возникнуть нарушения письменной речи: дисграфия и дислексия. С целью профилактики вышеуказанных нарушений в конспекте подробно описана работа  с детьми в игровой форме, направленная на развитие и коррекцию лексико-грамматического строя речи, формирование оптико-пространственных функций, совершенствование  навыка детей дифференцировать фонемы на слух и в произношении, осуществлять слоговой и фонематический анализ и синтез.
Цели:
- закрепить правильное произношение  звуков [з] - [з`];
-продолжать учить детей давать артикуляционно-акустическую характеристику звуков  [з] - [з`];
- закрепить навык  различения  звуков [з] - [з`];
- развивать речеслуховое внимание и  фонематическое восприятие;
- закрепить навык звуко-слогового анализа и синтеза;
- развивать зрительное восприятие;
- закрепить графический образ буквы З;
- развивать вербально-логическое мышление, воображение, когнитивные процессы;
- развивать мелкую  и общую моторику;
- формировать ориентацию в пространстве;
- совершенствовать грамматический строй речи;
- воспитывать у детей самоконтроль за речью;
-воспитывать у детей наблюдательность.
Оборудование: мягкая игрушка – заяц, магнитная доска, макет «Лес»: куст, дерево, заячья нора, цветы, пень; сумка почтальона, конверты синего и зеленого цветов, предметные картинки (зонт, язык,  коза, забор, зуб, замок;  магазин, газета, земляника,  изюм, обезьяна,  зяблик); предметные картинки  диких животных и их детенышей (ёж,  ежата, волк, волчата,  лиса, лисята,   медведь, медвежата, белка, бельчата, лось, лосята), пособие поезд – локомотив и вагоны, пособие девочки (в зеленом и синем платьях, «бабочка» для зайца, набор для звукового анализа и синтеза в виде разноцветных нот,  нотный стан, листья с написанными на них буквами, разрезные буквы.
Ход занятия:
1. Организационный момент:
-  Ребята, мы пришли с вами в лес, а…
Кто трясётся за кусточком,
Маленьким дрожит хвосточком?
Ты трусливого узнай –ка –
То наверно, серый …(зайка).
(Елена Мазанко)
-Зайка испугался волка и спрятался от него за кустом, но нас-то он не боится! Он хочет поиграть  в прятки, давайте поищем зайку!
Логопед перемещает игрушку «по лесу» и задает вопросы, дети отвечают:
- Где сидит зайка? - Зайка сидит на пеньке.
- Откуда спрыгнул зайчишка? – Зайчишка спрыгнул с пенька.
-Куда он забрался? - Заяц забрался под куст.
-Где притаился  зайка? – Он притаился за деревом?
-Откуда выглядывает зайчишка? – Он выглядывает из-за дерева.
- Где оказался зайка? – Он оказался перед цветами.
-Куда убежал зайка? – Зайка убежал в нору.
2. Знакомство с темой.
-Дети, вы много знаете о зайцах?
- Конечно, очень много.
- Ответьте, пожалуйста, чего не любят зайцы?
Весну, лето, осень или зиму?
- Зайцы не любят зиму.
- Почему?
- Зимой холодно и мало еды.
- А что зайцы не любят кушать?
Капусту, морковь, кору, запеканку?
- Зайцы не любят запеканку.
-Молодцы, правильно: зайцы не любят зиму, зайцы не любят запеканку.
-Назовите первый звук в слове ЗАПЕКАНКА.
- Первый звук в слове ЗАПЕКАНКА  - [з].
- Кто напомнит характеристику звука [з]?
Ребенок характеризует звук: согласный, твердый, звонкий звук.
- Назовите первый звук в слове ЗИМА.
- Первый звук в слове ЗИМА  - [з`].
- Кто напомнит характеристику звука [з`]?
Ребенок характеризует звук: согласный, мягкий, звонкий звук.
- Верно, молодец. Предлагаю сравнить звуки [з]  - [з`]. Чем они похожи?
-Оба согласные, оба звонкие.
- Чем эти звуки различаются?
- Звук [з]  - твердый, звук [з`] – мягкий.
3.Развитие фонематического слуха:
-Наш зайчик немного заскучал. Давайте с ним поиграем в игру «Эхо». Зайка произнесет слоговые цепочки, а вы эхом отзоветесь.
За-за-зя, зё-зё-зо, зю-зу-зю;
Азь-азь-аз, из-из-изь, эзь-эзь-эз

- Зайка хочет водить с вами хоровод!  Дети встают в круг, логопед поясняет:
- Послушайте слоговую цепочку: зы-зи. Передавайте зайку друг другу и произносите нужный слог: зы-зи-зы-зи и т.д.
Молодцы, а теперь цепочка из 3 слогов: зе-зе-зэ. Задание прежнее.
- Отлично, играем дальше?  
- Да!
- Взгляните, зайка превратился в почтальона (логопед надевает на зайку сумку почтальона).
-Заяц отнесет письма лесным жителям. Но он просит вас помочь ему. Нужно картинки, которые он приготовил, разложить по конвертам. Картинки, в названии которые есть твердый звук [з], нужно вкладывать в синие конверты, а картинки, в названии которых мы слышим мягкий звук [з`] в зеленые конверты.
Логопед предъявляет картинку «зуб», называет слово. Ребенок подходят к логопеду, определяет наличие звука [з] или [з`] и кладет картинку в нужный конверт, комментируя:
- В слове зуб согласный твердый звук [з], надо положить картинку в синий конверт. По такой же схеме опрашиваются оставшиеся дети.
Затем логопед раздает по одной картинке каждому ребенку.
-А теперь сами называйте слово и вкладывайте картинку в нужный конверт. Ребенок сам произносит слово, определяет, какой звук есть в слове ([з] - [з`]), убирает  в соответствующий конверт, а конверт кладет в сумку зайца.
-Молодцы, так хорошо помогли зайцу разложить картинки по конвертам.
4. Звуковой синтез и анализ  обратных и прямых слогов.
- Ребята, посмотрите, наш зайка стал певцом. (Сумка почтальона снимается и надевается «бабочка» к фраку. На магнитной доске  нотный стан и ноты красного, синего и зеленого цветов.
- Поможем зайке спеть?
-Обязательно!
- Какая песенка получится из звуков: А___ З____. На нотный стан крепятся ноты красного и синего цветов, ребенок произносит: АЗ.
- Какая песенка получится из звуков: И___ З`____. На нотный стан крепятся ноты красного и зеленого цветов, ребенок произносит: ИЗЬ и т.д. несколько слогов.
- А теперь послушайте песенку: ОЗЬ. Назовите звуки, которые в ней слышите и выложите схему на нотном стане.
- В слоге ОЗЬ первый звук О (обозначает красной нотой), второй З` (обозначает синей нотой) и т.д. несколько слогов.
-Придумайте свои песенки к нашим схемам. Логопед выкладывает на нотном стане схему обратного слога, затем прямого. Дети называют подходящие к схемам слоги.
5. Слоговой анализ слов.
- А теперь наш гость хочет стать машинистом.
Логопед надевает на зайца фуражку машиниста.
- Зайка повезет  жителей леса и их детенышей, а мы поможем им занять свои места по вагонам.
На магнитной доске поезд с вагончиками и картинки животных и их детенышей. В первом вагоне поедут животные, в названии которых слово из одного слога, во втором вагоне поедут животные, в названии которых слово из двух  слогов, в третьем вагоне поедут животные, в названии которых слово из трех слогов и т.д. Ребенок подходит к доске, берет любую понравившуюся ему картинку, произносит слово, делит его на слоги и прикрепляет картинку к соответствующему вагону.
- В слове медвежата 4 слога. Медвежата поедут в 4 вагоне.
- Отлично, заяц-машинист отвез лесных жителей по  домам. А к нам привез двух девочек подружек и, по-моему, они хотят загадать вам загадки.  
В первом вагоне появляется картинка девочки в  синем платье, во втором вагоне -  в зеленом.
6. Звуко-слоговой анализ слов.
- А теперь наш зайка стал учителем!  Отгадайте имена  девочек подружек.
- Зайчик хочет вам помочь. Чтобы отгадать имя девочки, нужно выделить первые звуки в словах  зебра,  игрушки, носки, автобус  и соединить их.
Параллельно с озвучиванием  слов «зебра», «игрушки», «носки», «автобус» -   картинки выставляются на магнитную доску.
- Давайте узнаем, какое же имя у вас получилось? Как ты думаешь, Маша?
-У меня получилось имя «Зина».
- А каково твое мнение, Саша?
- Я думаю, что это имя «Зина».
Дети называют свои варианты отгаданного имени.
Также ведется работа с именем Лиза. Параллельно с озвучиванием  слов «лев», «индюк», «зонт», «ананас»    картинки выставляются на магнитную доску.
-Кто догадался, в каком вагоне едет Лиза? Объясните свой выбор.
-Лиза едет во втором вагоне. В имени Лиза согласный мягкий звук. Девочка во втором вагоне одета в зеленое платье.
-Умники. Действительно, этих подружек зовут Зина и Лиза. Давайте вспомним правило, как пишутся имена людей?
Имена людей пишутся с большой буквы.
- Кто из вас напомнит нашему гостю, чем звуки отличаются от букв?
Звуки мы произносим и слышим, а буквы видим и пишем.
-Какой буквой обозначаются звуки [з]-[з`]?
- Звуки [з]-[з`] обозначают буквой З.
-Давайте вспомним образ  буквы З. Ребята,  в лесу нет тетрадей и карандашей,  попробуйте, пожалуйста, изобразить букву З.
Дети по своему выбору  изображают букву З  с помощью пальцев рук или с помощью всего тела.
- Зайка,  я думаю ребята отлично  изобразили букву З! Ой, какой ветер подул, даже листья с дерева и кустика полетели. А что это на них? На каждом листочке написана буква! Чтобы зайка хорошо запомнил букву З, давайте соберем только те листья, на которых изображена буква З.
Дети ходят, поднимают только листья с изображением буквы З и кладут их  около зайца. Одна буква крепиться на доске.
-Посмотрите, дети.  Эти листья  упали и сломались. А на них тоже была написана буква З. Давайте восстановим буквы.
Трое детей подходят к магнитной доске и собирают на ней разрезанную  букву. Затем подходит следующая тройка и т.д. все дети группы. В случае затруднений ребенок мо-жет  опираться на образ буквы или ему  оказывается индивидуальная помощь.
- Молодцы!
- А наш зайка снова машинист. Теперь он хочет покатать на поезде букву З.
Картинка «зайца - машиниста» крепится в кабину машиниста, карточка «буквы З – пассажира»  в  вагон.
Запомните: зайка – машинист, он смотрит вперед, на дорогу,   буква З – пассажир,  она сидит спиной к  машинисту и всегда  смотрит назад.
- Настало время расставаться   с нашим другом. И на прощанье давайте проверим, хорошо ли зайка запомнил букву З. По очереди подходите к зайчику, на вашей спине он лапкой напишет букву З, а вы скажете, правильно или нет он ее написал.
Логопед садится к детям, один ребенок встает, поворачивается спиной к логопеду и  другим детям. Педагог лапкой зайца «пишет» букву З правильно или зеркально. Ребенок определяет правильность написания. В случае определения зеркального написания ребенок и остальные дети «поправляют» зайку, рисуя правильно букву З указательным пальцем в воздухе.
- Молодцы, я уверена, наш сегодняшний гость вместе с нами научился не путать звуки [з] - [з`], запомнил образ буквы З и всегда  будет ее писать безошибочно!
7. Завершение занятия.
С зайкой чудно поиграли, букву новую узнали,
Хоровод в лесу водили, эхо зыбкое ловили,
Почтальону помогали, песни звонко напевали,
Отгадали все слова, повторили правила.
Все немного утомились, так как славно потрудились.
Надо силы поберечь…..
Спасибо, заинька, до новых …..(встреч).
(Екатерина Налетова)

Рекомендуем посмотреть:

Логопедический конструктор Конспект занятия "Домашние птицы" младшая логопедическая группа Подготовка детей к школе и профилактика нарушений письменной речи с помощью ИКТ Специализированная логопедическая коррекционная группа для детей с ОНР в детском саду

Похожие статьи:

Общее недоразвитие речи (ОНР) у ребенка и как с этим бороться?

Конспект логопедического занятия с детьми начальных классов с диагнозом ОНР

Конспект НОД для детей старшей логопедической группы

Конспект логопедического занятия с детьми 5-6 лет с ЗПР

Оформление логопедического кабинета для дошкольников

Фронтальное занятие в подготовительной логопедической группе
Опубликовано: 3753 дня назад (15 января 2014)
Просмотров: 2324
+2
Голосов: 2
Алёна Сергеевна Каргина # 9 февраля 2015 в 13:38 0
Уважаемая,Екатерина Анатольевна, у Вас очень полезный конспект, материал подобран на все этапы по преодолению нарушения, нет ничего лишнего, всего в меру. Спасибо, мой голос за Вас.