Конкурсы

Изучение азбуки с дошкольниками в детском саду

Азбука для дошкольников

Автор: Бабушкина Людмила Михайловна, заведующий МБДОУ №11 г. Салавата Муниципального  бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида №11» городского округа город Салават Республики Башкортостан.

Многолетний опыт работы с дошкольниками показал, что уже в детском саду необходимо начать знакомить детей с рядом языковых явлений из области фонетики, лексики, словообразования, морфологии, синтаксиса, пунктуации и орфографии. Значение данной работы трудно переоценить, так как она способствует развитию фонетического слуха, устной речи, умения слышать звучащее слово и в дальнейшем правильно писать. Разработанный мною цикл занятий по подготовке детей к обучению грамоте в подготовительной к школе группе, рассчитан на весь учебный год с учетом каникул и времени на диагностику в начале и в конце учебного года.

Дети постепенно осваивают такие понятия как звук, слог, слово, предложение; учатся различать гласные и согласные, определяют ударные звуки. Делят согласные звуки на твердые и мягкие, звонкие и глухие. Сначала происходит знакомство с гласными звуками (кроме йотированных): а, и, о, у, ы, э, затем с согласными. Дети делят слова на части, определяют количество слов в предложении и их порядковый номер. Вводятся понятия: длинные, короткие и  маленькие слова (предлоги), слова-предметы, слова-действия, слова-признаки. Без введения понятий дети учатся составлять предложения с определенным словом, из несколько предложенных слов с использованием предлогов. Дошкольники знакомятся с различными видами предложений (повествовательное, вопросительное, восклицательное); делают звуковой анализ слова с помощью символов. В третьем квартале дети проводят звуковой анализ слова самостоятельно, знакомятся с буквой, находят ее среди других букв, определяют ее сходство с окружающими предметами. В тетрадях в линейку простым карандашом рисуют печатные буквы, что способствует запоминанию букв и развитию мелкой моторики руки. В конце занятия дети складывают и читают сначала закрытые слоги (аг, ам, ап,), затем открытые (га, ма, па).  

Непосредственная образовательная область «Коммуникация» Азбука для ребят

Тема: « Звук [т] и[т’] , буква Т»

Доминирующая область: «Коммуникация»

Интеграция областей: «Познание», «Здоровье», «Социализация».

Интегрированные задачи: учить звуковому анализу слова, закрепить умение различать гласные и согласные звуки, характеризовать согласные звуки, придумывать слова с определенным звуком в разных позициях, изменять твердый согласный на мягкий, слова-предметы, слова-признаки, слова-действия, развивать мышление, память, умение составлять предложение из нескольких слов, воспитывать интерес к русскому языку.

Виды детской деятельности: коммуникативная; познавательно-игровая; двигательная; продуктивная.

Формы организации: беседа, дидактические игры, физминутка, пальчиковая гимнастика.

Предварительная работа: занятие по ЗКР, разучивание чистоговорок и скороговорок.

Оборудование: набор для звукового анализа слова на каждого ребенка, демонстрационный набор, картинки, мяч, звуковая «ромашка», набор букв.

Ожидаемые результаты: дети выполняют звуковой анализ слова, составляют предложения из нескольких слов, находят слова с заданным звуком, различают гласные и согласные звуки, характеризуют согласные звуки, заменяют в словах твердый согласный на мягкий, называют слова-предметы, слова-признаки, слова-действия, имеют хорошо развитую двигательную активность. 

Ход мероприятия:

- Возьмите по одной картинке и подберите к слову-предмету слова-признаки, слова-действия. (собака, мяч, мальчик, кукла, машина, утка и т.д.).

- Найдите лишний звук (а, о, у, т, и, ы).

- Почему звук [т] лишний? (Все звуки гласные, а звук [т] соглас­ный).

- Чем отличаются согласные звуки от гласных?

- Возьмите картинку и определите, где слышится звук [т] - в на­чале, в середине или в конце слова.

- Послушайте цепочку слов и назовите только те, в которых слы­шится звук [т] или [т'] - танк, слон, стекло, лук, фрукт.

-Я еще раз произнесу слова (танк, стекло, лук, слон, фрукты), най­дите слово, в котором звук [т] слышится мягко? (стекло)

Игра с мячом.

- Добавьте слог «ты» или «ти» в конце слова: раке -. фрук-, тор-, шор-, конфе-, шахма-, котле-.

 - Повторите за мной:

Та-ту| то-ту| ти-то| ты-ти-то |

Ту-ты | то-та | ти-ту | та-ту-ти |

Та-ти | ту-та | то-ту | ту-ти-та |

Ты-то | то-ты-ти |

- Придумайте слова со звуком [т] в начале слова.

- Придумайте слова со звуком [т] в середине слова.

- Придумайте слова со звуком [т] в конце слова.

- Назовите овощ, в названии которого слышится звук [т]. (Тыква, кар­тошка, патиссон).

- Назовите одежду, в названии которой слышится звук [т] или [т']. (Коф­та, пальто, тюбетейка, футболка, шорты, колготы, куртка).

- Назовите продукты, в названии которых слышится звук [т]. (Творог, катык, торт, конфеты, котлеты).

- Назовите имена людей, в названии которых слышится звук [т], [т']. (Толя, Костя, Настя, Тимур, Таня, Никита, Света, Катя, Витя, Петя, Марта, Ми­тя, Артур).

- Встаньте возле того предмета,  в названиях которых слышится звук [т], [т'].

Пальчиковая гимнастика «Тук-тук»

- Придумайте предложение со словом «Никита».

- Составьте схему предложения «Никита очень хороший мальчик».

 

- Какой первый слог в слове «Никита»?

 - Какой второй слог в слове «Никита»?        

(Дети делят слово на слоги с помощью коротких полос).

- Какой третий слог в слове «Никита»?

- Какой первый звук в слоге «ни»?

 - Звук [н'] гласный или согласный?

- Звонкий или глухой?

 - Твердый или мягкий?

- Каким кружком обозначаются мягкие согласные?

- Какой второй звук в слоге «ни»?

 - Звук [и] гласный или согласный?

- Каким кружком обозначают все гласные звуки?

 - Какой второй слог в слове «Никита»?

- Какой первый звук в слоге «ки»?

 - Звук [к']  гласный или согласный?

- Звонкий или глухой?

- Твердый или мягкий?

- Каким кружком обозначаются мягкие согласные звуки?

 - Какой второй звук в слоге «ки»?

- Звук [и] гласный или согласный?

- Каким кружком обозначают все гласные звуки?

 - Какой третий слог в слове «Никита»?

 - Сколько звуков в слоге «та»?

- Какой первый звук в слоге «та»?

- Звук [т] гласный, или согласный?

- Звонкий или глухой ?

- Твердый или мягкий?

- Каким кружком обозначаются твердые согласные звуки?

- Какой второй звук в слоге «та»?

- Звук [а] гласный или согласный?

- Каким кружком обозначаются все гласные звуки?

 

Физминутка «Тра-та-та».

- Чем отличаются звуки от букв ?

- Какой буквой обозначается звук [т] ?

- Найдите букву «тэ».

- На что похожа буква «тэ» ?

Воспитатель пишет печатную букву «тэ» на доске и читает стихотворение:

Т – тигренок полосатый,

Полосатый и усатый.

Дети пишут печатную букву «тэ» в тетрадях в линейку.

- Сегодня мы попробуем соединять звуки в слоги.

Дети читают на «ромашке» сначала обратный слог, затем прямой: ат, от, ит, ут, ыт, эт, та, то, ти, ту, ты, тэ.

Итоговая беседа.

Рекомендуем посмотреть:

Утомление и переутомление у детей дошкольного возраста

Встреча с будущими первоклассниками. Сценарий

Экскурсия для дошкольников в школу

Восприятие информации детьми

Развивающие раскраски для детей от 3 до 5 лет

Елена Кустова # 22 мая 2013 в 11:13 +1
Как было бы здорово, посмотреть видео занятий. Мне понравилась и сама НОД, и пособия.
Наталия # 3 января 2014 в 11:25 0
Спасибо большое, мне очень пригодится
Светлана Валерьевна Столярская # 25 января 2014 в 15:04 +1
Здравствуйте, НОД просмотрела. У меня есть ряд вопросов:
1.Почему не расписана итоговая беседа,физминутка?
2.Почему не прописана цель?
3.Почему нет сноски на возраст детей (формулировки "старший дошкольный возраст"или "дети 6-7 лет")?
4. Почему не указано какое это занятие: индивидуальное, подгрупповое, фронтальное?
4. Почему приложена фотография индивидуального занятия с ребенком, если судя по конспекту оно подгрупповое?
5. Откуда вы взяли формулировку "непосредственно образовательная область"? (такого понятия нет). Широко используется формулировка "НОД - непосредственно образовательная деятельность", далее прописывается область, например "Коммуникация", согласно ФГТ или "социально-коммуникативная область", согласно ФГОС.
Извините за резкость, но замечания имеют основания. Спасибо.
Наталья Владимировна Коренькова # 3 февраля 2014 в 02:36 +2
Прошу прощения что вмешиваюсь, но на мой взгляд тут дело не в том,что "резкость" и "замечания имеют основания" ,а прежде всего в том,что речь идёт о заведующем ДОУ! Прежде всего должна присутствовать субординация... Не важно,ваш это заведующий или другого сада,можно было более тактично указать на недочеты.
Евстратова Татьяна Николаевна # 9 февраля 2014 в 21:16 +1
А мне понравилось. Человек подошел к вопросу творчески без заумных штампов. Спасибо, было интересно.
Тери Едовина # 29 мая 2014 в 07:17 +1
Все хорошо, четко и понятно описано. Распечатаю и использую в работе в ближайшую субботу, на занятиях с русскими детками в Австралии. Нам приходится учить все самим и им объяснять потом. Спасибо.
Анна Николаевна Журавлёва # 22 июня 2014 в 11:54 0
Спасибо за мастер класс! Мне очень понравился.
Наталья Владимировна Павленко # 27 июля 2014 в 18:34 0
Людмила Михайловна, ваш материал мне понравился, буду использовать в работе, желаю вам дальнейших творческих успехов!!!!!
Татьяна Николаевна Мамонова # 20 октября 2014 в 23:08 0
Интересный материал, спасибо.
Вера Кирилловна Кубышкина # 22 октября 2014 в 08:32 0
Очень хороший приём-ромашка из лепестков гласных букв. Существует большая проблема в чтении детьми слогов.Думаю, что Ваш приём поможет мне в обучению детей чтению слогов. Спасибо!
Вера Кирилловна Кубышкина # 31 октября 2014 в 06:44 0
Распечатала Ромашки для каждого ребенка, но середину оставила пустой. Теперь только подставляем новую букву. Дети начали легко складывать буквы в слоги, что давалось некоторым из них с трудом. Спасибо!
Елена Владимировна Брик # 9 ноября 2014 в 08:24 0
Я думаю материал интересен и любой воспитатель возьмёт для себя что то полезное. А по поводу возникших вопросов у каждого есть возможность проявить себя. Спасибо эа работу.
Елена Петровна Ветренко # 18 декабря 2014 в 23:58 0
Интересно, свежо, ново. Мне понравился материал.
Алла Сулумбековна Лихоманова # 24 января 2015 в 16:53 0
Мне понравилось занятие. "Ромашку" беру на вооружение. Спасибо.
Вера Дмитриевна Комолова # 28 января 2015 в 10:46 0
Очень интересное и насыщенное занятие. Спасибо.
Надежда Сергеевна Франко # 13 августа 2015 в 11:17 0
Интересный материал возьму на заметку, спасибо
Амина Александровна Керимова # 23 августа 2015 в 21:57 +1
Мне занятие понравилось. Можно, использовать индивидуально, подгруппой и группой детей. Материал интересен. Возьму себе на заметку и буду использовать на своих занятиях. Спасибо за работу.
Юлия Анатольевна Пшенкина # 11 сентября 2015 в 05:00 0
нод соответствует возрастным особенностям детей, раскрывает поставленные цели и задачи. Спасибо за публикацию, обязательно воспользуюсь вашей разработкой.
Наталья Владимировна Карпеева # 26 сентября 2015 в 18:38 0
Спасибо за занятие, очень интересно было почитать. Дело в том, что в этом году у меня старшая группа (раньше не было) и соответственно ООД "Обучение грамоте". В книжках есть конспекты, но они мне что-то не очень нравятся.
Мария Сергеевна Анисимова # 27 сентября 2015 в 17:03 0
Все очень понятно. Спасибо очень интересно. Буду использовать ваш материал по обучению грамоте
Ольга Сергеевна Волгушева # 15 октября 2015 в 20:57 0
Интересное.все занятие в движении.Тут и пальчиковая гимнастика и игра с мячом.Соответствует возрасту.Очень интересная ромашка ,я тоже в работе ее использую.Спасибо за занятие!
Наталья Владимировна Овсянникова # 26 октября 2015 в 21:37 0
Полезный материал. Дети с удовольствием выполняют задания. Развиваем моторику, внимание, память, цветовое восприятие, усидчивость и воображение. Спасибо
Валентина # 1 ноября 2015 в 09:44 0
Очень хороший урок! Так хочется, чтобы детки - будущие первоклашки, знали то, о чём их учат в настоящем детском садике! Есть дети, которые приходят в школу , извините, "никакие", не знают цифры и буквы, не умеют держать ручку и пр. Спасибо большое, Людмила Михайловна!
Ирина Сергеевна Левштанова # 18 января 2016 в 17:54 0
Людмила Михайловна, здравствуйте! Как раз искала материал по занятиям грамотой. Взяла на вооружение несколько ваших идей, спасибо вовремя ваш материал попался! Благодарна вам!
Галина Леонидовна Ширко # 22 января 2016 в 15:11 0
Здравствуйте,очень интересный материал.У меня подготовительная группа, меня вдохновила ваша ромашка,беру на заметку ваши идеи.Попробую,что получится у меня.Спасибо.
Елена Вячеславовна Карпенко # 3 февраля 2016 в 22:06 0
Здравствуйте,занятие интересное,но как логопед работающий с детьми с ТНР мне оно показалось сложным для дошкольников.
Татьяна Николаевна Барабанщикова # 16 апреля 2016 в 21:10 0
Спасибо за материал. Все пишут про ромашку, повторяться не хочется, но находка замечательная, тоже беру себе на вооружение.
Надежда Юрьевна Максимова # 5 мая 2016 в 19:12 0
Тоже очень понравился материал.Беру в копилку.
Елена Петровна Краснова # 3 октября 2016 в 13:41 0
Очень похвально, что руководитель детского учреждения не только администратор(или менеджер-хозяйственник)))), но и прекрасный практик. Искреннне завидую педагогам, работающим под её руководством.
Татьяна Сергеевна Фролова # 2 января 2017 в 12:36 +1
Если брать как НОД для детей для показа, не учтен деятельностный подход.Перед детьми не стоит проблемы, которую необходимо решить.Занятие сразу начинается с указаний педагогога "Возьмите", что противоречит ФГОС ДОО.Хотя с другой стороны педагоги возразят мне. Но современные требования говорят нам о системно-деятельностном подходходе. Только в результате деятельности самого ребенка происходит овладение им знаниями, умениями и навыками. (А.Н.Леонтьева)
Татьяна Владимировна Михайлова # 14 января 2017 в 18:23 0
Мне кажется, что работа со звуками в детском саду очень важна для дальнейшего успешного обучения детей в школе. Если ребенок может дифференцировать гласные-согласные звуки, мягкие-твердые;звонкие-глухие согласные звуки, то это безусловно замечательно. И еще, мне кажется, что со звуками надо знакомить старших дошкольников, а вот лексическую сторону речи можно и нужно формировать в средней группе (обобщающие слова, изменение слов с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов, названия профессий и т.д.)
Ольга Николаевна Литовкина # 4 февраля 2017 в 20:41 0
Данная непосредственно образовательная деятельность мне показалась немного затянутой. Я бы разбила данное занятие, как минимум, на два, добавив игровые моменты. Речевой материал интересный и разнообразный.
Фаина Григорьевна Парамонова # 2 апреля 2017 в 09:58 0
В целом занятие содержательное, но оно сильно затянуто.Я согласна с предыдущими комментариями по поводу того,что не учтен деятельностный подход. Действительно, перед детьми не ставится проблема, которую необходимо решить. Структура самого занятия не до конца продумана. Плюсы только к речевому материалу.
Дарья Викторовна Максимова # 5 мая 2018 в 04:54 0
В данной НОд хорошо прописана область речевого развития. Возьму на заметку
Снежана Викторовна Сивова # 30 августа 2018 в 10:34 0
Прекрасное занятие.