Азбука для дошкольников
Автор: Бабушкина Людмила Михайловна, заведующий МБДОУ №11 г. Салавата Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида №11» городского округа город Салават Республики Башкортостан.
Многолетний опыт работы с дошкольниками показал, что уже в детском саду необходимо начать знакомить детей с рядом языковых явлений из области фонетики, лексики, словообразования, морфологии, синтаксиса, пунктуации и орфографии. Значение данной работы трудно переоценить, так как она способствует развитию фонетического слуха, устной речи, умения слышать звучащее слово и в дальнейшем правильно писать. Разработанный мною цикл занятий по подготовке детей к обучению грамоте в подготовительной к школе группе, рассчитан на весь учебный год с учетом каникул и времени на диагностику в начале и в конце учебного года.
Дети постепенно осваивают такие понятия как звук, слог, слово, предложение; учатся различать гласные и согласные, определяют ударные звуки. Делят согласные звуки на твердые и мягкие, звонкие и глухие. Сначала происходит знакомство с гласными звуками (кроме йотированных): а, и, о, у, ы, э, затем с согласными. Дети делят слова на части, определяют количество слов в предложении и их порядковый номер. Вводятся понятия: длинные, короткие и маленькие слова (предлоги), слова-предметы, слова-действия, слова-признаки. Без введения понятий дети учатся составлять предложения с определенным словом, из несколько предложенных слов с использованием предлогов. Дошкольники знакомятся с различными видами предложений (повествовательное, вопросительное, восклицательное); делают звуковой анализ слова с помощью символов. В третьем квартале дети проводят звуковой анализ слова самостоятельно, знакомятся с буквой, находят ее среди других букв, определяют ее сходство с окружающими предметами. В тетрадях в линейку простым карандашом рисуют печатные буквы, что способствует запоминанию букв и развитию мелкой моторики руки. В конце занятия дети складывают и читают сначала закрытые слоги (аг, ам, ап,), затем открытые (га, ма, па).
Непосредственная образовательная область «Коммуникация» Азбука для ребят
Тема: « Звук [т] и[т’] , буква Т»
Доминирующая область: «Коммуникация»
Интеграция областей: «Познание», «Здоровье», «Социализация».
Интегрированные задачи: учить звуковому анализу слова, закрепить умение различать гласные и согласные звуки, характеризовать согласные звуки, придумывать слова с определенным звуком в разных позициях, изменять твердый согласный на мягкий, слова-предметы, слова-признаки, слова-действия, развивать мышление, память, умение составлять предложение из нескольких слов, воспитывать интерес к русскому языку.
Виды детской деятельности: коммуникативная; познавательно-игровая; двигательная; продуктивная.
Формы организации: беседа, дидактические игры, физминутка, пальчиковая гимнастика.
Предварительная работа: занятие по ЗКР, разучивание чистоговорок и скороговорок.
Оборудование: набор для звукового анализа слова на каждого ребенка, демонстрационный набор, картинки, мяч, звуковая «ромашка», набор букв.
Ожидаемые результаты: дети выполняют звуковой анализ слова, составляют предложения из нескольких слов, находят слова с заданным звуком, различают гласные и согласные звуки, характеризуют согласные звуки, заменяют в словах твердый согласный на мягкий, называют слова-предметы, слова-признаки, слова-действия, имеют хорошо развитую двигательную активность.
Ход мероприятия:
- Возьмите по одной картинке и подберите к слову-предмету слова-признаки, слова-действия. (собака, мяч, мальчик, кукла, машина, утка и т.д.).
- Найдите лишний звук (а, о, у, т, и, ы).
- Почему звук [т] лишний? (Все звуки гласные, а звук [т] согласный).
- Чем отличаются согласные звуки от гласных?
- Возьмите картинку и определите, где слышится звук [т] - в начале, в середине или в конце слова.
- Послушайте цепочку слов и назовите только те, в которых слышится звук [т] или [т'] - танк, слон, стекло, лук, фрукт.
-Я еще раз произнесу слова (танк, стекло, лук, слон, фрукты), найдите слово, в котором звук [т] слышится мягко? (стекло)
Игра с мячом.
- Добавьте слог «ты» или «ти» в конце слова: раке -. фрук-, тор-, шор-, конфе-, шахма-, котле-.
- Повторите за мной:
Та-ту| то-ту| ти-то| ты-ти-то |
Ту-ты | то-та | ти-ту | та-ту-ти |
Та-ти | ту-та | то-ту | ту-ти-та |
Ты-то | то-ты-ти |
- Придумайте слова со звуком [т] в начале слова.
- Придумайте слова со звуком [т] в середине слова.
- Придумайте слова со звуком [т] в конце слова.
- Назовите овощ, в названии которого слышится звук [т]. (Тыква, картошка, патиссон).
- Назовите одежду, в названии которой слышится звук [т] или [т']. (Кофта, пальто, тюбетейка, футболка, шорты, колготы, куртка).
- Назовите продукты, в названии которых слышится звук [т]. (Творог, катык, торт, конфеты, котлеты).
- Назовите имена людей, в названии которых слышится звук [т], [т']. (Толя, Костя, Настя, Тимур, Таня, Никита, Света, Катя, Витя, Петя, Марта, Митя, Артур).
- Встаньте возле того предмета, в названиях которых слышится звук [т], [т'].
Пальчиковая гимнастика «Тук-тук»
- Придумайте предложение со словом «Никита».
- Составьте схему предложения «Никита очень хороший мальчик».
- Какой первый слог в слове «Никита»?
- Какой второй слог в слове «Никита»?
(Дети делят слово на слоги с помощью коротких полос).
- Какой третий слог в слове «Никита»?
- Какой первый звук в слоге «ни»?
- Звук [н'] гласный или согласный?
- Звонкий или глухой?
- Твердый или мягкий?
- Каким кружком обозначаются мягкие согласные?
- Какой второй звук в слоге «ни»?
- Звук [и] гласный или согласный?
- Каким кружком обозначают все гласные звуки?
- Какой второй слог в слове «Никита»?
- Какой первый звук в слоге «ки»?
- Звук [к'] гласный или согласный?
- Звонкий или глухой?
- Твердый или мягкий?
- Каким кружком обозначаются мягкие согласные звуки?
- Какой второй звук в слоге «ки»?
- Звук [и] гласный или согласный?
- Каким кружком обозначают все гласные звуки?
- Какой третий слог в слове «Никита»?
- Сколько звуков в слоге «та»?
- Какой первый звук в слоге «та»?
- Звук [т] гласный, или согласный?
- Звонкий или глухой ?
- Твердый или мягкий?
- Каким кружком обозначаются твердые согласные звуки?
- Какой второй звук в слоге «та»?
- Звук [а] гласный или согласный?
- Каким кружком обозначаются все гласные звуки?
Физминутка «Тра-та-та».
- Чем отличаются звуки от букв ?
- Какой буквой обозначается звук [т] ?
- Найдите букву «тэ».
- На что похожа буква «тэ» ?
Воспитатель пишет печатную букву «тэ» на доске и читает стихотворение:
Т – тигренок полосатый,
Полосатый и усатый.
Дети пишут печатную букву «тэ» в тетрадях в линейку.
- Сегодня мы попробуем соединять звуки в слоги.
Дети читают на «ромашке» сначала обратный слог, затем прямой: ат, от, ит, ут, ыт, эт, та, то, ти, ту, ты, тэ.
Итоговая беседа.
Рекомендуем посмотреть:
Встреча с будущими первоклассниками. Сценарий
Восприятие информации детьми
Экскурсия для дошкольников в школу
Развивающие раскраски для детей от 3 до 5 лет
Утомление и переутомление у детей дошкольного возраста