Конспект занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе для детей с ОНР «Звуки [в], [в']. Буква В»
Автор работы: Радулова Светлана Михайловна, учитель-логопед, МОУ «Бендерский Детский сад № 9» г. Бендеры
Описание работы: конспект разработан для старшей логопедической группы по обучению грамоте в соответствии с лексической темой: «Зима». Данный материал будет полезен всем педагогам для работы с детьми старшего дошкольного возраста по обучению грамоте.
Цель: познакомить детей со звуками [в] и [в'] и буквой В.
Задачи:
Коррекционно-образовательные. Совершенствовать навыки звукового анализа и синтеза, чтения слов с новой буквой В.
Коррекционно-развивающие. Развивать диалогическую речь, речевой слух, фонематическое восприятие, длительность плавного выдоха, зрительное внимание, артикуляционную, тонкую и общую моторику.
Коррекционно-воспитательные. Воспитывать самостоятельность, инициативность, ответственность.
Оборудование. Магнитная доска, дворец звуков (крыши и окна красного, синего, зеленого цвета), Звуковички [в] и [в'], буква В, контейнер с деталями букв, предметные картинки со звуками [в] и [в'], фишки для звукового анализа, снежинки с напечатанными словами, зеркала.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Логопед: Ребята, сегодня мы отправимся в Королевство звуков и букв. Займите места в вагонах и отправимся в Королевство.
Дети садятся на свои места.
2. Знакомство со звуком [в].
Логопед: Мы подъехали к воротам Королевства звуков и букв. Ворота откроются, если вы назовете, какой звук часто встречается в скороговорке: «Волк воет на воле».
Дети. Звук [в].
Логопед выставляет изображение Звуковичка [в].
Логопед. К нам пришел Зуковичок [В]. Давайте произнесем этот звук и посмотрим в зеркало, с помощью чего мы его произносим.
Дети берут зеркала и определяют, как произносится этот звук.
Логопед. Дайте характеристику звука [в].
Дети. Это согласный звонкий твердый звук.
Логопед. Согласик [В] носит синюю рубашку и живет в синем дворце. Он любил сидеть на балконе и дышать чистым воздухом. Перед зеркалом Согласик делает зарядку.
3. Артикуляционная гимнастика.
Дети выполняют знакомые артикуляционные упражнения перед зеркалом.
4. Упражнение «Подними птичку, когда услышишь звук [в]».
Логопед. Согласик [В] любит кормить воробьев крошками. Сейчас я буду произносить звуки, слоги, слова, а вы будете поднимать птичек, когда услышите звук [в].
Дети выполняют задание логопеда.
5. Звуковой анализ слова.
Логопед. Сытые воробьи взлетели и сели на иву. Какой первый звук в слове
ива? ([И]).
- Каким цветом мы его обозначим? (Красным).
- Почему? (Потому что он гласный).
- Обозначьте первый звук красной фишкой. Какой звук второй в этом слове? ([В]).
- Каким цветом мы его обозначим? (Синим).
- Почему? (Потому что он согласный, твердый).
- Какой звук последний? [А]
- Каким цветом мы его обозначим? (Красным).
- Почему? (Потому что он гласный).
Дети выполняют задание.
- Сколько всего звуков в слове
ива? (В этом слове три звука).
- Сколько из них гласных? (Два).
- Сколько согласных? (Один).
6. Упражнение «Подари подарки».
Логопед. У Согласика [В] есть младший брат [В']. А теперь произнесите звук [в'] и расскажите о нем. (Это мягкий согласный звонкий звук).
Логопед. Согласик [В'] носит зеленую рубашку и живет в зеленом дворце.
Логопед помещает на магнитную доску перед детьми Согласиков [В] и [В'] и предлагает детям внимательно посмотреть на картинки, определить наличие и место звука [в] или [в'] в слове.
Ребенок. Совок я подарю Согласику [В]. Звук [в] стоит в середине этого слова.
Ребенок. Ведро я подарю Согласику [В’]. Звук [в’] стоит в начале этого слова.
Дети выполняют задание.
7. Упражнение «Вьюга».
Логопед предлагает детям встать около стульчиков.
Логопед. Вы будете петь звук [у] то тихо, то громко в зависимости от того, буду я поднимать или опускать руку. Чем выше моя рука, тем громче вы должны петь, и наоборот.
Дети выполняют упражнение.
8. Упражнение «Зима»
Солнце землю греет слабо,
(Руки вверх и вниз.)
По ночам трещит мороз,
(Руки на пояс, наклоны в стороны.)
Во дворе у Снежной Бабы
(Руки на пояс, поворот вокруг себя.)
Побелел морковный нос.
(Дети показывают нос.)
В речке стала вдруг вода
Неподвижна и тверда,
(Прыжки на месте.)
Вьюга злится,
Снег кружится,
(Дети кружатся.)
Заметает все кругом
Белоснежным серебром.
(Имитируют движения руками.)
9. Знакомство с буквой В.
Логопед. Звуки [в] и [в'] обозначает буква В. Вот она и придет к нам в гости.
Логопед ставит па стол контейнер с деталями буквы.
Логопед. Посмотрите на букву В. Из каких элементов состоит буква В? Нарисуйте букву пальцем в воздухе, на столе. А теперь возьмите необходимые детали и составьте по одной букве В.
Дети составляют из полоски и двух полукругов букву В.
10. Упражнение «Снежинки».
Логопед. Буква В очень любит наблюдать, когда падают снежинки. На снежинках напечатаны слова. Давайте почитаем, что на них написано.
Дети читают слова на снежинках: увы, ива, ивы, Вова, Вовы, Вика, пава, вода, вата, вам, вагон, диван.
11. Окончание занятия.
Логопед. Нам пора возвращаться. С какими Звуковичками - Согласиками мы сегодня познакомились? ([В] и [В']).
Логопед предлагает детям вспомнить, чем они занимались, какие задания выполняли. Дети оценивают работу друг друга.
Рекомендуем посмотреть:
Обучение детей грамоте с 3 лет
Развитие диалогической речи в группах компенсирующей направленности
Советы учителя-логопеда для родителей
Формирование слоговой структуры слова у детей с ОНР
Похожие статьи:
Конспект логопедического занятия с детьми начальных классов с диагнозом ОНР
Конспект НОД для детей старшей логопедической группы
Конспект логопедического занятия с детьми 5-6 лет с ЗПР
Оформление логопедического кабинета для дошкольников
Конспект НОД в старшей группе детей с тяжелыми нарушениями речи на тему: «Звуки С – З»