План занятия по созданию мультфильма своими руками «Камера – мотор!»
Автор: Наманжуева Юлия Константиновна, психолог – педагог «Реабилитационного центра для детей с ограниченными возможностями «Таукси», г. Нижневартовск
Описание:
Создание мультфильма – увлекательный творческий процесс, который понравится и детям, и взрослым. Дети выступают здесь творцами, проявляют себя в творческой деятельности, при этом обучаясь и воспитываясь. Данный материал будет полезен всем заинтересованным лицам, которые работают с детьми и желают привнести в свою деятельность что- то новенькое и интересное.
Цель: социально-коммуникативное развитие детей средствами активной мультипликации;
Задачи:
– создать доверительную творческую атмосферу сотрудничества,
- активизация мотивационной сферы;
– развитие познавательной активности: концентрации и устойчивости внимания, воображения, креативности мышления, речи; мелкой моторики;
– развитие сплоченности, сотрудничества, эмпатии;
В реабилитационной работе детей с ограниченными возможностями здоровья используется комплексная реабилитация, куда входят как традиционные, так и нетрадиционные методы. Одним из нетрадиционных методов выступает мульттерапия. Это инновационный метод реабилитации и творческой социализации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, с ограниченными возможностями, посредством коллективного создания мультфильмов. Важной задачей, помимо развития познавательной, мотивационной сфер, является развитие социально- коммуникативной сферы.
Мультипликация может в увлекательной форме и доступными для понимания словами показать окружающую жизнь, людей, их поступки и судьбы, в самое короткое время показать, к чему приводит тот или иной поступок героя, персонажи учат ребенка взаимодействовать с внешним миром, помогают справиться с трудностями.
Следует обратить внимание на то, что в нашей мультстудии дети могут принять пассивную и активную роль. Пассивная роль – просмотр мультфильмов, короткометражных фильмов и их обсуждение. Выбираются терапевтические мультфильмы, которые учат добру, дружбе, несут моральные ценности, такие как:
« Как аукнется» - про хама , агрессивного человека
«Великан эгоист» - про великана, который не любил общаться с людьми
« Ба-буш-ка» - как застенчивый мальчик набрался смелости
«А что ты умеешь»- С маленькой Тыквой никто не желал подружиться. Все звери, знакомясь с ним, спрашивали: "А что ты умеешь"? А умел Тыква только расти. Но эта способность здорово помогла зверушкам, когда вместе с Тыквенком они оказались в клетке с волком.
«Дом, который построили все»- История о ребятишках, играющих на одной детской площадке каждый сам по себе. Но однажды герои мультика "Дом, который построили все" были вынуждены объединиться против хулигана-подростка и в результате возвели красивый дом из песка.
Активная роль – дети сами участвуют в создании мультфильма. Процесс создания мультфильма – это и творческое самовыражение, и самостоятельность (за детьми остается свобода выбора героя, сюжета; изготовление декорации и персонажей; роль взрослого – направляющий). Изобразительная деятельность и художественный труд являются благоприятными для развития основных компонентов творческих способностей.
Такая совместная деятельность позволяет решать многие
задачи:
• Социализация ребенка; воспитание усидчивости, целеустремленности;
• Развитие вербальной и невербальной коммуникации;
• Развитие наглядно-образного и логического мышления;
• Развитие памяти, восприятия, устойчивости внимания;
• Развитие воображения;
• Развитие творческих способностей;
• Развитие монологической и диалогической речи;
• Развитие навыков общения;
• Обучение навыкам мультипликации.
• Формирование позитивных качеств личности;
• Обучение детей приемлемым способам выражения эмоций, приемам саморегуляции;
• Отработка навыков бесконфликтного общения
Этапы создания мультфильма:
I Знакомство
Главное на этом этапе – установление доверительного контакта, создание безопасной и доброжелательной атмосферы принятия друг друга, доступное информирование о предстоящей деятельности.
1) Просмотр и обсуждение известных детских мультфильмов, с целью формирования у детей адекватного представления о мультфильмах, о предстоящей деятельности. При обсуждении просмотренных мультфильмов, развивается рефлексия (изучение человеком самого себя, переосмысление собственных ценностей и устоев). Взрослому в процессе занятия обязательно стоит смотреть мультфильм вместе с детьми, комментировать происходящее, отвечать на вопросы и в свою очередь задавать вопросы ребенку. Побуждаем детей к высказыванию своих мыслей и мнений. Обсуждаем поведение героев и разъясняем непонятные моменты. Поэтому в процессе просмотра мультфильмов важно делать паузы «стопы» для отработки важных смысловых сюжетов.
2) Формирование у детей представления о процессе создания мультфильма, стимулирование к дальнейшей деятельности.
- знакомство детей с различными анимационными техниками (пластилиновая анимация, перекладывание, объемная анимация, песочная, рисуночная); с материалами, из которых можно изготовить мультфильм (пластилин, бумага, тесто, песок и.т.д); просмотр мультфильмов, созданных другими детьми;
- знакомство с важными этапами создания мультфильма: сюжет, персонажи, декорации, озвучивание; обсуждение данных составляющих на примере мультфильма "Пластилиновая ворона"
II «Первая проба пера»
1) «Эмоции и чувства персонажей»
- беседа на тему эмоциональных проявлений людей в различных ситуациях;
- дифференцирование эмоций; изучение собственных эмоций (перед зеркалом);
-изготовление персонажей со сменными эмоциями;
2) «Поведение, невербальное общение»
- беседа с детьми на тему особенностей жестикуляций и движений людей в разных ситуациях;
- изготовление персонажей, способных к движению;
- знакомство детей с характеристиками персонажа (характер, мимика, жесты, движения);
III Поисковый этап
1)
Придумывание сюжета (рассказа), продумывание образов персонажей;
Выбору тематики уделяем особое внимание. Дети занимают активную позицию в придумывании рассказа. Поощряется инициативность. Взрослый оказывает организующую, стимулирующую, направляющую помощь. Оценивается необычность, оригинальность сюжета, проработанность и детализация образов. Взрослым обрабатывается придуманный рассказ. Написать или нарисовать последовательность сцен, определиться со временем, сколько надо времени на каждое действие.
2)
Обсуждение фона, декорации, элементов, деталей;
-изучение способов изготовления декораций. Требования к декорациям: красочность, прочность, простота в изготовлении, быстрота сборки и разборки.
-изготовление декораций по придуманному сюжету;
3) Совместная лепка персонажей из пластилина. Здесь внимание следует обратить на качественность выполнения. Если решено создать объемные фигуры, то они обязательно должны быть устойчивыми.
IV Камера – мотор! Съемка мультфильма
-съемка мультфильма по заранее написанному сюжету
Съемка производится фотоаппаратом под руководством взрослого
Каждое действие и движение персонажа на фоновом листе фиксируются на отдельном кадре. Меняем положение предметов в пространстве и передвигаем персонажей в соответствии с замыслом и сюжетом. Тут нужно разделить обязанности, кто передвигает, кто фотографирует. Следовать очередности, чтоб все дети были включены и задействованы в процесс создания.
Монтаж мультфильма выполняется мной, в специальной компьютерной программе для создания видеороликов («Cute Cut», «Movie Maker»)
Озвучивание мультфильма выполняется детьми, согласно сюжету. Важно дать детям возможность самим придумать реплики и интонацию голоса. Производим аудиозапись звуковых дорожек (треков) на компьютерном оборудовании через микрофон или с помощью цифрового диктофона. Взрослый советует и направляет.
V Просмотр и презентация готового мультфильма
Можно привлечь к просмотру родителей и педагогов; обсуждение полученных результатов работы.
В процессе создания мультфильма своими руками у детей, помимо развития познавательных качеств, формируются чувство принадлежности к группе, собственной значимости, доброжелательного отношения к сверстникам, развиваются навыки эффективного взаимодействия, сотрудничества и сплоченности.
Создание мультфильма требует труда и терпения. Важно удержать заинтересованность детей. Результат (просмотр готового мультфильма) очень важен, так как формирует мотивацию к дальнейшей деятельности путем ее одобрения, стимулирует к дальнейшей работе, развивается положительное отношение к себе, повышается самооценка и уверенности в себе детей. Это особо важно и значимо для наших детей.
Готовый мультфильм можно посмотреть в приложении.
Рекомендуем посмотреть:
Welcome to Annovka!
Как сделать мультипликационный фильм
Мультфильм своими руками
Осенний Фотокросс
Похожие статьи:
Формы творческой деятельности школьников