Проект «Разговор о правильном питании» в подготовительной группе
Актуальность.
Детское питание является одним из ключевых факторов, определяющих темпы роста ребенка, его гармоничное развитие, способность к различным формам и видам обучения, адекватную иммунную реакцию, устойчивость к действию неблагоприятных влияний внешней среды.
Дошкольный возраст – самый благоприятный для воспитания у детей правильных привычек, формирования принципов правильного питания. Формирование основ правильного питания ребенка – это, прежде всего, овладение полезными навыками, которые помогут ему в повседневной жизни. Уже в дошкольном возрасте можно научить ребенка самостоятельно определять по часам время основных приемов пищи. Питание по часам важно в любом возрасте, но ее значение особенно велико для детей 6-7 лет, так как происходит активный рост и созревание организма. У ребенка должно быть сформирование представление о том, что ежедневная еда – это обязательно завтрак, обед, полдник и ужин.
Пищевое разнообразие – задача сформировать разнообразный вкусовой кругозор, чтобы ребенку нравились разные продукты и блюда. Надо помочь ему понять, что вкусная, не всегда полезная еда. У детей также необходимо сформировать представление о том, какое количество пищи достаточно, недостаточно и избыточно.
Результаты оценки качества питания детей дошкольного возраста и блиц-опросы родителей показывают, что многие дети недополучают в своем ежедневном рационе йодированную соль, молоко и кисломолочные продукты, рыбу и рыбные продукты, мясо и мясные продукты. Зато ежедневное потребление кондитерских и хлебобулочных изделий составляет 80% от общего рациона.
Часто дети предпочитают вместо каши есть пиццу, чипсы, кириешки; вместо горячих блюд из мяса и рыбы – сосиски, колбасы, суши. Дети не желают есть то, что полезно и необходимо для их здоровья, а родители не всегда заботятся об организации правильного и рационального питания своих детей в домашних условиях.
Из-за этого дети, не привыкшие к здоровой пищи, отказываются от овощных блюд, рыбы, кисломолочной продукции, запеканок, некоторых фруктов. Только правильное, сбалансированное питание, отвечающее физиологическим потребностям растущего организма, повышает устойчивость к различным неблагоприятным воздействиям.
Началом работы в данном направлении проекта стал мониторинг дошкольников и родителей по теме «Правильное питание», который показал, что 80% родителей уделяют недостаточное внимание пище. Отсюда, у детей сформированы поверхностные знания о правильном питании, нет четкого представления о витаминах для нормального функционирования организма, не сформированы целостные представления о здоровой пище. Выяснено, что 57% родителей хотели бы повысить уровень педагогических знаний в области здоровьесберегающих технологий и обучения детей.
Цель: воспитание у детей культуры питания, осознания ими здоровья как главной человеческой ценности.
Задачи:
- расширять знания детей о продуктах здорового и правильного питания;
- формировать у детей интерес и готовность к соблюдению правил здорового питания;
- уточнить и обогатить знание детей и родителей о пользе витаминов;
- способствовать созданию активной позиции родителей в желании употреблять в пищу полезные продукты, в том числе сладости;
- воспитывать у детей и родителей правильное отношение к питанию как составной части сохранения и укрепления своего здоровья.
Ожидаемые результаты.
- У детей сформированы представления о правилах рационального здорового питания.
- Хорошо развиты творческие способности и коммуникативные навыки.
- Реализованы потребности детей в продуктивных видах деятельности.
- Вовлечены родители к участию в проектной деятельности.
Продукт: дидактическая игра «Город здоровья»
Этапы:
1. Подготовительный: анализ, сбор, наблюдение.
2. Основной: реализация «разговора о здоровье и правильном питании» через разнообразные виды совместной деятельности с учетом интеграции образовательных областей.
3. Заключительный: итоги «разговора о здоровье и правильном питании».
План работы на 2024 -2025 учебный год
Познавательное развитие.
1. Досуг: «В гостях у Айболита», «Кукле Маше нужна помощь», «Праздник здоровья», «Капустник», «Меню спортсмена», «Каша на завтрак», «Музей воды».
2. Экскурсии: в медицинский кабинет, на пищеблок.
3. Беседы: «Зачем нужны витамины», «Полезные сладости», «Зеленый лук – от всех недуг», «Законы питания», «Плох обед, если хлеба нет», «Что можно есть на ужин», «Как утолить жажду», «Кто жить умеет по часам».
4. Час посиделок «Мы за чаем не скучаем».
Социально – коммуникативное развитие.
Сюжетно-ролевые игры «В гостях у Айболита», «В магазин я пойду - полезные продукты приобрету», «Приготовь блюдо», «Накроем стол», «Поварята».
Настольно – печатные игры: «Пряности» лото; «Фрукты»
(домино), «Полезные и вредные продукты», «Кто больше назовет блюд».
Художественно – эстетическое развитие.
Рисование «Моё любимое блюдо», «Витаминки на тарелке».
Аппликация «Пришел с поля колосок, очень вкусен».
Разучивание хоровода А. Филиппенко «Урожайная», «Кабачок».
Слушание песен «Зернышко», «Антошка».
Музыкальная инсценировка «Спор овощей».
Физическое развитие.
Подвижные игры: «Хвост и голова», «Разбери корзину», «Собери урожай»
(эстафета); «Баба сеяла горох».
Физкультминутки: «Овощи» «А в лесу растёт черника», «Подрастает зёрнышко».
Пальчиковые игры: «Компот», «Кошка и горшок с молоком», «На базар ходили», «Кто зубы не чистит», «Чтоб болезней не бояться», «Скачет сито по полям», «Раз, два,три, четыре, Мы посуду перемыли».
Познавательно-исследовательская деятельность.
Опыты «Мы не дружим с Сухомяткой», «Масло и соль в чипсах», «Краситель в конфетах «скитлс», «Пепси-кола».
Речевое развитие. Чтение художественной литературы.
Беседы «Овощи и фрукты — полезные продукты», «Полезная еда».
«Сказка о здоровом питании» В.И. Ковальчук, «Огурцы», «Мишкина каша» Н. Носов, «Капуста» А. Ивойлова, «Как у бабушки на грядке» Л.Громова, К.Чуковский «Мойдодыр», «Барабек», В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо», Ю.Тувим «Овощи»; Н. Егоров «Редиска», «Горох», «Огурцы», «Помидор»; Д.Родари «Приключения Чиполино», Д. Хармс «Очень вкусный пирог».
Русские народные сказки: «Мужик и медведь»
(«Вершки и корешки»), «Каша из топора», «Сказка о каше и хлебе».
Пословицы, поговорки, загадки о хлебе, овощах и фруктах.
Взаимодействие с родителями.
Консультации для родителей: «Молочные продукты для детей», «Овощи и фрукты – ценные продукты», памятка «Витамины для детей», «Полезные сладости».
Творческие работы детей и родителей: «Вредные и полезные продукты», «Моё любимое блюдо»
(рисунки).
Изготовление полезных сладостей родителей с детьми дома.
Фотовыставка «Вкусная каша – здоровая еда наша».
Просмотр образовательных мультфильмов дома: «Азбука здоровья. Правильное питание», сборник «Смешарики». Обучающие мультфильмы.
Рефлексия.
У детей стали формироваться представления о необходимости и важности регулярного питания, о правилах рационального здорового питания.
Вовлечены родители к участию в проектной деятельности, стали обращать внимание на рацион своих детей.
Приложение
Материал для воспитателя.
Зерновые продукты, каши – это источник углеводов, которые «заряжают» организм энергией на целый день.
Фрукты, овощи и ягоды - это источник витаминов, поддерживающих иммунитет.
Мясо, рыба - это животный белок, основа нормальной работы организма. Растительные и животные белки особенно необходимы детям — организм растет, создаются новые клетки, а значит, им необходим строительный материал.
Молочные продукты – незаменимый источник кальция, столь необходимого для правильного развития детского организма. Молоко является сбалансированным продуктом, обеспечивая организм практически всем необходимым. В молоке и молочных продуктах содержится большое количество кальция, который является полезным для укрепления костей. Вот почему в школьных столовых так часто дают каши!
А ещё чуть ли не каждый день нужно есть супы – они полезные. Но многие школьники среди нас зачастую отказываются от первых и вторых блюд, предпочитая утолять голод бутербродами, булочками. В повседневной жизни мы часто перекусываем на ходу всухомятку, порой не задумываясь о том, какой вред наносим нашему организму.
Для нормализации пищеварения и улучшения работы желудка нужно придерживаться следующих правил питания:
· ежедневно пить не менее 1,5 л воды;
· в любой прием пищи должен входить напиток;
· включить в рацион овощи, фрукты, кисломолочные продукты;
· питаться 4-5 раз в день и небольшими порциями, не переедать на ночь;
· соблюдать рекомендуемый диетологами баланс белков, жиров и углеводов
(так, углеводы должны составлять 50% от калорийности рациона на день);
· отказаться от фастфуда;
· выработать привычку кушать в одно и то же время в течение дня;
· на завтрак нужно съедать наибольшее количество пищи, в обед – чуть меньше, на ужин лучше есть немного;
· тщательно пережевывать пищу – смоченная слюной, она будет лучше принята желудком;
· стараться ежедневно съедать тарелку супа в обед;
· овощи, фрукты и ягоды – основные поставщики клетчатки, играющей важную роль в работе нашего желудка, также в них содержится большое количество витаминов. Употребление овощей и фруктов повышает иммунные свойства организма и позволяет противостоять болезням. Многие овощи и фрукты имеют лечебное действие и с успехом применяются в лечебных диетах. Овощи и фрукты полезней употреблять в свежем виде.
Пшеница
Пшеница растет в поле: длинные тонкие стебли, на них — колосья, и в каждом колосе — зерна.
Осенью пшеницу срезают машинами — жнут.
Другой машиной выбивают — вымолачивают из колосьев зерна.
Потом зерна везут на мельницу. Там их растирают — мелют. Получается белая мука.Из муки делают тесто, а из теста — белый хлеб, булки, печенье, баранки. И еще делают из пшеницы манную крупу. Смелют зерна пшеницы не очень мелко, а крупинками и вот готова манная крупа — можно варить кашу.
А черный хлеб из чего делают? Черный хлеб делают из ржи, потому он и называется ржаной.
Рожь
Рожь очень похожа на пшеницу, а все-таки не совсем такая же.Колос пшеницы потолще, а ржи — потоньше. Зерна пшеницы покруглей, а ржи — подлинней.Рожь, так же как и пшеница, растет в поле, и осенью ее жнут, вымолачивают из колосьев зерна и мелют на мельнице. Только мука из ржи получается не такая белая, как из пшеницы.
Из ржаной муки тоже делают тесто, но из этого теста пекут не белые булочки, а черный хлеб.
Много, очень много нужно хлеба, чтобы всех людей накормить.И весь этот хлеб, и черный и белый, из зерен ржи и пшеницы сделан. А рожь и пшеница в поле выросли. Не сами выросли — их люди посеяли.А как?
Вот как. Не все зерна пшеницы и ржи на мельницу свезли и смололи.Часть зерен — самые лучшие, самые крупные — оставили, чтобы посеять.Вспахали колхозники землю плугами. Большие плуги, тяжелые.У каждого плуга пять лопат — лемехов — землю вспахивают, а трактор не один такой плуг тащит, а несколько.
Потом разрыхлили землю бороной.
И пошла по полю сеялка. Ровные бороздки проводит, зерно в них сыплет и землей прикрывает.Полил землю дождик. Зернышки в земле набухли и проросли: каждое зерно пустило в землю корешок, а наверх — зеленый росточек. Из ростков выросла зеленая травка, а потом стебельки и на них — колосья. Много-много колосьев.
Стоит колос к колосу так густо, что и земли между ними не видно, а в каждом колосе — зерна.
Пройдет лето — созреют зерна. Колосья станут сухие, золотистые, а зерна — твердые.Тогда колхозники пустят на поле машину — комбайн. Он и колосья срезает, и зерна из них вымолачивает, и в грузовики насыпает.
Колхозники едва поспевают возить зерно на склады. А со складов его повезут на мельницы.На мельнице зерна смелют. Получиться мука.
Из муки будут делать тесто. Из теста — хлеб. Много хлеба!А часть зерен оставят, чтобы посеять. Из них опять будут расти рожь и пшеница для нового хлеба
Час посиделок «Мы за чаем не скучаем»
Задачи: создать условия для представления детей об истории чая, культуре потребления чая в разных странах, о его свойствах и разновидностях, пользе для человека; приобщать детей к культуре поведения за столом, к правилам этикета.
Методы и приемы: опыты, наблюдения, сюрпризные моменты, беседы, проблемные вопросы, просмотр слайдов, картинок.
Раздаточный материал: 3 графина
(с соком, водой и чаем), по 3 тарелки с заваркой на каждого ребенка, чайные ложечки, ломтики лимона и листья мяты по количеству детей для проведения экспериментов.
Демонстрационный материал: разновидности чая
(пакетированный, гранулированный, мелкий, средний, крупно-листовой); самовар, два чайника для заваривания чая, чайная посуда, слайды об истории чая.
Ожидаемые результаты: у детей формируется познавательный интерес к производству чая, истории его возникновения, традициям разных народов пить чай.
Час 1
Воспитатель: Ребята, сегодня утром я прочитала очень забавную и сложную загадку. Хотите я вам ее прочитаю?
Дети: Да!
Воспитатель: Мой сердечный друг – приятель
В чайном тресте председатель
Все семейство вечерком
Угощает он чайком
Парень дюжий он и крепкий
Без труда глотает щепки
Хоть и ростом не велик,
А пыхтит, как паровик.
Воспитатель: Как вы думаете, о чем эта загадка?
Мы так уже привыкли к чаепитию и самовару, что нам кажется, они существовали всегда. Но, оказывается, самовар на Руси появился сравнительно недавно – триста лет назад. Да и чая в далекие стародавние времена россияне не знали. Как вы думаете, что пили наши прадеды? Наши прадеды пили квас. При царе Петре 1- чай завоевал Россию. А вместе с чаем распространились и сосуды для нагревания воды – наши знаменитые самовары.
Воспитатель: Ребята, хотите больше узнать о чае?
Тогда мы с вами отправимся в лабораторию чайных открытий для исследования чая. Давайте представим себя в роли настоящих ученых и оденем белые фартуки.
Воспитатель: Вы любите проводить опыты и эксперименты?
Дети: Да!
Воспитатель: Чайная лаборатория ждет вас. Приглашаю детей к столу с разными напитками. Каждому человеку необходимо выпивать в день до 2-х литров жидкости. Перед вами три прозрачных графина с какой-то жидкостью. Давайте попробуем узнать, что за жидкость находится в них? Жидкость можно сравнить по цвету, запаху и вкусу. Предлагаю определить по цвету.
- Как вы думаете, что в стакане № 1?
Дети: Вода!
Воспитатель: Почему вы так решили? Ответы детей
Вы правы это - вода. Переходим к графину №2. Предлагаю определить по цвету. Да, ребята, оказывается только по одному цвету очень трудно определить содержимое графина.
- А теперь попробуйте определить эту жидкость по запаху?
- Как вы думаете, что это?
Дети: Сок!
Воспитатель: А какой это сок? Кто даст название ему? Ребята, а из чего делают сок
(Из фруктов и овощей)
- Ребята, а какие вы еще соки знаете? Дети перечисляют.
Воспитатель: Молодцы ребята! А теперь давайте определим по цвету, запаху, что за жидкость находится в графине №3.
Дети: Чай!
Воспитатель: Совершенно верно - это чай! Ребята, мы с вами знаем, из чего делают сок. А кто знает, как получается чай?
Дети: Из заварки
Воспитатель: Так из чего же все-таки сделан чай, ребята. Кто из вас видел, как растет чай? Где растет чай? В каких странах? Ребята как же нам узнать ответы на эти вопросы? Я предлагаю вам посмотреть презентацию.
(ребята садятся на стулья) Демонстрируются слайды. Воспитатель ведет рассказ по ходу показа слайдов.
Воспитатель: Чай китайское слово. Существует такая легенда. Пять тысяч лет назад китайский император, отдыхая в лесу, приказал согреть воду для питья. Неожиданно поднялся ветер, и в чашку попало несколько чайных листьев. Император выпил напиток и почувствовал себя бодрее. Так зародился обычай пить чай. Чай это вечнозеленый кустарник, который растет плантациями высоко в горах. Срывают верхушки молодых побегов двумя-тремя листочками. Собирают чай ручным способом или с помощью машины. Высококачественный сортовой чай собирают только вручную! Очень трудоемкий процесс. Самое главное в сборе листьев- постараться не порвать и не помять лист. Это влияет на качество чая. Главным недостатком машинного сбора является нарушение формы и структуры листьев. Чайный лист грузят на машины и увозят на заводы по изготовлению чая . На заводе чай проходит все стадии переработки: Завяливание. Скручивание листьев. Сушка. Сортировка. Расфасовка готовой продукции. Процесс упаковки на заводах стараются производить максимально быстро так как чай впитывает все запахи и влагу. В итоге получается чай отличного качества!
ПРИЯТНОГО ЧАЕПИТИЯ!
Час 2
Воспитатель: Ребята, наши исследования чая продолжаются. Предлагаю вам пройти в лабораторию для дальнейшего изучения чая.
Воспитатель: У вас на столах – тарелки. Посмотрите внимательно, что в тарелках?
(Заварка) Подумайте, что же такое заварка? Из чего она сделана?
Давайте рассмотрим первую тарелку, здесь находятся пакетики с чаем. Посмотрите внимательно на содержимое чая из этих пакетиков под лупой, что же мы видим?
(измельченный чай, почти порошок). Такой чай называется пакетированный, потому что он в пакетиках. Я предлагаю взять вторую тарелку и изучить чай в ней? Что вы видите, ребята? Да, это шарики или гранулы. Это гранулированный чай. Вы можете потрогать их, размять. Преимуществом данной технологии является экономичность - в результате гранулирования отходов получается меньше, чем после производства листового чая. К тому же, такой способ подразумевает использование не только первых трех листков чайной ветки, но и четвертого, а иногда и пятого листа. Напиток из такого чая получается более крепким и насыщенным, но не очень ароматным.
Что в третьей тарелке
(ответы детей) (Крупная, листиками). Такой чай называется крупнолистовой. В чём его отличие? Он менее крепкий и терпкий, чем чай в гранулах, но зато обладает более выраженным ароматом и запахом того чайного листа, из которого произведён. Для производства листового чая стараются использовать самые верхние и молодые листочки, которые содержат максимальное количество полезных микроэлементов.
Ребята, а какие пословицы вы знаете о чае?
Дети: Выпей чайку- забудешь тоску.
Чай пьешь- до ста лет проживешь.
Чай не пьешь, откуда силу возьмешь?
Чай не пить, так на свете не жить.
Чай крепче, если он с добрым другом разделен.
Воспитатель: А сейчас отдохнем и проведем физкультминутку «Я чайник – ворчун»
Я – чайник ворчун, хлопотун, сумасброд.
(Шагаем на месте)
Я всем напоказ выставляю живот
(Руки на поясе, повороты вправо и влево)
Я чай кипячу, клокочу и кричу,
(Хлопаем в ладоши)
Эй, люди, я с вами чай пить хочу!
(Прыжки на месте)
Ребята, а вы любите пить чай?
Дети: Да!
Воспитатель: Тогда вы, конечно, знаете в чем его заваривают.
Дети: В чайнике.
(Встают со стульев и подходят к столу)
Воспитатель: У меня на столе два стакана. В них налита вода. Давайте положим в них заварку крупнолистового чая.
(Дети бросают заварку в стаканы сводой) Что происходит в первом стакане? Давайте понаблюдаем.
(Ничего не меняется) .
А во втором что произошло?
(Вода окрасилась, чаинки раскрылись. Итак, ребята, в горячей воде чай заваривается и вода окрашивается в цвет заварки). Почему так произошло, в чем причина? Как вы думаете, ребята. Давайте потрогаем первый стакан
(он холодный). Значит в нем - холодная вода. Осторожно прикоснитесь ко второму стакану. Вода в нем горячая. Значит в горячей воде чай заваривается, а в холодной – нет. Ребята, помните, горячей водой можно обжечься, поэтому нужно быть осторожными. Дома чай заваривают только взрослые.
Воспитатель: А теперь у меня для вас сюрприз: Отойдите подальше на безопасное расстояние.
(ЗАВАРИВАНИЕ ЧАЯ ЦВЕТКА). Как вы думаете, что это? Это, чай цветок. Китайский связанный чай — это бутон из листьев зеленого
(реже другого — белого, красного, желтого) чая. В бутоны вплетается ароматный цветок, который и создает это потрясающее зрелище. Нужно всего лишь наблюдать, когда он раскрывается в бокале во время заварки: неприглядный шарик из сухой травы содержит внутри замечательный маленький спектакль. Цветы, скрытые в бутоне могут быть разные: лилия, хризантема, жасмин, пион и многие другие прекрасные растения. Чаще распускающийся чай изготавливается в форме шара, который является символом любви в Китае. Но бывает и в виде китайского фонарика, сердца, звездочки или дракона. Здесь все зависит от фантазии и настроения гениального мастера. Полезные свойства самого чая дополняют целебные особенности растений, вплетающихся в листья. Например, календула нормализует повышенное давление, жасмин тонизирует, а бессмертник спасает от многих болезней.
Воспитатель: Ребята, что же нового вы узнали о чае? Где чай произрастает, какой чай? О чем мы сегодня говорили? Ответы детей. Ребята, вы сегодня проводили исследования чая как настоящие ученые. Молодцы. Наша лаборатория закрывается. До следующих интересных экспериментов и открытий.
Час 3
Почему чай пользуется такой огромной популярностью? Прежде всего, у чая очень мягкий, неповторимый аромат, ни с чем не сравнимый вкус. Но сказать о вкусе и запахе чая – значит сказать слишком мало. Чай – это богатейшая аптека. В чае присутствует чуть ли не весь алфавит витаминов. В нём имеется провитамин А — каротин, важный для нашего зрения и обеспечивающий нормальное состояние нежнейших слизистых оболочек — носа, глотки, гортани, легких, бронхов, и других органов. В чае представлена и обширная группа витамина В. Витамин В1
(тиамин) способствует нормальному функционированию всей нашей нервной системы. Витамин В2
(рибофлавин) делает нашу кожу красивой, эластичной. В свежих листьях чая витамина С в 4 раза больше, чем в лимоне, а в зеленом чае в 10 раз больше, чем в черном. Благодаря стольким витаминам чай оказывает на организм благотворное влияние: повышает умственную активность, устраняет усталость, улучшает пищеварение. Среди лечебных растений чай занимает одно из самых почетных мест.
Если хворь с кем приключится,
Чаем можете лечиться,
Чай всех снадобий полезней,
Чай в морозы согревает,
И сонливость переборет,
И с усталостью поспорит,
Сокрушит любой недуг,
Чай здоровью лучший друг!
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, какая страна является родиной чая? Родиной чая является Китай.
(«Карта Великого Чайного пути»). Существует предание: когда однажды
(это было много веков до нашей эры) китайскому императору кипятили воду, в сосуд упало несколько листков чайного куста, и вода потемнела, от нее исходил тонкий и приятный аромат. Настой попробовали и восхитились. Это было первое в мире чаепитие. Путь чая в Европу был долгим и трудным. Не все европейцы умели обращаться с чаем. Сохранился рассказ об английском моряке, который прислал своей матери ценный по тем временам подарок – фунт
(0,5 кг.) чая. Она пригласила гостей на изысканное заморское блюдо. Сварив весь фунт чая в миске, слила ненужную, по ее мнению, коричневую горькую воду, разложила по порциям вываренные чайные листья и, приправив их сметаной, подала к столу. Как вы думаете, ребята, что она сделала неправильно?
(Ответы детей). Конечно, ведь чай – это не блюдо, которое подается со сметаной! -А когда же чай стал известен в России? В VII веке посол Монголии, впервые попробовал на пиру питье, которое ему понравилось и послал русскому царю несколько пудов
(1 пуд=16 кг.) чая. В России чай получил широкое распространение, особенно в северных и восточных областях, в Сибири и Средней Азии. А вот для крестьян чай был недоступен, они пили его лишь в особых случаях. Поэтому возникло выражение «чайком побаловаться». Многие бедняки даже не знали, как заваривать чай. Вот как это было:
Раз прислал мне барин чаю
И велел его сварить.
А я отроду не знаю,
Как же этот чай варить.
Взял тогда, налил водички,
Всыпал чай я весь в горшок,
И приправил луку, перцу,
Да петрушки корешок.
Разлил варево по плошкам,
Хорошенько размешал,
Остудил его немножко,
На господский стол подал.
Гости с барином плевались,
Сам он чуть не озверел,
И, отправив на конюшню,
Меня выпороть велел.
Долго думал, удивлялся,
Чем же мог не угодить?
А потом то догадался,
Что забыл я посолить.
Вскоре русские до того наупражнялись в приготовлении чая, что неожиданно для себя изобрели самовар. Точно сказать, кто и когда изобрел самовар, очень трудно. Первый самовар был изготовлен в Туле в 1778 году Назаром Лисицыным, хотя наверняка самовары существовали и ранее, просто сведений о них не сохранилось. Уже в XIX веке самовар стал символом русской жизни. Иностранцы, желавшие следовать русской моде, первым делом заводили себе самовар. Символом гостеприимства в русских домах и по сей день служит самовар, и чем больше самовар, тем больше гостей любят встречать в этом доме. Скоро и мы с вами отведаем настоящий чай из самовара – вкусный, ароматный, но давайте сначала поиграем, чтобы нагулять аппетит!
Воспитатель вместе с детьми запаривает чай.
Чай заваривается, и чтобы он был вкусным, бодрящим, ему следует хорошенько завариться, а пока наш чай заваривается, споем частушки!
1. Доказала нам наука
– В жизни есть такая штука:
Кто начнет свой день чайком,
Тому беды нипочем!
2. Дядя мой побыл в Целойне,
Где выращивают чай.
Ничего теперь не ест он:
Только чаю подавай.
3. Маша всех на чай позвала,
Так ребята говорили:
Чаю не было у Маши
И опилок заварили.
4. Только выпью чаю чашку,
- Сразу в зеркало смотрюсь:
Щеки красные пылают,
На себя не нагляжусь.
5. Ой, подружка дорогая,
Что мне делать, как мне быть?
Мама с папой на работе
– Кто мне чай будет варить?
Воспитатель: Чай особенно хорош с чем-нибудь вкусненьким! Правда, ребята! Сейчас мы посмотрим, с чем же вы, ребята, любите пить чай?
Час 4
Воспитатель: ребята, сегодня, 15 декабря отмечается праздник чая и мы отправимся в путешествие на родину чая. Но для начала путешествия, скажите, что такое чай? Ответы детей
Воспитатель: как готовится чай? Какой бывает чай? Ответы детей
Воспитатель: может кто-нибудь помнит, какая страна является родиной чая? А хотите узнать много нового о чае?
Ответ детей: да
Воспитатель: тогда в путь! На родину чая мы полетим. Самолёт и пульт управления кораблём у нас есть. Для управления кораблём нам необходимы кто?
Ответ детей: пилоты. Из желающих поучаствовать, выбираются два пилота, которые присаживаются на свои места и командуют «пассажирам» готовность занимать свои места в корабле. Первый пилот просит пристегнуть ремни безопасности и корабль набирает высоту.
Воспитатель: В полёте ребята я выполняю роль стюардессы и хочу напомнить вам правила поведения в транспорте. Уважаемые «пассажиры» наш самолёт приближается к неизвестной стране, от которой доносится мелодия. Что это за страна?
(звуки Китая) Наш самолёт совершил посадку в этой стране. И это страна Китай. Китай - родина чая. В Китае первыми распознали полезность зелёных кустов и начали выращивать. Самый первый был зелёный чай, за ним чёрный. Потом появились красный, жёлтый, белый. Чайные кусты достигают в высоте 3метров, а живут до 100 лет. Собирают разные части куста. Чай бывает и крупнолистовой и гранулированный. В Китае существует своя церемония чаепития для которой используется специальная глиняная чайная посуда. Предлагаю вам юные путешественники отведать чаю и догадаться, какой это чай
(чёрный, клубничный, банановый, малиновый, лимонный). Всем детям даётся по пол стакана чая. Все стаканы пронумерованы. Дети с помощью обоняния и вкуса определяют чай.
Игра «Пронеси в ложке лимон».
Ребята и Китай и Индия относятся к азиатским странам, потому что находятся в Азии, а теперь мы совершим перелёт в европейскую страну где тоже любят и уважают чай. Наши пилоты нас туда доставят
(перелёт) Воспитатель приветствует детей на английском языке.
Воспитатель: Ребята в какой стране так разговаривают? Ответ детей
Воспитатель: правильно мы в Англии. В Англии тоже очень любят пить чай. В стране существует традиция каждый день в одно и тоже время прерывать работу и пить чай. Это происходит в 4 часа дня. Жители Англии для юных путешественников приготовили задание «Что кладут в чай для вкуса» Давайте с помощью обоняния
(носа) догадаемся, что же кладут в чай для вкуса
(лимон, мёд, корица, сахар, молоко, гвоздика, яблоко). Ребёнку закрывают глаза, и он должен отгадать, что в стакане. Игра «Определи чай или варенье на вкус».
Воспитатель: А теперь ребята мы возвращаемся на родину, в Россию.
(Перелёт домой) Воспитатель: ребята, а давайте в завершение нашего путешествия рассмотрим картину «У самовара». Поставим самовар, чашки, угощения, которые вы любите. И когда мы будем смотреть на эту картину, то нам вспомнится всё наше путешествие. Предложить детям раскрасить чайные пары, заварочные чайники, кружки.
Воспитатель: Скажите, пожалуйста, какой чай Вы предпочитаете? Предлгаю попробовать чай с медом, малиновым вареньем.
Час 5
Дети садятся за стол.
Воспитатель читает стих:
Что вы знаете про старый,
Русский, тульский самовар?
В нем пылал когда-то пар,
В золотой, пузатый бок
Глухо бился кипяток...
Что за чай без самовара,
Без душистого завара,
Без крутого кипятка,
Без угарного дымка?!
С. Михалков.
(Из стихотворения "Самовар".)
Воспитатель: У каждого народа свои песни, танцы, традиции. Сегодня мы поговорим о традициях чаепития на Руси. Во многих странах любят пить чай, но традиции чаепития у разных народов свои.
Показываю иллюстрации чаепития в России.
Воспитатель: Давайте посмотрим на картины, написанные разными художниками на тему русского народного чаепития. Посмотрите, кто-то любит пить чай из блюдца, держа блюдце под донышко и дуя на чай, чтобы остудить.
Воспитатель: Для чего наливали чай в блюдца?
(чтобы чай быстрее остывал)
Воспитатель: А вообще чай пьют из чашек и стаканов. В старину было так: мужчины пьют чай из стаканов, тогда как женщины используют чашки из фарфора. Для стакана придумали подстаканник.
Воспитатель: Как вы думайте, дети, что такое подстаканник?
(ажурная подставка с ручкой).
Воспитатель: Для чего его придумали?
(чтобы не обжечься горячим чаем, держа стакан)
Воспитатель: Сахар обычно в чай не клали, а пили вприкуску. Откусывали кусочек сахара, а потом запивали его чаем.
Воспитатель: А как в старину заваривали чай? В чайник-заварник насыпают заварки и заливают горячей водой. Чтобы чай лучше настоялся, заварник ставят поверх самовара
(если есть подставка) или просто накрывают грелкой. Чай немного времени заваривается. После чего хозяйка наливает немного заварки в каждую чашку и доливает кипятком из самовара.
Воспитатель: В старину чай разливала только сама хозяйка, или же старшая дочь. Было правило: чай должен разливать всегда один и тот же человек, хорошо с этим делом знакомый.
Воспитатель: Ребята, раньше пили чай не такой, как мы пьем сейчас, а заваривали разные травы: иван-чай, душицу, чабрец, мяту. Также заваривали листочки малины, вишни, клубники и других трав.
Воспитатель: Ну а пока пьется чай, можно было поговорить, рассказывать разные истории или просто помолчать. Ну и конечно, лакомиться пряниками, калачом, блинами, вареньем и медом. Ребята, давным-давно ни один праздник не обходился без чаепития. А что делают на праздниках?
(поют, танцуют, играют в игры)
Воспитатель: Правильно. Давайте с вами сейчас тоже поиграем в одну старинную русскую народную игру «Бабушка Маланья».
Дети встают, образуют круг. В середину круга выбирают одного ребенка
(ведущего): ИМЯ, даю ему платочек.
Слова Движения
У Маланьи, у старушки
Жили в маленькой избушке
Семь дочерей,
Семь сыновей,
Все без бровей.
(Дети движутся по кругу в одну сторону, держась за руки.)
С такими глазами,
С такими ушами,
С такими носами,
С такими усами,
С такой головой,
С такой бородой.
(Останавливаются и с помощью жестов и мимики изображают то, о чем говорится в тексте: закрывают руками брови, делают «круглые глаза» и «большой нос» и т. п.)
Ничего не ели,
Целый день сидели,
На нее
(на него) глядели,
Делали вот так.
Присаживаются на корточки и одной рукой подпирают подбородок. Повторяют за ведущим любое смешное движение. Играем 3 раза.
ПРИЯТНОГО ЧАЕПИТИЯ!
Час 6
Дети садятся на стульчики. Загадки из волшебного сундучка.
Воспитатель: Ой, ребята, посмотрите, что у меня для вас есть! Достаю сундучок.
Это сундучок. В нем что-то есть. Достаю конверт с надписью «Загадки»
Да здесь загадки для вас!
1. Белый камешек растает,
Чай мой сладким сразу станет.
(Сахар)
2. Кольцо не простое,
Кольцо золотое
Блестящее, хрустящее,
Всем на загляденье –
Ну и объеденье.
(баранка)
3. Стоит толстячок
Подбоченевши бочок
Шипит и кипит,
Всем чай пить велит…
(Самовар)
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что было самым главным на столе?
(самовар).
Воспитатель: Почему самовар так назвали? А что он варит?
(воду)
Воспитатель: Да, ребята, раньше говорили, что «варили» воду, а не кипятили.
Его еще назвали в шутку генералом. Посмотрите, какие самовары бывают разные. Дети рассматривают изображения разных самоваров. Ребята дайте поговорим, какой чай у нас получится:
Воспитатель: Если мы заварим чай с листьями земляники, то как мы его называем?
(Ответы детей.) Если с листьями жасмина?
(Ответы детей.)
С веточками малины?
(ответы детей.)
С листьями клубники?
(Ответы детей.)
С веточками вишни?
(Ответы детей.)
Если в чай добавить кусочки фруктов, то чай, какой будет?
(Ответы детей.)
Если в чай добавить кусочки яблока?
(Ответы детей.)
Цедру лимона?
(Ответы детей.)
Кусочки персика?
(Ответы детей.)
Если вы заболели, с какой травой и какими ягодами вы пьете чай?
(Ответы детей.) Физминутка.
А сейчас давайте с вами встанем и представим, что мы - это посуда для чая.
Вот большой стеклянный чайник,
Очень важный, как начальник.
(Надуть живот, одна рука на поясе, другая изогнута как носик) .
Вот фарфоровые чашки,
Очень хрупкие - бедняжки.
(«Пружинка», одна рука на поясе) .
Вот фарфоровые блюдца,
Только стукни - разобьются.
(Кружимся, рисуя руками круг)
Вот серебряные ложки.
(Потянуться, руки сомкнуть над головой) .
Вот пластмассовый поднос,
Он посуду нам принес.
(Сделать большой круг руками).
Воспитатель: А сейчас ребята я расскажу вам о полезности чая:
1. Я хочу открыть секрет
И полезный дать совет:
Если хворь с кем приключится –
Чаем можете лечиться.
Чай всех снадобей полезней,
Помогает от болезней.
2. Чай в жару нас освежает,
А в морозы согревает,
И сонливость переборет,
И с усталостью поспорит,
Сокрушит любой недуг,
Чай здоровью – лучший друг.
3. Черный, красный и зеленый
Рассыпной и листовой.
Чай – напиток бесподобный
Это скажет вам любой.
Хорошо, гостей встречая,
Посидеть за чашкой чая!
Воспитатель: О чем мы сегодня с вами говорили? Что вам понравилось?
Досуг «В гостях у Айболита»
Цель: Формировать у детей ценности здоровья, желание вести здоровый образ жизни, знать пользу витаминов.
Задачи: Углублять знание детей о необходимости витаминов, которые содержаться в фруктах и овощах.
Оборудование: овощи, фрукты.
Ход
Чтение воспитателем отрывка из сказки «Доктор Айболит» с последующим обсуждением.
А вот и бегемотики
Схватились за животики.
У них, у бегемотиков,
Животики болят…
Ну что же он не едет,
Доктор….
( Айболит)
Воспитатель: Кого лечит Доктор Айболит? Как он их лечил?
( Ставил градусники, давал микстуру, шоколад)
Стук в дверь: заходит Доктор Айболит с сумкой. В сумке фрукты, овощи.
Воспитатель: Дети кто это к нам пришёл?
Дети: Доктор Айболит.
Айболит: Здравствуйте дети.
Дети: Здравствуй, Айболит.
Воспитатель: Доктор Айболит осмотри пожалуйста наших детей, не болеют ли они. Айболит: Хорошо сейчас осмотрим. У детей розовые щёчки, блестящие глаза. Значит они хорошо кушают, много гуляют и спят в детском саду. У Вас здоровые дети.
Воспитатель: Ой как хорошо.
Айболит: А раз дети вы здоровые значит они знают как сберечь здоровье и какие витамины нужно кушать.
Дети: Да.
Айболит: Ну сейчас мы проверим
( Достаёт из сумки фрукты и овощи, показывает, а дети называют).
Воспитатель: Ну вот ,Айболит, видишь какие у нас дети молодцы, витамины знают. Айболит: Да молодцы, всё знают, значит будете всегда здоровыми и сильными. Ну а мне пора к другим деткам, надо проверить у них здоровье. До свидания будьте всегда здоровы.
( Уходит)
Дети: До свидания Айболит.
Беседа воспитателя с детьми
Воспитатель: Дети кто заботится о нашем здоровье в детском саду? Кто ежедневно осматривает вас? Как зовут нашу медсестру? Как она заботится о вашем здоровье? Зачем нам нужны витамины? Правильно ответили, очень много витаминов в овощах и фруктах.
Воспитатель: Дети, осенью и зимой не хватает витаминов, организм слабеет, становится беззащитным перед болезнями. Мы часто болеем, чтобы этого не случилось нужно теплее одеваться, заниматься спортом, гулять на свежем воздухе, спать, есть здоровую пищу богатую витаминами
( яблоки, морковь, чеснок и т.д.).
«Праздник здоровья»
Воспитатель: ОСЕННЯЯ ПОРА – ПРИЯТНОЕ ВРЕМЯ ДЛЯ ВСЕХ, потому что в это время люди собирают добрый урожай с полей и огородов. Недаром в народе говорили, что сентябрь пахнет яблоком, а октябрь – капустой. Хоть сентябрь после лета и холоден, зато сыт. Вот и мы с вами сейчас пойдем в огород, где созрели овощи, и нужно убрать. Только наш огород необыкновенный, а музыкально-спортивный. А что растет у нас в огороде?
(Капуста…).
Основная часть
Ходьба обычная, с высоким подниманием коленей. Бег змейкой.
Поехали.
Чук –чук – чук.
Паровоз наш лучший друг.
Он промчит нас по лесам
По оврагам и лугам
Крепко за руки держись.
От друзей не оторвись.
Машинист вперед гляди
Путь веселый впереди.
Паровозик нас привез
Наш спортивный огород.
Воспитатель: Чтобы собрать наш урожай, надо быть сильными.
Мы руками хлопаем, хлоп, хлоп, хлоп.
Мы ногами топаем топ, топ, топ.
Сильные, смелые – это мы, это мы.
«Осенняя прогулка» комплекс упражнений
1. «Деревья качаются». И.п.: Ноги слегка расставлены, руки внизу. Руки поднять вверх, немного отвести влево, потом вправо, произнести «Ш-Ш-Ш», опустить.
(4-5 раз) 2. «Сильный ветер». И.п.: ноги на ширине плеч, руки внизу. Наклоны поочередно к правой и левой ноге.
(4-5 раз)
3. «Травка». Присесть, руки вытянуть перед собой, затем встать, руки опустить.
(5 раз) 4. «Журавли улетают на юг». И.п.: то же. Руки поднять через стороны вверх и плавно опустить вниз
(5 раз)
5. «Сбор яблок». Поднять руки вверх, потянуться, приседая, вытянуть руки перед собой «положим в корзинку»
(4 раза)
6. «Воробьишки прыгают». Прыжки на двух ногах вместе. Ходьба на месте.
(2 раза). Перестроение, ходьба друг за другом.
Песня «Что нам осень принесет»
Что нам осень принесёт?
Яблоки румяные, сладкий мед.
Что нам осень принесет?
Разные овощи полный огород.
Что нам осень принесет?
Золотого хлебушка на весь год.
Подвижная игра «Соберем урожай»
Дети делятся на команды. Одна команда собирает картофель, а другая – лук.
Воспитатель: Урожай все мы собрали. Теперь нам надо заготовить их к зиме.
Пальчиковая игра. «Салат»
Мы морковку чистим, чистим.
Мы морковку трем, трем.
Сахарком ее посыпим
И сметаною польем.
Вот какой у нас салат
Витаминами богат.
Музыкально-дидактическая игра «Урожайная»
1. Мы корзиночки несем
Хором песенку поем,
Урожай собирай,
И на зиму запасай.
2. Мы ребята –молодцы
Собираем огурцы,
И фасоль и горох,
урожай у нас неплох
3. Ты, пузатый кабачок,
Отлежал себе бочок,
не ленись не зевай,
а в корзину полезай
Двое детей делают ворота, а остальные друг за другом проходят ворота.
4. Едем, едем мы домой на машине грузовой.
Ворота отворяй
Едет с поля урожай.
Воспитатель: Все мы очень потрудились, а теперь пора отдохнуть!
Консультация для родителей на тему «Культура трапезы с малых лет»
Аппетит ребёнка раннего возраста, его сон, настроение и поведение во время еды во многом зависят от поведения взрослых и от отношения к этому детей. Неправильные приёмы взрослых при организации питания могут привести к закреплению отрицательных привычек у детей.
Совет 1 «Я – сам». С полутора лет большинство детей умеют есть самостоятельно. Вы можете лишь докормить малыша другой ложкой так, чтобы он не очень замечал, что ему помогают. А пить чай из чашки, из стакана дети умеют обычно ещё раньше – к году. Рано или поздно ребенок будет больше проявлять самостоятельность, отказываясь от помощи взрослого. От родителей потребуется определённое терпение: в первое время некоторое количество пищи малыш будет размазывать по лицу, по нагруднику, по столу. Ничего не поделаешь – должен же он научиться есть самостоятельно. Зато вы избежите капризов за едой. Не следует развлекать малыша за едой: внимание сосредотачивается не на еде, а на чём-то интересном, к ней отношения не имеющем, еда же становится действием либо механическим, не вызывающим радости и удовольствия, либо – что ещё хуже – неприятной процедурой, которую приходится терпеть ради того, чтобы тебя позабавили. Чтобы малышу было интереснее есть, позвольте ему брать в руку то, что можно взять, блинчик, пирожок, яйцо. Когда ребёнок станет старше, на третьем году, он сможет участвовать в приготовлениях к еде: поставить на стол тарелку, чашку, принести ложки, достать салфетку, которую вы ему повяжете.
Совет 2 «Аккуратно и опрятно». Предоставив малышу самостоятельность, приучайте его к опрятности: испачкает лицо – вытрите его салфеткой, прольёт что-нибудь на стол – наготове должна быть специальная тряпочка. Убирая со стола, проговаривайте свои действия. Это важно для развития речи. С раннего возраста ребёнка следует приучать к правильной, красивой сервировке стола, воспитывать умение есть чисто, аккуратно. Удобная посуда, её смена для каждого блюда, красивая клеёнка, на которой не должно быть крошек, в большей мере способствуют воспитанию аккуратности.
Совет 3 «Соблюдение правил». Детей на третьем году жизни надо приучать к соблюдению правил поведения за столом: есть спокойно, не отвлекаясь, не выходить из-за стола, пока не закончил трапезу; уметь спокойно подождать, пока дадут следующее блюдо; выражать свои просьбы словами; говорить «спасибо» после еды; убирать свою салфетку; ставить на место стул и т. п. Шалости за столом недопустимы, их надо прекращать сразу. Если увещевания не помогают, следует спокойно сказать: «Я вижу, ты есть не хочешь». Не злоупотребляйте запретами. И в то же время не разрешайте малышу делать за столом всё, что он захочет. Запреты необходимы тогда, когда избежать их нельзя, и то, что однажды запрещалось, не должно и в дальнейшем разрешаться.
Совет 4 «Если ребёнок не ест». Что же делать, если вас тревожит недостаточный, плохой
(подкреплённый точным подсчётом того, что ребёнок действительно съедает) аппетит малыша? Прежде всего, попытайтесь выяснить причины. Возможно, ребёнок время от времени отказывается от еды потому, что он устал или расстроен чем-нибудь. Предложите ему спокойно: «Ты устал, давай-ка я покормлю тебя». Если малыш продолжает отказываться от еды – не настаивайте, предложите ему отдохнуть, но без упрёков, без выговора и угрозы: «Если не хочешь есть, не надо, поешь потом».
Совет 5 «Терпение». Дети раннего возраста ещё не могут соотнести свои возможности с потребностями
(ребёнку кажется, что он может сделать всё, а у него не получается). Это вызывает негативную эмоциональную реакцию ребёнка. Взрослым не надо сердиться на него, расценивая всё как каприз. Не надо настаивать на беспрекословном послушании без учёта этой особенности. Иначе ребёнок может дойти до нервного напряжения. Важно проявлять терпеливое, ровное отношение к ребёнку, сохранять положительные эмоции у детей. Надо помнить, что все навыки формируются и закрепляются постепенно в процессе многократного повторения. Поэтому нельзя считать, что если ребёнок сегодня самостоятельно ест, то завтра он сможет это сделать без помощи и напоминания. Требовать от детей раннего возраста самостоятельности в еде без участия взрослого нецелесообразно. Важно обеспечить спокойное, доброжелательное отношение к ребёнку
Познавательно-исследовательская деятельность
Опыт «Мы не дружим с Сухомяткой». Берем два шарика, наполняем их разной пищей: один - кашей
(или супом), другой - хлебом. Пища в шарах легла по-разному: в одном ровно распределилась, во втором шарике образовались шероховатости. Так происходит и с нашим желудком, когда мы употребляем в пищу только сухие продукты.
«Масло и соль в чипсах»
Опыт № 1. Положили чипсы на бумажную салфетку, согнули ее пополам, раздавили чипсы на сгибе бумаги. Отодвинули кусочки чипсов с салфетки. На салфетке увидели жирное пятно. В чипсах содержится большое количество жиров и красителей. Присутствие которых может вызвать аллергическую реакцию, и даже дать начало развития опухолей.
Опыт № 2. На сухой чипс капнули 2 капли раствора йода и наблюдали образование темно - синего пятна, что свидетельствует о наличии крахмала в исследуемом продукте. По результатам проведенного исследования, крахмал, оставшийся во рту, в течение двух часов преобразуется в глюкозу. А это - идеальная питательная среда для кариесных бактерий.
Опыт № 3. Берём ломтик чипсов и осторожно поджигаем его, соблюдая все меры пожарной безопасности. При поджигании ломтика чипсов появляется едкий запах пластмассы. Это говорит о присутствии опасного канцерогена – акриламида.
В чипсах содержится опасный канцероген – акриламид, который считается ядом для нашего организма, поражающий главным образом нервную систему, печень и почки. В пластике его запах ярко выражен, а в чипсах он завуалирован.
Таким образом, исследовав чипсы, мы подошли к выводу, что чипсы очень вредны для нашего организма.
«Краситель в конфетах «скитлс». В тарелку кладем конфеты «скитлс», добавляем воды и наблюдаем за изменением цвета воды и конфет «скитлс». В конфетах«скитлс» содержится очень много красителей, которые вредны для здоровья человека.
«Кока-кола».
Опыт №1. Берем чашку с налетом, ополаскиваем ее Кока-колой. Кока-кола разъедает грязь на кружках. А что же будет с нашими желудками?
Опыт №2. В стакан с Кока-колой опускаем три драже Тик-така. При смешивании Кока-колы и Тик-така драже зашипело, запенилось. Тик-так нельзя запивать Кока-колой!
Опыт №3. Опасна ли Кока – кола нашим зубам? Для этого опыта мы взяли скорлупу куриного яйца. По своему составу она похожа с нашими зубами. Одну скорлупу мы поместили в стакан с Кока-колой, а другую – с водой. Наблюдения показали, что скорлупа, погруженная в напиток, потемнела, окрасилась в коричневый цвет, появились неровности и шероховатости, она стала хрупкой. А скорлупа, находящаяся в воде, не изменилась. Употребление напитка в больших количествах может привести к разрушению эмали зубов. Красители Кока-колы очень стойкие и зубы от них темнеют.
Подвижные игры
1. «Разбери корзину». Игроки команды по очереди перепрыгивают через канат, затем пролезают через обруч, берут один овощ, возвращаются к команде и складывают «добытое» в корзину. Побеждает та команда, которая первой справится с заданием.
2. «Собери урожай». Дети строятся в колонну и выполняют упражнения в соответствии с зарифмованным текстом:
Уезжаем мы на дачу
(Дети строятся в колонну)
Чтоб собрать там урожай.
Забирай с собой корзины и в вагончики вставай.
Электричка быстро мчится,
(Идут с ускорением темпа)
Станцию не прозевай.
«Тук-тук-тук» стучат колёса.
Друг за другом поспевай!
Замедляем темп движенья,
(Идут медленнее, перестраиваются)
Остановка впереди.
Кто на дачу собирался?
Побыстрее выходи!
Поле целое картошки.
(Выполняют наклоны)
Будем мы её копать.
Снизу поддевать лопатой и в вёдерко собирать.
Помидоры овощ нежный.
(Приседают)
Чтоб сорвать его, присядь.
Осторожно с ветки каждой помидоры надо рвать.
Высоко висят на плетях
(Вытягиваются вверх)
Молодые огурцы.
Сверху собери сначала, ну а плети подвяжи.
3. «Баба сеяла горох». Дети водят хоровод, в середине которого стоит водящий. Затем они говорят: «Бабка сеяла горох. Ох! Уродился он не плох. Ох! Уродился он густой. Мы помчимся — ты постой». После этого дети разбегаются по группе, а водящий ловит одного из них и заменяет себя.
Пальчиковые игры
1. Скачет сито по полям,
(чередование кулачки-ладони)
А корыто по лугам.
(чередование ладони-замок)
За лопатою метла
Вдоль по улице пошла.
(пальчики здороваются)
А за нею вилки,
Рюмки да бутылки,
(чередование коза-ладони)
Чашки да ложки
(круговые движения)
Скачут по дорожке.
(4 хлопка)
2. Раз, два, три, четыре,
(удары кулачками друг о друга)
Мы посуду перемыли:
(одна ладонь скользит по другой)
Чайник, чашку, ковшик, ложку
(загибаем пальчики, начиная с большого)
И большую поварежку.
Мы посуду перемыли:
(одна ладонь скользит по другой)
Только чашку мы разбили,
(загибают пальчики, начиная с большого)
Ковшик тоже развалился,
Нос у чайника отбился.
Ложку мы чуть-чуть сломали,
Так мы маме помогали.
(удары кулачками друг о друга)
3. Чтоб болезней не бояться,
Надо спортом заниматься.
Играет в теннис - теннисист,
Он спортсмен, а не артист.
В футбол играет - футболист,
В хоккей играет - хоккеист,
В волейбол - волейболист,
В баскетбол - баскетболист.
4. Кто зубы не чистит, не моется с мылом,
(пальцы рук поочередно здороваются с большими паьцами)
Тот вырасти может болезненным, хилым.
(Ладони становятся одна над другой)
Дружат с грязнулями только грязнули,
(пальцы соединились в замок)
Которые сами в грязи утонули.
(движения пловца)
Из них вырастают противные бяки,
(дразнимся, ладони друг за другом около носа)
За ними гоняются злые собаки.
(правая ладонь лежит над левой, изображаем пасть)
Грязнули боятся воды и простуд,
А иногда вообще не растут.
(касаемся указательным и большим пальцами носа, а далее отрицательное движение указательным пальцем).
Рекомендуем посмотреть:
Проект в подготовительной группе. Огород на подоконнике
Проект в подготовительной группе детского сада: «Овощи на нашей грядке»
Проект в подготовительной группе детского сада «Белый снег пушистый»
Спортивно – оздоровительный проект в детском саду. Подготовительная группа