Урок русского языка "Фразеологизмы", 6 класс. Конспект с презентацией
Конспект урока по русскому языку для 6 класса по теме "Фразеологизм"
Цель деятельности учителя:
сформировать у учащихся представление о фразеологизмах, их роли в языке, и сформировать умение использовать фразеологизмы в устной и письменной речи. Тип урока: урок объяснения нового материала Планируемые образовательные результаты: Предметные: знать признаки фразеологизмов, уметь находить фразеологизмы в тексте, определять их роль в тексте. Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, классификации, устанавливают причинно-следственные связи. Коммуникативные: обсуждают в группе, отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают собственную точку зрения. Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, проявляют способность к самооценке, приобретают новые знания, умения, совершенствуют имеющиеся. Методы и формы обучения: создание проблемных ситуаций, индивидуальная работа, фронтальный опрос Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, колонки Наглядный материал:
- презентация по теме урока, выполненная учителем
- раздаточный материал Класс: 6 класс
Ход урока
I. Организационный момент.
Приветствие учащихся
II. Объявление темы, целеполагание. Слайд 1.
- Ребята, посмотрите на слайд. Что изобразил художник.(ответы)
- Да, мы с вами говорим о фразеологизмах. Откройте тетрадь и запишите дату и тему урока.
III. Актуализация Слайд 2.
- Давайте вспомним, что такое фразеологизм. Запишите это определение в тетрадь.
- Что же такое «устойчивое сочетание слов»? Как это понять? (То есть несвободные словосочетания, которые нельзя разорвать, так как при этом они меняют лексическое значение).
- Каким членом предложения является фразеологизм?( В предложении фразеологизм является всегда одним членом: подлежащим, сказуемым, дополнением или обстоятельством).
Слайд 3
- Что в русском языке является фразеологическим оборотом?(пословицы и поговорки).
Всегда ли легко мы можем понять смысл фразеологизма? Что нам в этом поможет?(фразеологический словарь? - Показать и дать полистать.
Слайд 4
- Давайте сравним, какое из этих словосочетаний является фразеологизмом.
- Ребята, в каком смысле употребляются фразеологизмы?( в переносном).
- Так зачем мы употребляем фразеологизмы? (Обладают яркой образной окрашенностью, экспрессией, поэтому используются для более точного, образного выражения мыслей, чаще всего в разговорной и художественной речи)
IV. Практическая деятельность Слайд 5
- Довольно часто мы, даже не задумываясь об этом, употребляем в своей речи фразеологизмы. А сейчас попробуем сами подобрать их в представленные на экране четверостишия.
Слайд 6
- Ребята, я предлагаю вам разгадать, какой фразеологизм зашифрован на картинке. Попробуем сразу объяснить его значение.
- Молодцы! Вы уже неплохо ориентируетесь в подборе фразеологизмов.
Обратите внимание, что к одной и той же картинке, мы смогли подобрать несколько фразеологических оборотов.
- Ребята, как называются слова, которые пишутся по-разному, а имеют одно значение(синонимы).
- А что такое антоним? (ответ)
Например: одержать победу – потерпеть поражение.
Слайд 7
- Сейчас я раздам вам карточки, попробуйте сами подобрать антонимы к фразеологизмам.
- Ребята, давайте проверим, как вы справились с заданием.
V. Физкультминутка+ муз.сопровождение
- Я смотрю, вы засиделись, давайте немного разомнемся. Я буду называть фразеологизмы, и мы вместе выполним упражнения.
“Качать головой”
“Затаив дыхание”
“Втянуть голову”
“Стоять как каменный”
“Всплеснуть руками”
“Задать стрекоча”
“Выбиться из сил”
“ Дадим задний ход ”
VI. Обобщение и систематизация знаний Работа по учебнику.
Выполнить упражнение 146.
1) Замените выделенные слова подходящими фразеологизмами;
2) Подчерните как член предложения.
Слайд 8
- Ребята, а сейчас я прочитаю вам рассказ, а вы должны найти и записать все фразеологизмы, которые в нем прозвучат. Слайд 9
- Проверьте себя. Сейчас постараемся объяснить значение каждого из записанных оборотов.
VII. Рефлексия Слайд 10
- Что вы узнали нового? Зачем фразеологизмы употребляются в речи?
Давайте подведем итог нашему уроку. Перед вами радуга, продолжите предложения!
Оценки за урок.
VIII. Домашнее задание: Слайд 11 Слайд 12
- Наш урок я хочу закончить словами американского писателя Натаниеля Готорн ...
Я желаю вам, чтобы вы могли правильно пользоваться словом. Спасибо за урок!