Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект внеурочного занятия для школьников 6-7 класса с презентацией на тему: «Гражданин и государство»

Профилактика правонарушений среди подростков.Конспект занятия
Внеурочное занятие «Гражданин и государство»
Цели задачи:
1. образовательная: используя знания учащихся по теме «Гражданин и государство», сформировать у учащихся чёткое представление о гражданине как о носителе основных гражданских ценностей и добродетелей; о том, что он имеет права и несёт ответственность перед законом;
2. развивающая: учить учащихся, используя методы логического мышления, рассуждения, умозаключения, выявлять типичные черты гражданина;
3. воспитательная: способствовать воспитанию у школьников чувства уважительного отношения к себе и другим людям.
Эпиграф урока:
Поэтом можешь ты не быть, Но гражданином быть обязан. Н. А. Некрасов

ХОД УРОКА
Педагог: Здравствуйте граждане Российской Федерации! (как вы думаете, почему сегодня я поздоровалась с вами именно так?!)
Введение в тему урока.
(Слайд 1) Уважаемые ребята, на протяжении всех наших занятий нам предстоит с вами рассмотреть целый ряд правоведческих вопросов, один из которых (первый в списке) касается непосредственно нас с вами: «Кто мы такие в нашем государстве?». Предвижу ваши ответы на этот, казалось бы, простой вопрос: «Мы – граждане. Ведь именно так записано в документе, удостоверяющем нашу личность». Всё правильно. Вот о нём – о гражданине мы и поведём сегодня разговор.
(Слайд 2) «Гражданин – человек свободный и ответственный»
План урока
1. Гражданин - человек, имеющий права
2. Открытие эпохи прав человека.
3. Изучение нового материала.

Педагог:Сразу начну с задания.
Задание: Подберите слова - ассоциации к слову гражданин. (житель, подданный, человек, лицо и т.д.)
Уже из этих ассоциаций видно, что дать однозначное определение понятию гражданин нельзя. Гражданин – это понятие емкое. И мы попытаемся с вами в нём разобраться.
Во-первых, давайте вернёмся к началу нашего разговора и вспомним, что каждый из нас имеет паспорт гражданина Российской Федерации.
Вопрос к учащимся: наличие паспорта и соответствующей записи в нём является свидетельством, прежде всего того, что мы являемся в нашем государстве кем-то. Кем же? (жителями)
Отсюда вывод:
(Слайд 3) Гражданин – это житель определённого государства.
Но в мировой и отечественной истории были периоды, когда государственная власть высоко стояла над людьми, была недосягаема. От нее зависела степень свободы человека в обществе, его права и обязанности. Государство либо предоставляло права и привилегии тем или иным группам людей, либо налагало опреде¬ленные обязанности. (Монарх своей властью мог возвысить простолюдина до самого высокого чина, приблизить ко двору, но мог и самого знатного вельможу лишить не только его имущества, но и отправить на плаху.)
В таком случае взаимоотношения между государством и людь¬ми строились следующим образом: (Слайд 4)
Государство
Поданные
Однако в истории были примеры, когда жителей государства называли гражданами.
Работа в парах
Задаие. Прочитайте текст, лежащий перед вами. Какая модель взаимоотноше¬ний граждан и государства существовала в древнегреческих полисах? Начертите схему.
«В древнегреческих полисах между гражданами (коренными жите¬лями) и государством складывались взаимные политико-правовые отно¬шения. Полис заботился о своих гражданах с самого рождения и до са¬мой смерти, кормил и защищал, обеспечивал каждого землей или рабо¬той. Вне его границ каждый грек превращался в бесправного и беззащит¬ного человека, которого можно было ограбить или превратить в раба. И лишь дома гражданин чувствовал себя в безопасности и мог рассчиты¬вать на помощь и поддержку. Кроме того, только полноправные граж¬дане могли участвовать в народном собрании, которое играло важную роль в жизни полиса. На нем решались важные для всех членов общества вопросы: кто будет управлять ими, как будет распределена обществен¬ная земля, по каким законам жить... Решая эти вопросы, граждане тем самым участвовали в управлении государством, определяли свою жизнь и полиса в целом. Поэтому каждый гражданин был искренним патриотом своего государства и ценил его интересы выше собственных. Он оборо¬нял полис от врагов, почитал его богов и древние традиции, был готов пожертвовать жизнью ради его благополучия. Богатые граждане должны были нести и существенные затраты «на общее благо», они обязаны были оплачивать устройство народных праздников или соору-жение новых кораблей, за свой счет кутить боевого коня или обзавестись тяжелым пехотным вооружением, безвозмездно служить в высших го-сударственных органах».
на доске схема
Ответ: Древнегреческий полис - Государство, коренные Жители-граждане.
Вопросы учащимся:
- почему за пределами полиса было опасно? (потому что там нет защиты)
- в этом государстве существуют права, какие? ( на охрану жизни, здоровья и.т.д) Педагог: Права и законы жители создавали вместе с государством на народном собрании где становились участниками в управлении государством.
Наше первое определение, данное слову гражданин мы можем расширить, используя слова из вашего текста.
Запись второго определения: (Слайд 5)
Гражданин - это лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства и пользующееся его…..
Закончите предложение: (защитой).
С помощью данного текста мы можем дать и третье определение слову гражданин.
Запись третьего определения:
(Слайд 6)Гражданин – это человек, активный участник правовой и политической жизни.
Педагог:В отечественной истории мы можем найти массу примеров активного участия граждан в жизни страны. Давайте вспомним, к примеру, какой государственный праздник мы отмечали совсем недавно? (4 ноября – день Народного единства).
Вопрос: С какими историческими событиями связан данный праздник? ( с освобождением Москвы от польских интервентов в 1612г.)
(Слайд 7) Начало XVII в. на Руси. Смутное время. Иностранные интервенты в Кремле. Разруха, голод, предательство...
Нижегородский посадский староста Кузьма Минин обращается к со¬гражданам с призывом спасти Отечество, пожертвовать ценности свои на общее дело. Ополчение движется к Москве. Под руководством К. Минина и князя Д. Пожарского народ изгоняет интервентов.
(Слайды 8-9) В памяти народной простой русский человек Кузьма Минин остается гражданином Мининым. За что такая память? За патриотическую инициативу, обеспечившую спасение Отечества. Поднявшись над личными интересами на уровень интересов общенародных, всей страны, посадский жи¬тель Кузьма Минин возвел себя в ранг гражданина в самом высоком смысле этого слова.
(Слайд 10) А вот другой пример. У Василия Шукшина есть рассказ о деревенском парне Пашке. Все вокруг знали о его несерьезном характере и считали его человеком которые говорит по пусту. Но вот когда на автостоянке загорелся бензовоз, все кинулись врассыпную, так как боялись, что взорвется, а Пашка вскочил в машину, за руль полы¬хающего чудовища, и погнал автомашину к реке. Он едва успел спрыг¬нуть с подножки, а бензовоз полетел с обрыва. В больнице, с головы до ног закованный в гипс, Пашка опять балагурит: мол, в космос запускали, а парашют не раскрылся.
Вопросы учащимся
- Как можно оценить поступок Пашки?
- Все ли могут поступить так, как герой рассказа?
- Какие чувства заставили его совершить этот поступок?
- Какие гражданские черты вы увидели в Пашке?
Педагог: Чтобы понять, что такое гражданские чувства, необходимо припомнить обычные человеческие чувства, которыми обладает каждый из нас. Это обоняние, вкус и так далее, то есть естественные чувства.
(Слайд 11) Но у людей есть социальные, или общественные, чувства. Приведите примеры социальных чувств (долг, честь, совесть).
(Слайд 12)Гражданские чувства - это движения души, не позволяющие чест-ному человеку спокойно взирать на беды страны, несчастья других людей. Гражданские чувства побуждают искать пути улучшения жизни в обще¬стве и совершать поступки, направленные на улучшение жизни.

(Слайд 13) Задание. Выберите из предложенного перечня (вывесить) пять чувств челове¬ка, которые являются гражданскими, затем сократите новый перечень до трех чувств. Объясните свой выбор.
- гуманность
- искренность
- скромность
- чувство вины
- чувство справедливости
- стыдливость
- честность
- сочувствие
- чувство долга
- милосердие
- чувство чести
- чувство ответственности
Задание. Приведите свои примеры гражданских поступков из истории.
Для того чтобы совершить гражданский поступок, необходим граж¬данский мотив, или мотив гражданского поведения.
Мотив - это то, что побуждает деятельность человека, ради чего она совершается.
- Расскажите о реальных или вымышленных действиях людей, в основе которых лежали гражданские мотивы.
Для совершения любого полезного поступка нужны нравственные усилия, усилия души и разума, а особенно большие усилия требуются для того, чтобы совершить поступок на благо страны или других людей.
Есть люди, которые ничего в своей жизни не совершают, день прожит - и хорошо, но при этом они честно выполняют работу, не нарушают закон.
Фукидид, древнегреческий философ, писал: «Одни и те же люди у нас одновременно бывают, заняты делами и частными, и общественными. Од¬нако и остальные граждане, несмотря на то, что каждый занят своим ре¬меслом, так же хорошо разбираются в политике. Ведь только мы призна¬ем человека, не занимающегося общественной деятельностью, не благо¬намеренным гражданином, а бесполезным обывателем».
Вопросы учащимся:
- Кто такой обыватель в вашем представлении? (человек, лишённый общественного кругозора, живущий только мелкими личными интересами)
- Отличаются ли ваши взгляды от взглядов Фукидида?
Могут ли в человеке присутствовать черты гражданина и обывателя?
- По каким принципам живёт обыватель? (своя рубашка ближе к телу; моя хата с краю, ничего не знаю).

Вывод: Благополучие общества во многом зависит от того, какими качествами обладают его члены, от их характера, чувств, воли, мотивов, способностей. Я призываю вас быть достойными сынами и дочерьми своего Отечества.

А сейчас давайте вернёмся к тексту и с его помощью попробуем сформулировать ещё одно определение гражданина
Четвёртое определение:
(Слайд 14) Гражданин - это человек, наделенный совокупностью прав и обязанностей. (запись) О правах и обязанностях граждан РФ мы будем говорить отдельно.

Задание: вслушайтесь пожалуйста в мои высказывания и на их основе попытайтесь дать ещё одно определение гражданину.
«Гражданка Иванова! Вам предоставляется слово для выступле¬ния».
«Граждане, передавайте деньги за проезд!»
Вопрос: какое определение напрашивается для записи?
Пятое определение:
Гражданин - взрослый человек, а также форма обращения к нему. -
Педагог: Мы дали с вами несколько определений понятия «Гражданин», но я хочу, чтобы вы записали ещё одно, на мой взгляд, наиболее полное, обобщающее определение:
Гражданин – это человек, проживающий на территории того или иного государства, пользующийся его защитой, обладающий широкими правами и свободами, исполняющий обязанности, осознающий ответственность за свои действия.

- Педагог: В этом определении новым для нас является то, что гражданин – это человек свободный и ответственный
- Что понимается под свободой человека? ( это независимость от чужой принудительной воли (Кант) Свобода- это способность человека к активной деятельности в соответствии со своими намерениями, желаниями и интересами, в ходе которой он добивается поставленной перед собой цели)
- Что такое ответственность?( обязанность отвечать за поступки и действия, а также их последствия.)
Педагог: Почему свободный человек должен нести ответственность?( Думаю, если человек свободен, то у него ответственность только перед самим собой...
Однозначно...
Свобода это естественность.
любая свобода требует ответственности
Да. И чем больше свободы человек позволяет себе отмерить - тем выше ответственность на себя берет. )
Закрепление.
Педагог: Вот и подошел к концу наш сегодняшний разговор о самих себе и чтобы понять его результативность я предлагаю вам выполнить ещё одно небольшое задание: на листочках, которые я вам сейчас раздам, подпишите свою фамилию и продолжите фразы.

Гражданин - человек, который:
любит ____________________
переживает ____________________
действует ____________________
протестует ____________________
требует ____________________
потому что ____________________
Педагог: Спасибо за работу.
Презентация на тему: Гражданин и государство

Рекомендуем посмотреть:

Классный час по правовому воспитанию, 8 класс Внеурочное занятие, 6-7 класс с презентацией. Роль права в жизни человека Занятие на командообразование с подростками. Конспект

Похожие статьи:

Классный час «Закон и правопорядок», 11 класс

Внеурочное занятие, 6-7 класс с презентацией. Роль права в жизни человека | Развлекательная программа к 23 февраля для школьников 6 класса «Курс молодого бойца»
Опубликовано: 2317 дней назад (3 июля 2018)
Просмотров: 5763
+1
Голосов: 1

Нет комментариев. Ваш будет первым!