Конкурсы

Классный час «Закон и правопорядок», 11 класс

Правовое воспитание старшеклассников

Методическая разработка классного часа для старшеклассников. Тема «Закон и правопорядок»

Форма проведения: конференция.

Цель:

• познакомить учащихся с правилами, регулирующими жизнь человеческого общества;

• научить подростков предвидеть возможные последствия невинных, казалось бы, шалостей;

• воспитать чувство ответственности за свои поступки;

• воспитать уважительное отношение к закону.

Подготовка

• Подбор литературы и составление четырех докладов.

• Изготовление для учащихся 10—15 экземпляров таблицы-памятки.

Содержание классного часа

Учитель: Всем известно, что человек — существо общественное. Но жить в обществе и быть свободным от общества нельзя.

Каждый член общества — единственный и неповторимый. Он имеет свои привычки, склонности и пристрастия. Но индивид живет в обществе, состоящем из других столь же неповторимых индивидов. Так как же им следует сосуществовать в одном доме, на одной улице, в одном городе и в одной стране? Об этом мы и поговорим сегодня на нашем классном часе «Закон и правопорядок».

Наши докладчики напомнят о таких известных вам из курса граждановедения понятиях, как мораль и аморальные поступки, правонарушения и преступления, и познакомят с содержанием некоторых статей Кодекса РФ об административных правонарушениях и Уголовного кодекса РФ о наиболее часто встречающихся правонарушениях подростков.

Доклад № 1 «Мораль и аморальные поступки»

Мораль — это совокупность правил, принятых в обществе и регулирующих поступки каждого члена этого общества. По словам Конфуция, правила морали требуют от человека «владеть собою настолько, чтобы уважать других, как самого себя, и поступать с ними так, как мы желаем, чтобы поступали с нами».

Выполнение правил морали привело бы к бесконфликтному сосуществованию всех членов общества. Но, к сожалению, порой, то ли по незнанию, то ли просто не желая считаться с окружающими, некоторые члены общества нарушают моральные нормы и совершают аморальные поступки.

Ребята, попробуйте привести примеры наиболее часто встречающихся аморальных поступков. Учащиеся говорят о грубости и хамстве, о неуважении к старшим, о сплетниках и клеветниках, о замусоривании территории, о неприличных надписях в подъездах домов и в лифтах и т.д.

Правила морали нигде не записаны, но за их нарушение наступает моральная ответственность в виде морального осуждения нарушителя со стороны тех, кто согласен с моральными нормами. И если бы все люди научились соблюдать нормы морали, обществу не потребовалось бы принимать различные законы.

Доклад №2 «Закон есть закон»

Закон — нормативный акт, принятый государственной властью и устанавливающий общеобязательные правила поведения человека.

За нарушение этих правил человек подвергается различным видам наказания со стороны общества. Различные нарушения закона могут быть квалифицированы как правонарушение или как преступление.

Правонарушение — антиобщественное деяние, причиняющее вред обществу, запрещенное законодательством и влекущее наказание, предусмотренное Кодексом РФ об административных правонарушениях.

Все вы, конечно, слышали о том, что незнание закона не освобождает от ответственности за его нарушение. Поэтому я предлагаю вам познакомиться с некоторыми статьями Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Учащимся раздается таблица-памятка «Ответственность за нарушение общественного порядка».

Статья

Нарушение

Наказание

1

2

3

20.1

Мелкое хулиганство, т.е. демонстративное нарушение общественного порядка (нецензурная брань в общественных местах; шум, мешающий Людям спать после 23 часов и т.п.)

Штраф 5—15МРОТ или арест до 15 суток

20.4

Нарушение правил пожарной безопасности (в том числе курение в неположенном месте)

Штраф 5—15МРОТ, а если нарушение привело к пожару, то штраф 15—20МРОТ

1

2

3

20.20

Распитие спиртных напитков в общественных местах

Штраф 3—5 МРОТ (наказание наступает за потребление напитков с содержанием этилового спирта более 12%)

20.20

Потребление наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах

Штраф 10—15 МРОТ

20.21

Появление в общественных местах в состоянии опьянения

Штраф 1—5 МРОТ или арест до 15 суток

Примечание:

МРОТ — минимальный размер оплаты труда.

Доклад № 3 «Война на дорогах»

А теперь давайте обсудим такие часто встречающиеся и порой не замечаемые нами примеры правонарушений, как переход улицы в неположенном месте. Пожалуйста, поднимите руку те, кто хотя бы раз позволил себе подобные правонарушения. Только не стесняйтесь и голосуйте честно.

Учащиеся поднимают руки, и оказывается, что почти все они «виновны».

Спасибо за честное признание своей вины и давайте вместе попытаемся разобраться, какие опасности таят в себе эти, казалось бы, «невинные шалости» на дорогах.

Учащиеся обсуждают вопрос и приходят к выводу, что «невинные шалости» на дорогах могут привести:

• к травмированию беспечного пешехода;

• к образованию аварийной ситуации;

• к дорожно-транспортному происшествию.

А теперь я хочу познакомить вас с печальными данными статистики. Оказывается, в России в автокатастрофах каждый год погибают до 30 тыс. человек и получают увечья до 200 тыс. человек. Эти жертвы сопоставимы с жертвами войны. Жуткие цифры.

Так, может быть, пора прекратить эту «войну на дорогах»?

Доклад №4 «Сколько стоит глупость?»

Ребята, а вы никогда не задумывались, во что обходится государству нарушение его законов?

Давайте попробуем рассчитать, сколько стоит подобная глупость на одном простом примере. Итак, обычная ситуация. Завтра — контрольная, а Вася не успел к ней подготовиться. Что же делать? И Вася придумал. Рано утром в день контрольной он позвонил по телефону 02 и сообщил, что школа заминирована. В милиции тотчас отреагировали на сообщение о теракте, и в школу прибыла следственно-оперативная группа с кинологом и служебно-розыскной собакой. Примчались пожарные, «скорая помощь» и группа МЧС. А ведь каждый такой «выезд» обходится государству в очень большую сумму денег. Но кто же в гуманном обществе станет думать о деньгах, если под угрозой оказались жизнь и здоровье детей?.. И вот служебная собака в течение 2—3 часов тщательно, метр за метром, обнюхивает всю школу в поисках взрывчатки. Врачи готовятся к оказанию помощи возможным жертвам теракта. Пожарные готовятся к тушению пожара. Взрослые дяди и тети готовы грудью защитить жизни детей. И, наверное, видя все это, Вася и сам уже жалеет о своем глупом поступке. Ах, если бы можно было все вернуть назад. Но нет, преступление совершено и отвечать за него придется.

Статья 207 Уголовного кодекса РФ гласит:

«Заведомо ложное сообщение о готовящемся взрыве, поджоге или иных действиях, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий, — наказывается штрафом в размере от 200 до 500 МРОТ...»

Конечно, платить за Васину глупость придется его родителям, и вряд ли они воспримут его поступок как невинную детскую шалость.

А теперь немного статистики. Ежегодно в каждом крупном городе России по телефону 02 принимается в среднем до 200 заведомо ложных сообщений. Из них от 60 до 80 — сообщения о «заминировании» учебных заведений.

Печально, но оказывается, что безответственные поступки люди совершают не только в подростковом возрасте. А государство вынуждено тратить колоссальные средства на защиту от глупости.

Не слишком ли дорогое «удовольствие»?

Закон или анархия?

Учитель: Приходит время, и каждый человек выбирает свой жизненный путь. Кажется, что выбор очень велик, но на самом деле принципиальных вариантов только два. Законопослушные граждане выбирают здоровую, безопасную и счастливую жизнь, а незаконопослушные — жизнь без правил, где побеждает сильнейший и где царят хаос и анархия.

Мы с вами подсчитали, во что обходится государству глупость некоторых его граждан. А теперь давайте задумаемся над тем, во что обходится государству защита граждан от беззакония. Сколько стоит содержание полиции и ГИБДД, судов и прокуратуры, колоний для малолетних преступников, тюрем, лагерей и т.д. А ведь все эти деньги могли бы быть истрачены на развитие культуры и искусства, на здравоохранение и образование, на строительство новых жилых домов, заводов, стадионов, бассейнов и т.д.

Получается, что чем ниже уровень преступности, тем богаче общество. А чем богаче общество, чем выше уровень культуры его граждан, тем меньше в этом обществе социальных причин для возникновения преступности.

Заключение

Учитель: Так что же выберете вы? Закон и порядок или хаос и анархию?

Учащиеся обсуждают поставленный вопрос и выбирают закон и порядок. Ваш выбор лишний раз подтверждает правильность исторического выбора всех цивилизаций — закона и порядка. Но только не забудьте, что на выбранном вами пути законопослушных граждан от вас самих потребуется неукоснительное выполнение всех моральных норм и законов общества.

Рекомендуем посмотреть:

Классный час на тему «Зависть» в 10-11 классах

Классный час 10, 11 класс, для студентов колледжа. Здоровый образ жизни

Классный час 10, 11 класс, для студентов колледжа. Твоё свободное время

Классный час в 10 классе на тему: Моё право выбора

Классный час 10, 11 класс, для студентов колледжа. Нравственное воспитание

Ольга Сергеевна Мишина # 10 апреля 2016 в 17:26 0
Очень интересный материал. Актуальная тема для подростков, в связи с тем, что сегодня дети знают только свои права, а про ответственность как правило забывают. Такой классный час ориентирует учащихся помнить незнание не освобождает от ответственности. Спасибо за ваш труд!