Классный час 10, 11 класс, для студентов колледжа. Нравственное воспитание

Разработка внеклассного мероприятия о нравственных ценностях для старшеклассников.

Сценарий внеклассного мероприятия для учащихся старших классов и студентов колледжа, техникума, СПО.

Классный час: Вечные ценности (долг, совесть)

Цели классного часанравственное воспитание; повышение уровня знаний по морально-этическим проблемам.

Задачи классного часа: ознакомить с понятиями «долг» и «совесть»; организовать коллективное обсуждение, активный обмен мыслями и взглядами; развивать умение коллективно анализировать проблему; подвести к необходимым выводам; учить грамотно и обоснованно излагать мысли, совершенствовать навыки общения; заинтересовать изучением литературы по вопросам морали, нравственности, этики.

Подготовительная работа: подобрать литературу по теме; предварительно обсуждить тему «круглого стола» с учащимися; дать рекомендации по подготовке выступлений; пригласить заведующего библиотекой; подобрать изречения великих людей по теме.

Участники: учащиеся, классный руководитель, библиотекарь, преподаватель этики.

Форма проведения: круглый стол.

Девизы: «Ясное понимание и строгое соблюдение твоего долга перед людьми - это твоя полная свобода. Чем человечнее, осознаннее ты соблюдаешь свой долг перед людьми, тем больше черпаешь ты из неисчерпаемого источника подлинного человеческого счастья - свободы» (В.А. Сухомлинский).

«Самый строгий судья - наша совесть».

«Совесть - это зритель и судья добродетели».

Ход классного часа

Ведущий. Наверное, самые важные слова, которые формируют нас как личность, мы слышим уже с раннего детства: «Ты должен!» Первые обязанности ребенка возникают в семье. Но человек растет. И процесс социализации все больше расширяет круг его обязанностей. Даже находясь в детском саду, малыш уже осознает свою обязанность перед родителями, воспитателями, товарищами.

По мере взросления мир человека все больше усложняется, сложняются и его обязанности. Давайте подумаем над тем, какие же новые обязанности появляются у человека по мере его взросления и дальнейшей социализации.

Ученики:

- Думаю, что с очень большим кругом обязанностей (с которыми далеко не каждый справляется) человек сталкивается уже с первых лет школьной жизни. Первым делом это обязанность учиться. Затем - жить по определенным школьным правилам. А это и взаимоотношения с учителями, друзьями, другими старшими и всеми людьми, которые тебя окружают, с которыми ты вступаешь в контакт. Потом идут кружки, секции, клубы, организации. И здесь у человека тоже есть определенные обязанности.

- Уверен, что к одной из обязанностей, а именно обязанности беречь природу, окружающий нас мир, растущего человека должны приучать с детства.

- По мере взросления у человека появляется обязанность трудиться. Иначе как бы существовало общество?

Ведущий. Ты прав. Ведь такая обязанность человека перед обществом даже не зависит от его желания. Она объективно обусловлена. Общество может жить и развиваться только в том случае, когда члены его непременно выполняют все свои обязанности независимо от их субъективных стремлений и склонностей. Существует определенный набор таких обязанностей. А вот он уже определяется местом человека в общественной жизни. Итак, человек должен. Что же это такое, долг?

Ученики:

- Если говорить об этике, то долг - одна из основных ее категорий. С точки зрения этики, долг - это общественная необходимость, выраженная в нравственных требованиях в такой форме, в какой они выступают перед определенной личностью. Иными словами, требование нравственности относится ко всем людям в равной мере. В данном случае это требование превращается в личную задачу каждого человека, решение которой он осуществляет в определенной ситуации.

- Значит, долг - это отношение личности к обществу.

Ведущий. Да, личность в данном случае выступает как активный носитель определенных моральных обязанностей перед обществом. Она осознает и реализует эти обязанности в процессе своей деятельности. А какое определение долга дают психологи?

Ученики:

- Долг - это нравственные обязанности, выполняемые человеком из побуждений совести. Долг выражает отношение личности к себе, к другим людям, народу, обществу, определенной группе или коллективу.

- Надо заметить, что основание и источник долга усматривали во многом. Пытались утверждать, что определять содержание долга может только Бог (божественные заповеди, религиозная мораль). Затем говорили о том, что человеку все диктует общество. Утверждалась зависимость от наличия совести или морального чувства у человека.

- Думаю, что в разговоре о самом долге необходимо говорить еще и о содержании морального долга. Сторонники различных взглядов на этот вопрос приходили к разным выводам. Например, некоторые из них пытались утверждать, что вообще неважно, как человек поступает, в чем он видит свой долг. А важно только то, что он следует своему личному замыслу. Сторонники другого направления считают, что при исполнении человеком своего долга важно только само действие. И совсем неважны мотивы, которыми он при этом руководствуется.

- Существует еще теория под названием «Теория моральной доброты». Исходя из этой теории решающее значение имеет характер мотива того или иного поступка. К тому же не раз разворачивались дискуссии о том, так ли уж важен реальный результат при исполнении человеком своего долга. Пробовали утверждать даже, что достаточно просто совершить определенные усилия или попытки что-то сделать, предпринять. Не так-то просто разобраться в том, что есть долг, в чем он и перед кем он.

- Если говорить о христианстве, то оно различает долг перед Богом, перед людьми и самим собой.

- Долг перед Богом - это дело сугубо личное. К тому же у нас так много религий и верований, что, получается, каждый верит в своего Бога. Да и долг, обязанности у каждого народа перед своим Богом разные. Правда, есть то, что связывает все религии и верования, - это долг оставаться порядочным человеком.

Ведущий. А долг перед самим собой? Что это? Как часто вы задумываетесь над этим? И думаете ли об этом вообще?

Ученики:

- Я бы сказал, что задумываться над этим вопросом нас заставляет сама жизнь. Человек взрослеет, и ему становится небезразличен вопрос о сути его назначения. Начинается поиск истины, которая оправдывает смысл человеческой жизни на Земле. В таких сомнениях и поисках и возникает чувство ответственности за все, что ты предпринимаешь в жизни. Все взвешивается, оценивается, анализируется. И ты начинаешь понимать, что твой долг перед самим собой - состояться в этой жизни.

- Состояться - это не так просто. Для этого надо стать личностью. И не просто личностью, а личностью высоконравственной. А для этого, как минимум, надо быть добродушным, то есть любить людей, стремиться делать им добро. Быть человеком трудолюбивым, получающим удовольствие как от личного труда, так и от труда на общее благо. Мудрость - тоже спутница личности высоконравственной. Она заключается в способности предвидеть последствия своих и чужих поступков. Высоконравственная личность должна быть еще и правдивой, не терпеть ложь и лицемерие. Не думаю, что найдется в наше время большое количество людей, которые бы по-настоящему выполняли долг перед самими собой.

- Мне кажется, что если человек воспитывается в нормальных условиях, то он вполне сможет стать высоконравственной личностью. Людям, конечно, свойственны многие пороки или недостатки. Но так же как далеко не все порочны, так же далеко не все и высоконравственны. Я хочу подчеркнуть «высоко». Небольшие недостатки не мешают большинству из нас состояться в этой жизни как профессионалам или просто людям. Я уверен, что чувство долга перед самим собой свойственно очень многим из нас.

- Долг перед самим собой - это обязанность по отношению к самому себе. И эта обязанность состоит в том, как писал И. Кант, «чтобы человек соблюдал человеческое достоинство в самом себе». А это значит не только быть в гармонии с самим собой и добиться поставленных жизненных целей, не идущих вразрез с нравственными нормами, но и выполнить все свои обязанности перед семьей, государством и другими людьми.

- Считаю, что долг перед самим собой начинается с обязанности стать образованным, умным. Для того чтобы впоследствии достойно выполнять и все другие свои обязанности.

- Да, но для этого необязательно стать высокообразованным ученым. Благодаря специальному образованию ты можешь стать профессионалом в своем деле. Стать хорошим тружеником, который сможет достойно выполнить свой долг и перед государством, и перед своей семьей, своими близкими. Хорошие труженики обычно мудрые люди. А у таких чаще всего не возникает проб тем с выполнением своего морального долга.

- Уверен, что человеку надо начинать с овладения всеми богатствами и возможностями своего внутреннего мира.

Познавая и развивая себя, он сможет сделать доступным для себя и все многообразие мира внешнего. И не только доступным, но и правильно принятым и понятым. А отсюда уже и руководство к правильным поступкам и действиям. В том числе осознание своего долга перед Богом и людьми. Считаю, что только такие люди имеют право употреблять такую фразу, как «чист перед Богом и людьми».

Страницы: 1 2 3

Людмила Николаевна # 21 января 2013 в 19:37 +2
Спасибо за полезный материал! Кстати, недавно нашла интересную книгу: "Добро и зло в нашей жизни. Вопросы и ответы" , автор Новиков
Татьяна Дмитриевна Меркулова # 1 сентября 2013 в 18:55 +2
Мне очень нравятся следующие принципы, которые еще в 19 веке закладывали в умы и души учеников кадетских училищ, они актуальны и сейчас:
1.Не унывай! Унывающий обречен на неудачи.
2.Не бойся! Трус обречен на поражение.
3.Трудись! Другого пути к успеху не дано.
4.Думай! Думай до поступка, думай, совершив поступок, и ты научишься не совершать ошибок, накопишь опыт.
5.Не лги! И ты будешь иметь друзей.
Арбузова Светлана # 16 января 2014 в 15:26 +1
Арбузова Светлана Рудольфовна
Автором подготовлен обширный материал по теме классного часа,основной его формой является беседа. Я бы перед классным часом провела анкетирование учащихся данной группы или параллельной по теме и представила результаты для обсуждения на уроке. Предложила бы проблемный вопрос и обязательно использовала необходимый ЭОР.
Гузель Фяритовна Рахматуллина # 3 октября 2015 в 21:46 0
Очень содержательный сценарий классного часа, проделана большая работа - подборка такого обилия цитат по теме и подходящих стихов занимает не один вечер. За это автору огромная похвала и благодарность!
Второй положительный момент - отличный выбор темы. Многие классные руководители, беседуя с учениками/студентами, ограничиваются темами про курение, наркотики, СПИД, правила дорожного движения и т.д., частенько забывая про духовную и нравственную сторону воспитания своих подопечных. Вы же, затронули очень важную тему, на которую важно и нужно беседовать с подрастающим поколением.
Лина Валерьевна Аверина # 16 декабря 2015 в 11:43 0
Отличная тема для классного часа!
Подобные вопросы,достаточно абстрактные, сложные, требующие размышлений, просто необходимы для развития личностной позиции старших школьников и студентов!
Марина Спиридоновна Тевдорошвили # 7 апреля 2016 в 06:06 0
спасибо за интересный материал
Светлана Ивановна Чен # 19 февраля 2017 в 12:13 0
Очень содержательный классный час. Тема классного часа очень важная, особенно для нынешних подростков. Спасибо!