Ученик. Значит, совесть появляется тогда, когда человек сам начинает осознавать, что хорошо и что плохо с точки зрения его обитания, поведения в социальной среде. То есть то добро или зло, которое он совершает и которое приносит ему или чувство удовлетворения, или муки под названием «совесть».
Ведущий. Сейчас мы начали говорить о совести как о качестве личности. Как вы думаете, когда человек должен испытывать самые страшные муки совести?
Ученики:
- Думаю, когда он лишает жизни другого человека. Пока люди живы, все поправимо. Можно договориться, разобраться. Но когда человека нет, все непоправимо.
- В этой связи я бы добавила, что людям надо вовремя выполнять все свои земные обязанности, свой долг перед другими (особенно перед родителями), чтобы потом до конца жизни не испытывать мук совести за то, что мог бы что-то сделать, предпринять, а забыл, не успел, не придал значения и т. д.
- Есть люди с чрезвычайно чуткой совестью. Такие зачастую мучаются, как говорится, по поводу и без. А если к тому же они еще и меланхолики, то так можно стать больным человеком.
- Уверена, что такие люди просто очень высоко оценивают свое нравственное «я». И уж лучше бы больше было таких людей, чем тех, которых не мучают сожаления и угрызения совести ни по поводу отданных приказов убивать, ни по поводу чьего-то разорения или просто оскорбления, которое привело человека к сердечному приступу и даже смерти. Совесть у таких людей молчит. Такие говорят: «У него было больное сердце». Или: «Я не виноват, что она такая нервная».
- Совесть таких людей называют гибкой, слабой. Да и совесть ли уже это? Такие люди часто заявляют, что у них чистая совесть. Но она чиста не потому, что не запятнана мыслями о причиненном зле, а потому, что у таких людей короткая память.
Ведущая. Народная мудрость говорит: «У кого совесть чиста, у того подушка под головой не вертится». Как вы думаете, многих ли людей в наше время беспокоит этот вопрос?
Ученики:
- Думаю, более верно сказать, что многих должен бы беспокоить. Потому что в наше время сила зла, открыто разрушающая нравственность, достаточно велика. Убить, разрушить, нажиться любым способом - не об этом ли мы постоянно читаем и слышим? (Приводит примеры.)
- С этим, конечно, борется государство, которое корректирует и пересматривает многие законы. К человеческой совести обращается церковь. И должен сказать, что эту проблему всегда поднимала школа.
- Я бы хотела заметить, что воспитание совести надо начинать уже с первых осознанных действий ребенка в этом мире. Например, когда он говорит свое первое «не дам, мое», родители должны прилагать все усилия для того, чтобы та конфета, которую он старательно прячет в ладошку, была поделена между ним и родителями. Уверена, что ребенок, постоянно воспитываемый подобными жизненными ситуациями, повзрослев, не забудет о своих родителях, о том, что они в чем-то нуждаются.
- Конечно, причинение материального ущерба в различных своих проявлениях - тема в наши дни актуальная. Но ведь существует еще и такое понятие, как ущерб моральный.
И зачастую этот ущерб бывает пострашнее материального. Унижение человеческого достоинства - такое люди переживают тяжелее, чем даже финансовые трудности.
- Считаю, что никто не может застраховать себя от того, чтобы никогда никого так или иначе не обидеть. Жизнь - явление сложное. И мало ли что в ней может произойти. Но одни могут покаяться, они стараются загладить свою вину; другие же, наоборот, не порицают себя за это, не испытывают ни стыда, ни мук совести.
- Неумолимость беспристрастного внутреннего судьи - совести, выносящего свой приговор человеку, хорошо описана в литературе. Это мы можем увидеть на примере Раскольникова, человека, который совершил поступок искренне раскаявшегося человека - признался в своем преступлении и попросил наказания. Случается ли в наши дни такое? Да. (Приводит пример.)
- Порицание себя за что-то, чувство стыда, муки совести - это, конечно, хорошо. Но факт имел место. Страшное свершилось, загублена человеческая жизнь. Кому поможет такое раскаяние? Правда, если говорить о не столь страшных поступках, то недовольство собой и стремление поправить дело очень даже похвальны. А по такому случаю я предлагаю сейчас каждому освежить в своей памяти то, что вызывает у вас чувство внутреннего беспокойства, что не дает успокоиться вашей совести. Возможно, что если наша совесть напомнит нам о чем-то, то это еще можно будет исправить?
(Учащиеся получают карточки со следующими фразами:
1. Мог бы, но не сделал...
2. Из этого поправимо...
3. Совершенно забыл о...
4. Виноват, но до сих пор не извинился...
5. В своем поведении мне стоит избегать...
6. Я раскаиваюсь..., постараюсь не повторять ничего подобного.
7. Мне бы следовало наконец простить...
8. Я, конечно, виноват в том, что...
9. Мне необходимо совершенствовать такие нравственные качества, как...
10. Чтобы исправить уже сделанное, выполнить все намеченное, мне
необходимо...
Ученики могут работать с карточками во время проведения мероприятия (при наличии времени).)
Ведущий. Признание вины и последующее ее осознание приводят человека к стремлению исправить хотя бы то, что ещё возможно. Искреннее раскаяние в содеянном удерживает человека от дальнейших аморальных поступков, пробуждает чувство ответственности, долга.
Ученики:
- А начинать надо именно с того, чтобы решиться задуматься обо всем. Ведь некоторые люди просто не хотят себя этим утруждать. А чего только стоят эти расхожие фразы: «Не бери в голову. Не напрягайся». А «брать в голову» очень даже стоит. И ум свой, и совесть свою напрячь тоже стоит.
Мы делаем для памяти зарубки,
Не доверяя собственным следам,
А совесть помнит все наши поступки
И не стареет вопреки годам...
Эти слова написал поэт Н. Рыленков. А вот что хотел бы сказать я:
Мир добра и зла, мир войн, противоречий,
Мир, который дорог мне, знаком,
Хватит всех испытывать на прочность,
В том числе и Землю, здесь наш дом.
Ну а дома разрушать устои, мир, ответь мне,
Разве делать это стоит?
Почему ты, мир, жесток и неспокоен
И когда в тебе проснется совесть?
Муки совести изведаешь когда,
Что в ручьях твоих нечистая вода?
Что полно еще и зла, и нищеты?
И тогда ответил мир: «А ты?
Полный отрицательных страстей,
Я ведь состою из вас, людей.
Значит, ты ответь мне, человек,
Почему ты укорачивал мой век?
Почему ты обманул и сжег, украл,
Жизнь людскую почему забрал?
Почему ты, все морали попирая,
Совесть в темный уголок загнал?
Хочешь в мире мир большой сберечь,
Совесть больше слушай, не перечь,
Не перечь ей мудрой, вот она,
Мук стыда, решимости полна
Выполнять свой долг из века в век,
Чтоб напомнить: ты же - человек!
Значит, звание свое не посрами,
С чувством долга перед совестью живи!»
(Для дополнительного обсуждения можно использовать высказывания знаменитых людей о долге и совести; подборку высказываний делают Ребята.)
О долге и нравственных обязанностях
• «Нравственным долгом является сопротивление всякому принуждению к безнравственному поступку» (Ф. Энгельс). Умей вовремя остановиться, взвесить все «за» и «против», предусмотреть последующий результат.
• «Сознание долга, привязывающее человека к его обязательствам, есть не что иное, как сознание высшего интереса, который одерживает в нем верх над интересом низшего порядка» (И. Бентам). Наши чувства и желания не всегда совпадают с тем, что мы должны делать.
• «Долг - это любовь к тому, что сам приказываешь себе» (И. Гете). Для некоторых это сходно с фразой «кружась, мы скудно любим то, что ненавидим», и тем не менее...
• «Наше уважение к общим правилам нравственности и есть, собственно, чувство долга» (А. Смит). Просто живи по законам нравственности.
• «Не из страха, но из чувства долга должно воздерживаться от дурных поступков» (Демокрит). Может быть, это и неплохо - испытывать страх. В особенности это полезно тем, кто забывает о возмездии за совершенные поступки.
• Тот, кто любит обращать свой ум на изыскание закона своего долга, близок к науке нравственности. Тот, кто старается исполнять свой долг, близок к человеколюбию, то есть желанию блага всем людям. Тот, кто краснеет за свою слабость в исполнении своего долга, близок к той силе душевной, которая нужна для его исполнения (китайская пословица). Лучше трудно сказать.
• «Стремитесь всегда исполнить свой долг, и человечество оправдает вас даже там, где вы потерпите неудачу» (Т. Джефферсон). Может, и не все наши жизненные сражения оканчиваются победой, но...
О совести и чувстве вины
• «Вся сила нравственной совести заключается в осознании сделанного зла» (Д. Дидро). Можешь осознать или нет - вот в чем вопрос.
• «Закон, живущий в нас, называется совестью. Совесть есть, собственно, применение наших поступков к этому закону» (Л. H. Толстой). Вот и применяй совесть согласно закону* как известно, в таких случаях неприятности обходят стороной.
• «Моя совесть есть не что иное, как мое Я, ставящее себя на место оскорбленного Ты...» (Л. Фейербах). Я, конечно дороже нам, чем Ты, но что потом делать с совестью?
• «Совесть представляет вещи иначе, чем они кажутся; она микроскоп, который увеличивает их для того, чтобы сделать отчетливыми и заметными для наших притупившихся чувств. Она - метафизика сердца» (Л. Фейербах). Побольше бы таких микроскопов, применяемых в обязательном порядке.
• «Указания совести безошибочны, когда они требуют от нас не утверждения своей животной личности, а жертвы ею» (Л. H. Толстой). К сожалению, жертвовать могут немногие.
• «Не сближайся с людьми, у которых слишком гибка совесть» (Э. Делакруа). Гибкость - это хорошо, но не тогда, когда дело касается совести.
• «Моя спокойная совесть важнее мне, чем все пересуды» (Цицерон). А стоило бы задуматься: так ли все спокойно «в Датском королевстве»?
• «Совесть у него чистая, не бывшая в употреблении» (Е. Лец). Совсем безгрешных не бывает, так что совесть, бывшая в употреблении, наверно, то единственное, что ценно после использования.
Учащиеся (делают выводы):
- Быть человеком — значит жить по совести. А это значит быть за все в ответе, исполнять свой земной долг перед собой и людьми.
- Долг - дело святое.
- Жить по совести - значит хранить в себе человеческое достоинство, развивать телесные и душевные способности для стремления к добру, истине, справедливости.
- Долг и совесть - высшие законы нашей жизни. Это вечные ценности, позволяющие всему живущему жить.
Рекомендуем посмотреть:
Разработка классного часа для 8, 9 класса. Тема: Речь, общение
Классный час 10, 11 класс, для студентов колледжа. Здоровый образ жизни
Семейные ценности. Классный час
Духовно-нравственное воспитание учащихся
Классный час 10, 11 класс, для студентов колледжа. Твоё свободное время