Классный час 10, 11 класс, для студентов колледжа. Нравственное воспитание

Ведущий. Если вы заметили, мы постепенно переходим к следующему моменту - долгу перед людьми. Что же подразумевает это понятие?

Ученики:

- Человек живет в этом мире не для себя. Вернее, не только для себя. Возможно, что это и есть главное в жизни. Конечно, могут быть всевозможные нюансы и оттенки. У каждого из нас в жизни есть что-то свое, личное, неповторимое. Но что-то главное должно быть у каждого. Не должен человек в жизни распыляться по мелочам и жить только своими маленькими повседневными заботами. Даже если что-то свое - очень доброе и значительное. Хотя это не так просто и не каждый это может, но человек должен подняться над повседневностью. Должен задумываться о смысле жизни вообще, оглядываясь на прошлое и смело заглядывая в будущее. Академик Дмитрий Лихачев писал: «Если жить только для себя, своими мелкими заботами о собственном благополучии, то от прожитого не останется и следа. Если же жить для других, то другие сберегут то, чему служил, чему отдавал силы».

- Думаю, что если честно живешь и трудишься, то этим самым ты отдаешь свой долг Родине и честно служишь людям, выполняя перед ними свой долг.

Ведущий. Рассматривая категорию долга в таком ключе, мы переходим к рассмотрению долга как категории моральной, нравственной. Моральную ценность нашей жизни или отдельных ее поступков, естественно поступков нравственного плана, мы видим в том, что совершаем эти поступки из чувства долга.

Ученики:

- Думаю, что чувство долга возвышает человека над собой, теми человеческими склонностями, которые иногда противодействуют выполнению долга. И интересы, как говорят, низшего порядка отходят на второй план (приводит примеры из повседневной школьной жизни, своих поступков, долга по защите Родины).

- Действительно, не всегда то, что мы делаем, выполняем, доставляет радость, удовольствие. Но что-то мы просто должны или вынуждены делать. А в результате этого часто совершаются хорошие, добрые и похвальные дела.

- Исполнение своего долга, которое, разумеется, подразумевает определенный вид деятельности, дает возможность самопознания. Ты узнаешь, кто ты есть на самом деле и что в тебе ценного. А действовать человеку приходится, выполняя свои обязанности по отношению к обществу и государству, в этом случае мы говорим о патриотическом, гражданском, интернациональном, трудовом долге. Говоря о выполнении обязанностей перед коллективом и организацией (учреждением), мы подразумеваем выполнение долга ученика, студента и т. д. Наши обязанности перед другими людьми - это наш сыновний, материнский, родительский, товарищеский, дружеский долг. И конечно, нравственный долг собственного самосовершенствования.

- Я знаю людей, которые относятся к исполнению своего долга, своих обязанностей как к чему-то тяжкому, как к игу, довлеющему над ними. А ведь если хорошо подумать, то твой долг - это, прежде всего, требования каждого дня. И без добросовестного их исполнения ты просто не сможешь достойно существовать в жизни.

(Все говорят о насущных заботах обычного дня, обсуждают ситуации:

1. Из 28 сочинений учителю в срок сдана только половина. Часть ребят из чувства солидарности забирают свои сочинения, не сдают их тоже. Двое учеников не согласны с такой постановкой вопроса. Они сдают свои сочинения в срок.

2. Ученики двух классов работают в подшефном хозяйстве, убирают урожай. Начинается сильный дождь. Один класс бросает все и уходит с поля. Ребята другого класса уходят только после того, как перетаскивают все мешки под навес.

3. Человеку не оказана медицинская помощь, потому что он не имел на это права в данном городе (на основе телевизионного сюжета).

Говорят о нарушении ученического и человеческого долга, о душе, чувстве стыда, совести, своих обязанностях, о безнравственном отношении к самому дорогому на Земле - человеческой жизни.)

Ведущий. Все виды наших обязанностей, нашего долга гармонически сочетаются. Но одна из наших обязанностей занимает особое место. Это наш патриотический долг. А суть его состоит в том, что мы должны сохранить жизнь на Земле, сохранить мир и цивилизацию. Известно, что вопросы войны и мира в наши дни очень актуальны.

Ученики:

- Согласен, потому что именно от этого зависит сохранение основного права человечества - его права на жизнь.

- Каждый человек имеет право на жизнь.

- Быть человеком в человеческом обществе - не тяжкая обязанность, а простое развитие внутренней потребности. Человек должен жить. А это значит исполнять свои обязанности, которые необходимы для своей жизни и жизни других людей.

Ведущий. Это действительно так. Хочу подтвердить наши выводы словами А.И. Герцена: «...Никто не говорит, что на пчеле лежит священный долг делать мед, она его делает, потому что она пчела». Потому что ты - человек... Люди на земле разные, у всех свои взгляды на жизнь и на выполнение своего долга в жизни. Одни его выполняют, другие выполняют не полностью, третьи вообще забывают о нем. Многих (жаль, что не всех) начинают мучить угрызения совести. Взаимосвязь долга и совести очевидна. А что вы знаете о совести?

Ученики:

- Совесть - это одна из категорий этики, которая характеризует способность личности осуществлять моральный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков. Она является одним из выражений нравственного самосознания личности.

- Психология рассматривает совесть как черту духовного облика личности, которая выражает ее способность к внутренней оценке с позиций добра и зла своего поведения, своих чувств, а также действий, мнений других людей.

Ведущий. Я предлагаю вам вслушаться в звучание этого слова - совесть. На что указывает нам приставка со-? Согласитесь, что на общность, какую-то сопричастность. Ведь эту приставку мы встречаем и в других словах.

Ученики. Со-болезнование, со-трудничество, со-чувствие, со-причастность, со-гласие и т. д.

Ведущий. Затем идет корень -весть-. А это значит, что совесть подает нам весть, дает нам знать, ведать о том, правильно или неправильно мы поступили. Как вы понимаете это слово, как его чувствуете?

Ученики:

- Думаю, что о совести можно сказать так: «Это осознание причиненного кому бы то ни было зла».

- Для меня совесть - это мой самый строгий судья.

- Совесть - это тысяча свидетелей твоего проступка или неправильно принятого решения. Она корит и обвиняет.

- Голос совести всегда можно отличить от всех других душевных побуждений. Он всегда требует от нас исполнения долга.

Ведущий. О совести обычно говорят как о категории этики и как о качестве личности. Обсуждая вопрос происхождения совести, в споре сходились многие умы. Например, философы-идеалисты рассматривают совесть как нечто врожденное. Они не ищут объяснений в действительной жизни, в ее реальных потребностях. Платон говорил о совести как о врожденном качестве, которое имеет корни за пределами нашего познания. И. Кант утверждал, что человек как существо нравственное имеет в себе совесть от рождения. Философы-материалисты подчеркивали в процессе развития совести важную роль ума, воспитания и просвещения. Натуралистические теории происхождения совести XIX века утверждали, что совесть человека - это продолжение совести животных. Но впоследствии было доказано, что совесть появилась на определенной ступени развития человеческого общества, что она - продукт потребностей человеческого существования. А источником для этого послужил труд, который явился источником и для других социальных чувств человека.

Страницы: 1 2 3

Людмила Николаевна # 21 января 2013 в 19:37 +2
Спасибо за полезный материал! Кстати, недавно нашла интересную книгу: "Добро и зло в нашей жизни. Вопросы и ответы" , автор Новиков
Татьяна Дмитриевна Меркулова # 1 сентября 2013 в 18:55 +2
Мне очень нравятся следующие принципы, которые еще в 19 веке закладывали в умы и души учеников кадетских училищ, они актуальны и сейчас:
1.Не унывай! Унывающий обречен на неудачи.
2.Не бойся! Трус обречен на поражение.
3.Трудись! Другого пути к успеху не дано.
4.Думай! Думай до поступка, думай, совершив поступок, и ты научишься не совершать ошибок, накопишь опыт.
5.Не лги! И ты будешь иметь друзей.
Арбузова Светлана # 16 января 2014 в 15:26 +1
Арбузова Светлана Рудольфовна
Автором подготовлен обширный материал по теме классного часа,основной его формой является беседа. Я бы перед классным часом провела анкетирование учащихся данной группы или параллельной по теме и представила результаты для обсуждения на уроке. Предложила бы проблемный вопрос и обязательно использовала необходимый ЭОР.
Гузель Фяритовна Рахматуллина # 3 октября 2015 в 21:46 0
Очень содержательный сценарий классного часа, проделана большая работа - подборка такого обилия цитат по теме и подходящих стихов занимает не один вечер. За это автору огромная похвала и благодарность!
Второй положительный момент - отличный выбор темы. Многие классные руководители, беседуя с учениками/студентами, ограничиваются темами про курение, наркотики, СПИД, правила дорожного движения и т.д., частенько забывая про духовную и нравственную сторону воспитания своих подопечных. Вы же, затронули очень важную тему, на которую важно и нужно беседовать с подрастающим поколением.
Лина Валерьевна Аверина # 16 декабря 2015 в 11:43 0
Отличная тема для классного часа!
Подобные вопросы,достаточно абстрактные, сложные, требующие размышлений, просто необходимы для развития личностной позиции старших школьников и студентов!
Марина Спиридоновна Тевдорошвили # 7 апреля 2016 в 06:06 0
спасибо за интересный материал
Светлана Ивановна Чен # 19 февраля 2017 в 12:13 0
Очень содержательный классный час. Тема классного часа очень важная, особенно для нынешних подростков. Спасибо!