Автор: Большаков Виктор Васильевич, преподаватель русского языка и литературы ГБОУ СПО «Арзамасский техникум строительства и предпринимательства», г. Арзамас Нижегородской области.
Описание материала: Предлагаю вам статью по проблеме воспитания души учащихся средних школ, техникумов, профтехучилищ. Данный материал будет полезен преподавателям среднего и старшего звена и классным руководителям, т.к. помогает развивать у воспитанников чувство эмпатии и интерсубъективности.
Воспитание души
В процессе формирования детской души задействовано много различных моментов и средств, влияющих на неё как в положительную, так и в отрицательную сторону.
Хочется поделиться мнением по поводу роли в этом действе ученической стенгазеты. Но не простой, а в стихах!
Газета эта может называться по-разному. Например, «Поэтический календарь», «С открытой душой», «Я к Вам пишу», «Мы Вас не забыли…»… Главное, чтобы в ней прослеживалось доброе отношение к окружающим нас людям!
В любом классе или параллели есть дети, которые пишут стихи или пытаются их писать, но не говорят об этом никому или очень немногим по разным причинам. Эти люди – самые главные помощники учителя в деле формирования доброй души школьных питомцев. Надо их только деликатно найти и привлечь. Как?!
Всё гениальное – просто.
Поделитесь на уроках идеей проявления щедрости на любовь к людям через поэтическую стенгазету. Предложите рубрики, разделы, определите периодичность выхода газеты… и должно будет свершиться маленькое чудо. Каждому начинающему «поэту» в душе всегда хочется быть услышанным и узнанным, а тут как раз такой случай… Можно, разумеется, предложить публиковаться под псевдонимом. Дети пойдут. Обязательно!
Теперь о разделах и рубриках. Это полностью на ваше усмотрение. Но думается, что начинаться газета должна с информации о поэте-классике, у которого в этом месяце День рождения. Можно даже собрать целый стационарный стенд с карманами из оргстекла, в которые периодически будете помещать произведения детей, посвященные кому-то или чему-то. Ну, например, в рубрике «Маме» ученик напишет о своей маме (См. приложение), а в рубрике «Люблю» (См. приложение), может быть, признается кому-то в своём сокровенном чувстве, в рубрике «Поздравляем» (См. приложение) - лирическое поздравление с Днём рождения, победой в конкурсе, соревновании и т.д.
Таким образом мы разовьём у ребят чувство эмпатии - «постижение эмоционального состояния, проникновение, вчувствование в переживания другого человека». (Цит. по: Морева Н.А. Тренинг педагогического общения. – М.: Просвещение, 2003. – С. 301.). Через сочувствие, сопереживание, т.е. переживание собственных эмоций в связи с чувствами другого, мы сделаем душу пишущего и читающего чуточку чище. Это ли не благородное дело!!
Попробуйте! Не пожалеете!
Приложения к рубрикам. ( Стихи.)
«Маме». «Люблю» .«Поздравляем». «Поймите меня». «Помним».
УШЁЛ…
Он не был Маяковским, не был Репиным,
А просто был Владимиром он, Ревиным,
Хорошим человеком, шутником, художником
И у судьбы, наверное, заложником.
Учил детей. Не поучал. Не мало!
И вот ушёл – не стало…
Душе его пусть будет оправдание,
А нам, живущим, – назидание.
Уйдём ведь все. Вопрос лишь в том, когда,
Как скоро? Почему уйдём? Куда?..
Всё в жизни завершается когда-то.
Морозец по спине. И жутковато.
Но Бог нам говорит при этом:
Ночь завершается рассветом…
Спи, друг. Спят окна кабинета.
Душа твоя уж дождалась рассвета.
(Бэвэ)
ОФА.
Эфемерная. Призрачно-нежная…
И душа её тонко-розовая...
Поманила, да в дымке растаяла.
Не дождался – ушла азовская.
А какая была красивая!
Вся зовущая, вся космическая…
Эх, душа моя, плачь наивная –
Ты теперь не та – истерическая.
Хоть скажи, зачем приходила-то?
Для чего себя обозначила?
Как зовут тебя, зеленоглазая?
А в ответ, как на выдохе: « ОФА я ».
Не сложилось, не стало главным,
Но, как капли, падает где-то
И высвечивается многогранно:
Где ты, милая девушка, где ты?!
(Бэвэ)
ПЧЕЛЁНОК.
Мама, мама! Я пчела:
Вся в варенье борода,
На груди лежат полоски
И вот тут ещё немножко.
Только я тебя люблю –
Никогда не уколю.
(Бэвэ)
КОЛЬЦА И ЛЮБОВЬ
Вьюга. Стынут на ветру пальцы.
Любовь замёрзла так, что с пальцев съезжают кольца.
Они не чувствуют их – от них устали.
Как мы ни искали любовь – не отыскали.
Согреть не смогли её, хоть и ходили кругами.
Потеряны чувства. А кольца? Тоже потеряны нами.
(Бэвэ)
Мартовский снег.
Рыхлый мартовский снег
Незаметно ловушку подстроил:
Провалился.
Ботинком холодной воды зачерпнул.
Капли – к телу. Впиваются.
Глубже. К душе подступают.
Всё. Попался –
В душистой весне утонул !
(Бэвэ)
В ладонях нет замков.
В ладонях нет замков –
Прикосновенья в них на ключ не замыкают.
Они, как сон, навеянный мечтой,
При «пробужденьи» исчезают.
Их так легко застенчивых спугнуть.
Не удержать их силой. Знаю.
Эх, люди, люди, ну зачем вы тут ?!
Через дорогу без оглядки убегает…
(Бэвэ)
ДУША ПОД КРЕСТАМИ
Кто-то верит в подвиг. Для того есть слава.
Кто-то верит в мудрость высшего бытия.
Для чего же, братцы, вывели Вас в исподнем,
Чтобы вместе с пулей Вас приняла земля?!
Захлебнулась песня, вырвавшись из тела,
Прямо на полуслове смертью оборвалась...
Затрепыхала крыльями вспугнутая птица
И унесла с собою не сказанные слова…
Распустилась черёмуха ароматом пьянящим…
Вытащила из кровати звенящая тишина...
То, что у Вас было отнято вражескими автоматами,
Нам с тобой сохранила теребящая душу весна.
Вам, совершившим подвиг, отдавшим за это жизни,
Вечная память живущих, низкий поклон до земли.
Вы приняли пули, погибли во имя святой Отчизны,
Чтоб дети и внуки Ваши на подвиге проросли.
К подвигу быть готовым при повседневном ритме,
Не испугаться лавины сытости и вранья
И сохранить, что носили прадеды под крестами, –
В этом и кроется мудрость высшего бытия!
(Бэвэ)
Я хочу развести костёр…
(05.02.2008.)
Я хочу развести костёр,
Чтобы он отодвинул ночь,
Чтобы верных друзей разговор
Отогнал сновидения прочь,
Чтобы под переборы струн
Лился голос, не уставая,
Чтоб, хмелея от чудных дум,
Мы кивали бы в такт, подпевая,
Чтобы так до утра пробыть,
Прошлое вспоминая,
Чистым сердцем желать любить,
На любовь уповая...
Пусть холодный свет дальних звёзд,
Отражающийся в костре,
Отогревшись, отдаст тепло
Тем, кого уже нет на Земле…
(Бэвэ)
Спасибо…
Спасибо тебе, вдохновение,
За лёгкое прикосновение.
Бездонное оцепенение
Убито сирени цветением.
И нежности пробуждение
От яблонь и вишен цветения
Так мягко заполнило душу.
Я ожил – поэзию слышу!
(Бэвэ)
ВЕРНЁМСЯ.
Мы все когда-нибудь уйдём.
Вернёмся. Чем?! Колючками. Цветами.
А мы, учителя, не спорьте, прорастём
Своими верными учениками!
(Бэвэ)
Рекомендуем посмотреть:
Организация внеурочной деятельности в школе по ФГОС
Классный час 10, 11 класс, для студентов колледжа. Нравственное воспитание
Старший школьный возраст. Характеристика кратко