Несомненно, что школьная деятельность ребенка должна побуждаться и контролироваться жизнью коллектива, класса, школы. Но на практике слишком часто мотивация этой деятельности и контроль за ней исходят от учителя. Школа как социум не в полной мере использует свои возможности.
На сегодняшний день практически все категории педагогических работников при попытке описать модель выпускника общеобразовательной школы, которая является необходимым условием успешности молодого человека, отмечают следующие моменты.
Выпускник должен:
• уметь ставить цели и делать практические шаги к их достижению;
• делать осознанный выбор и нести за него ответственность;
• иметь сформированную коммуникативную компетентность; иметь свое мнение и уметь его отстаивать;
• иметь сформированную систему ценностей;
• владеть определенным объемом знаний;
• стремиться к самосовершенствованию;
• быть физически и эмоционально здоровым и т. д.
Как мы видим, перечисленные составляющие личности выпускника в значительной мере формируются вне урока. Эффективно реализовать эту модель — задача внеурочной деятельности. Но не той деятельности, проводимой взрослыми, в которой ученику отводится пассивная роль, а деятельности социально значимой, которая помогает ребенку самому формулировать задачи, ставить цели и самоопределяться в различных сложных жизненных ситуациях. Поэтапное построение воспитательного процесса, начинающееся не с задачи, а с проблемы, поможет самоопределению учащихся, сделает успешной их социальную деятельность. Это возможно при освоении педагогом определенной технологии проектирования, которая сводится, прежде всего, к созданию ситуации, в которой ученик будет вынужден самостоятельно выделять проблему, ставить цель, находить пути ее достижения и, что особенно важно, взять на себя ответственность за ее реализацию.
Внеурочная деятельность школьников — понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности, осуществляемой в рамках урока), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.
Согласно проекту базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса. Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения.
Для реализации в образовательном учреждении рекомендуются следующие виды внеурочной деятельности:
• игровая деятельность;
• познавательная деятельность;
• проблемно-ценностное общение;
• досугово-развлекательная деятельность;
• художественное творчество;
• социальное творчество;
• трудовая (производственная) деятельность;
• спортивно-оздоровительная деятельность;
• туристско-краеведческая деятельность;
• техническое творчество.
В Концепции социального воспитания и дополнительного образования детей и молодежи выделены основные (инвариантные) направления внеучебной деятельности:
• воспитание гражданина и патриота России;
• формирование здорового и безопасного образа жизни;
• социально-педагогическая поддержка детей и молодежи.
Также выделяют неосновные, вариативные направления, которых может быть множество, и они выбираются в зависимости от профиля учреждения дополнительного образования, целей, статуса, наличия специалистов образовательного учреждения и желаний их воспитанников.
Как соотносятся виды и направления внеучебной деятельности? Очевидно, что направления совпадают с видами внеурочной деятельности. Они могут быть реализованы в любом из указанных видов внеурочной деятельности. По сути дела, направления внеучебной деятельности представляют собой содержательные приоритеты при организации образовательной (воспитательной) работы в образовательном учреждении.
Таким образом, мы предлагаем рассматривать обозначенные выше направления внеурочной деятельности как содержательный ориентир при построении соответствующих образовательных (воспитательных) программ. А разработку и реализацию конкретных форм внеурочной деятельности школьников основывать на выделенных десяти видах внеурочной деятельности.
Давайте попробуем на нескольких примерах разобраться, в чем отличие видов деятельности. Это принципиально важно, так как вид деятельности, заявленный в программе внеурочной деятельности, предопределяет доминанту в выборе форм, целей, задач деятельности и, как следствие, ее результат.
Игровая и досугово-развлекательная деятельность. Раньше, как нам помнится, эти виды были объединены. В чем смысл разделения?
Игровая деятельность может быть использована на уроке? Да. И это всячески поощряется. А досугово-развлекательная? Нет. Это разные вещи. Формы и виды игровой деятельности, как правило, выбираются в зависимости от ее направленности на развитие определенного качества (свойства) человека: интеллекта, памяти, мышления, физической активности, воли, аналитичности и т. д.
Она строится по определенному алгоритму (цель — игровые условия — способы действия — результат» и т. д.) и имеет своей целью конечный результат в виде решенной цепочки задач, последующего самоанализа действий и осязаемого итога.
Досугово-развлекательная деятельность этого не может принципиально. Здесь нет и не может быть четкой структуры взаимодействующих операций. Она призвана воздействовать на эмоционально-чувственную сторону жизни человека. Она интуитивно привлекательна. И поэтому должна быть ожидаемо приятной.
Здесь работают разные области человеческого мозга.
Познавательная деятельность и проблемно-ценностное общение. Эти виды деятельности тоже принципиально разные, несмотря на видимую схожесть их предназначения: познание мира — познание себя.
Познавательная деятельность ставит задачи, и они всегда внешние (экстравертные). Проблемно-ценностное общение ищет проблемы, и они всегда внутренние (интровертные).
В познавательной деятельности главным организатором выступает педагог (конкретный человек). В проблемно-ценностном общении главным является коллектив. А педагог может быть только его частью.
Отсюда и разница в формах реализации этих видов деятельности. В познавательной деятельности это лекции, этические беседы, просмотр и обсуждение фильма, чтение и обсуждение книг и т. д. В проблемно-ценностном общении обязательно присутствие полемических (провокативных) форм (диспуты, дебаты, проблемные семинары, дискуссии и т. д.).
И еще один коварный нюанс. Скажите, к какому виду деятельности при планировании работы на год мы можем отнести внеклассное мероприятие, посвященное, например, празднованию 9 Мая? Назовем его условно «Золотая звезда». Ведь итоговый большой праздник будет проходить только в мае, а план работы образовательного учреждения (в том числе заместителя директора по воспитательной работе, старшего вожатого, классного руководителя, педагога дополнительного образования и др.) утверждается на первом педсовете уже в августе. Художественное творчество? Да. Познавательная деятельность? Да. Социальное или техническое творчество? Тоже да. Так куда же мы можем это вписать? Не во все же виды деятельности! Правильный ответ: в любой из видов деятельности в зависимости от цели, задач, направленности, формы планируемого мероприятия. Вот эти параметры необходимо определить уже на старте своей воспитательной деятельности. Тогда никаких претензий у вашего руководства к вам не будет.
Для успеха организации внеурочной деятельности школьников принципиальное значение имеет различение результатов и эффектов этой деятельности.
Результат — это то, что стало непосредственным итогом участия школьника в деятельности (например, школьник приобрел некое знание, пережил и прочувствовал нечто как ценность, приобрел опыт действия).
Эффект — это последствие результата, то, к чему привело достижение результата. Например, приобретенное знание, пережитые чувства и отношения, совершенные действия развили человека как личность, способствовали формированию его жизненной компетентности, идентичности.
Образовательные результаты внеурочной деятельности школьников могут быть трех уровней.
Первый уровень — школьник знает и понимает общественную жизнь. Это приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. д.), первичное понимание социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень — школьник ценит общественную жизнь. Это формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, социальная солидарность, природа, мир, творчество, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет равноправное взаимодействие ученика с другими школьниками на уровне класса, школы, т. е. в защищенной, дружественной ему просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень — школьник самостоятельно действует в общественной жизни. Это получение школьником опыта самостоятельного социального действия. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ребенка с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде. Только в самостоятельном социальном действии, «действии для людей и на людях» (М. Мамардашвили), которые вовсе не обязательно положительно настроены по отношению к действующему, молодой человек действительно становится (а не просто узнает о том, как стать) общественным деятелем, гражданином, свободным человеком.
Достижение определенных уровней результатов внеурочной деятельности увеличивает вероятность появления образовательных эффектов этой деятельности (эффектов воспитания и социализации детей).
Каждому уровню результатов внеурочной деятельности соответствует своя образовательная форма.
Первый уровень результатов может быть достигнут относительно простыми формами, второй уровень — более сложными, третий уровень — самыми сложными формами внеурочной деятельности.
Например, в такой форме проблемно-ценностного общения, как этическая беседа, вполне можно выйти на уровень знания и понимания школьниками обсуждаемого жизненного сюжета (проблемы) (первый уровень). Но поскольку в этической беседе основной канал общения «педагог — дети», а непосредственное общение детей друг с другом ограниченно, то, используя эту форму, довольно трудно выйти на ценностное отношение школьников к рассматриваемой проблеме (именно в общении со сверстником, себе подобным ребенок устанавливает и проверяет свои ценности). Для запуска ценностного самоопределения нужны уже другие формы — дебаты, тематический диспут. Участвуя в дебатах, школьники получают возможность с разных сторон посмотреть на проблему, обсудить положительные и отрицательные моменты, сравнить свое отношение к проблеме с отношением других участников (второй уровень). Однако дебаты, будучи во многом игровой формой коммуникации, не ставят ребенка, подростка перед необходимостью лично отвечать за свои слова, перейти от слов к делу. Такая необходимость диктуется другой формой — проблемно-ценностной дискуссией, в ходе которой участники высказываются только от себя лично. Она выводит участников на ту грань, когда за словами «Я считаю...» следует: «и я готов это сделать» (третий уровень).
Обнаружение взаимосвязи результатов и форм внеурочной деятельности позволяет:
• разрабатывать образовательные программы внеурочной деятельности с четким и внятным представлением о результате;
• подбирать такие формы внеурочной деятельности, которые гарантируют достижение результата определенного уровня;
• выстраивать логику перехода от результатов одного уровня к другому;
• диагностировать результативность и эффективность внеурочной деятельности;
• оценивать качество программ внеурочной деятельности.
В стоимостном выражении могут быть оценены как сами образовательные программы внеурочной деятельности (образовательная программа, обеспечивающая первый уровень результатов; образовательная программа, обеспечивающая первый и второй уровни результатов; образовательная программа, обеспечивающая первый, второй и третий уровни результатов), так и итоги их реализации (на основании мониторинга социальных знаний, отношений, достижений школьников). Такой подход позволит заложить основу для построения стимулирующей системы оплаты труда педагогов за организацию внеурочной деятельности школьников.
Это основные векторы реализации внеурочной деятельности.
Основных направлений в ФГОС выделено шесть.
1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека (ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, гражданское общество, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, социальная солидарность, мир во всем мире, многообразие и уважение культур и народов).
2. Воспитание социальной ответственности и компетентности (ценности: правовое государство, демократическое государство, социальное государство, закон и правопорядок, социальная компетентность, социальная ответственность, служение Отечеству, ответственность за настоящее и будущее своей страны).
3. Воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания (ценности: нравственный выбор, жизнь и смысл жизни, справедливость, милосердие, честь, достоинство, уважение родителей, уважение достоинства другого человека, равноправие, ответственность, любовь и верность, забота о старших и младших, свобода совести и вероисповедания, толерантность, представление о светской этике, вере, духовности, религиозной жизни человека, ценностях религиозного мировоззрения, формируемое на основе межконфессионального диалога, духовно-нравственное развитие личности).
4. Воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни (ценности: жизнь во всех ее проявлениях, экологическая безопасность, экологическая грамотность, физическое, физиологическое, репродуктивное, психическое, социально-психологическое, духовное здоровье, экологическая культура, экологически целесообразный здоровый и безопасный образ жизни, ресурсосбережение, экологическая этика, экологическая ответственность, социальное партнерство для улучшения экологического качества окружающей среды, устойчивое развитие общества в гармонии с природой).
5. Воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии (ценности: научное знание, стремление к познанию и истине, научная картина мира, нравственный смысл Учения и самообразования, интеллектуальное развитие личности, уважение к труду и людям труда, нравственный смысл труда, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, бережливость, выбор профессии).
6. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры — эстетическое воспитание (ценности: красота, гармония, духовный мир человека, самовыражение личности в творчестве и искусстве, эстетическое развитие личности).
Все направления воспитания и социализации дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности на основе духовных, нравственных и культурных традиций. Образовательное учреждение может отдавать приоритет тому или иному направлению духовно-нравственного развития, воспитания и социализации личности гражданина России, конкретизировать в соответствии с указанными основными направлениями и системой ценностей задачи, виды и формы деятельности.
Но не забывайте, что направления воспитания нацелены на процесс, который, как известно, не может иметь конкретного константного окончания. Он может развиваться бесконечно (как процесс познания, например), а может угасать (как желания, потребности, интересы). Это законы хаоса и структуризации. Поэтому цель всегда процессуальна, а задачи результативны. (Например, наша цель - вырастить хороший урожай на даче. Задачи — купить и посадить семена, полить, прополоть, добавить удобрения и т. д. Заявленные задачи выполнимы, как видите. И каждая из них может быть реально решена. А можем ли мы так сказать о цели? Идеальная цель не достижима принципиально. Потому что ее выполнение — сам процесс.
Планировать работу по направлениям воспитания сложно. Непонятно, как определить степень ее реализации?
Поэтому лучше планировать по видам деятельности. Деятельность всегда направлена на результат. Она, собственно, для этого и существует.
Развитие личности — это изменение ее количественных и качественных свойств (мировоззрение, самосознание, характер, способности, накопление опыта и т.д.).
В психологии принято выделять пять направлений развития личности.
1. Спортивно-оздоровительное.
2. Духовно-нравственное.
3. Социальное.
4. Общеинтеллектуальное.
5. Общекультурное.
Человек как психическая личность доминантно всегда соответствует (отдает предпочтение) какому-либо из направлений, а человек как социальная личность корректирует это предпочтение в зависимости от своего жизненного опыта.
Поэтому планировать внеурочную деятельность по направлениям развития личности тоже удобно.
Все равно в той или иной степени эти направления обязательно присутствуют в ходе социализации человека (индивидуума, личности, субъекта), а тем более в ходе развития всего детского коллектива (класса или школы).
Как сделать класс дружным, 7-8 класс
В помощь классному руководителю 5-6 класса
Психологические особенности учащихся старших классов
Нет комментариев. Ваш будет первым!