Как подготовить и провести дискуссию, или «Дискуссионные качели»
Латинское слово «дискуссия» означает рассмотрение, подробное исследование какого-либо вопроса, публичное обсуждение какой-либо проблемы.
Дискуссия — это спор по правилам не для того, чтобы переспорить и навязать свое мнение, а чтобы вместе с товарищами найти истину, решить проблему. В ходе дискуссии публично обсуждаются наиболее сложные и интересующие проблемы обучающихся определенного возраста, намечаются пути их решения. Эти проблемы могут быть самыми различными. Например, такими:
• Как быть современным человеком?
• Легко ли быть умным?
• Интересный человек — кто он?
• Какая она — «красивая жизнь»?
Дискуссия поможет в решении следующих задач:
• акцентировать внимание на актуальных проблемах жизнедеятельности класса или изучаемого учебного предмета;
• выработать общее мнение по этим проблемам;
• побудить к практическим действиям по изменению ситуации или ее улучшению.
Из мнений ребят, высказываемых в дискуссии, возникают вполне конкретные предложения по разрешению поставленной проблемы, вырабатываются условные рекомендации. В дискуссиях определяются инициативные группы или выбираются творческие команды для доработки предложений.
Условия эффективности проведения дискуссии:
1. Тема должна быть актуальной для данного возраста участников, проблемной, стимулирующей обмен мнениями.
2. Тема конкретизируется вопросами для обсуждения. Их может быть немного (от 3 до 6), но формулировка должна быть четкой, а по содержанию вызывать интерес участников.
3. Необходимо своевременно оповестить всех, кого желательно привлечь к обсуждению (подготовка объявлений, пригласительных билетов и т. д.). До сведения участников
заранее доводятся тема, вопросы и рекомендуемая литература.
4. Желательно специальное оформление помещения, где будет проходить дискуссия. В этих целях можно использовать плакаты, стенды с соответствующими материалами или различные иллюстрации (плакаты, фотографии), отражающие тему диспута.
5. Особое внимание уделить выбору ведущего, умеющего зажечь аудиторию, от мастерства которого во многом зависит весь ход дискуссии. Как правило, это должен быть уважаемый человек в данном подростковом коллективе, обладающий коммуникативными качествами, эрудицией и грамотной речью.
6. Продуманность этапов дискуссии, утвержденный регламент, умение организаторов предугадать ход дискуссии и поведение участников.
7. Временные рамки дискуссии. Наиболее эффективное время проведения — не более 1 ч. Если даже за отведенное время не будет окончательно разрешена главная проблема дискуссии, ее все равно необходимо умело и грамотно закончить или временно приостановить. При этом у участников резко возрастает мотивация продолжения дискуссии, которую можно провести уже в другое время.
8. Необходимо определить (выработать, составить) правила поведения или правила дискуссии. Они могут быть следующими:
1. Правило уважения человека, его точки зрения или мнения — основное правило дискуссии. Отношение к людям (как к присутствующим, так и к отсутствующим) на дискуссии неизменно внимательное, вежливое, уважительное. Мы стараемся ничем человека не обидеть и тем более не оскорбить. Человека мы принимаем таким, каков он есть, без всяких условий.
2. Правило внимательного слушания. Мы помним, что слушать и слышать не одно и то же. Нужно стараться понять того, кто говорит, даже если не согласен с его мнением. Все придерживаются закона дискуссии: все слушают, когда говорит один. Реплики с мест принимаются, но выступающих не перебивают.
3. Правило «свободного микрофона». Высказываться может каждый, но после того, как выступающий закончит говорить или истечет время выступления. Ведущий имеет право передавать микрофон (слово) любому участнику дискуссии.
4. Правило двух минут для выступления. Свободный микрофон можно «держать в одних руках» не дольше 2-х мин. За это время можно успеть сказать главное.
5. Правило логичности и аргументированности. Лучшее выступление то, которое хорошо продумано, последовательно изложено, убедительно и аргументированно. Лучшие аргументы — факты и логика. Выступающие стараются излагать свои мысли четко и понятно.
6. Правило честного поведения. На дискуссии уважается честность, а не упрямство. Участники дискуссии стараются держаться естественно. Выступающие говорят внятно и понятно, не искажая фактов и слов (высказываний) других людей.
7. Правило поднятой руки. Если ты хочешь высказаться или дополнить выступающего — подними руку и тебя выслушают. Если рук поднято несколько, то очередность выступающих определяет ведущий.
План проведения дискуссии, как правило, таков: ведущему в начале дискуссии важно побудить к разговору, «завести» участников дискуссии, «накалить страсти». Этому могут способствовать вступительное слово ведущего, постановка серии острых вопросов.
Собственно дискуссия — публичное обсуждение проблемы. Дискуссия во многом дело стихийное и непредсказуемое. Трудно сразу определить, как она развернется и какие мнения будут преобладать. Очень многое зависит от состава участников дискуссии, психологического настроя, социальной ситуации, места и времени проведения дискуссии. Но многое также зависит от организаторов и ведущих, от их эрудиции, нравственных качеств, способности контактировать со школьниками подросткового и юношеского возраста, умений слушать, спорить, сдерживать свои эмоции и эмоции подростков, аргументировать выводы из предложения.
Несколько советов участникам дискуссии
Выступая:
— излагай мысли кратко, стараясь не повторять сказанного;
— в выступлении выделяй главное, четко формулируй свои доводы;
— не стесняйся высказывать необычные идеи: оригинальность мышления — признак развитого интеллекта;
— наблюдай за реакцией участников дискуссии на твои слова или точку зрения, но при этом держись с достоинством.
Во время выступления:
— старайся понять предыдущего выступающего, даже если не согласен с ним;
— прежде чем вступить в спор, продумай основные моменты того, что хочешь сказать;
— серьезно аргументируй свое мнение, не допускай жаргонных выражений и «слов-паразитов»;
— не размахивай руками и не повышай тона. Лучшее доказательство твоей правоты — точные факты и железная логика;
— не оскорбляй своих товарищей и предыдущих выступающих;
— внимательно выслушай возражения, постарайся определить правильные и ошибочные утверждения оппонента;
— не будь упрямым и не бойся признать свою неправоту.
Дискуссии может помочь пресс-группа, которая выполняет одну или несколько из следующих функций:
Фиксирующая. Пресс-группа (секретариат) ведет «протокол», записывает самые ценные мысли, идеи, предложения...
Аналитическая. Пресс-группа (группа экспертов-аналитиков) анализирует процесс и содержание результатов деятельности, обобщает идеи, вырабатывает итоговый документ (решение, рекомендации и т. д.).
Управляющая. Пресс-группа — катализатор процесса — вносит («подбрасывает») вопросы или проблемные ситуации для обсуждения, просит уточнить или повторить отдельные высказывания, поддерживает, одобряет.
В последнее время в учебных заведениях стала популярной такая форма дискуссии, как «дискуссионные качели». Суть этой занимательной формы состоит в имитации раскачивающихся качелей: два партнера поочередными толчками на доску (веревочный маятник) раскачивают «качели»; чем сильнее толчок (аргумент), тем выше взлет «качелей». В данном случае в дискуссию вступают две группы учащихся, расположившихся друг против друга. После того как предложен вопрос для обсуждения, они поочередно от каждой группы высказывают суждения по предложенному вопросу — «качели» начинают свое движение.
Возможен вариант «дискуссионных качелей», при котором каждая из групп выбирает определенную роль, позицию — «за» и «против» аргумента ведущего, «оптимисты» и «пессимисты». Например: «Я не боюсь говорить правду, потому что...» — начинает одна сторона. «А я боюсь говорить правду, потому что...» — отвечает другая сторона.
В основе «дискуссионных качелей» лежит дискуссия — метод убеждения, призванный путем вовлечения воспитанников в обмен мнениями по общественно значимым проблемам отстаивать свою точку зрения и обогащать ее в процессе общения с оппонентами.
Использование дискуссионного метода во внеклассной деятельности по учебному предмету или во внеклассной работе очень полезно и необходимо, так как в грамотно организованных спорах рождаются и оттачиваются важные качества человека: стремление познать истину, умение отстаивать свои взгляды, аргументировать собственную точку зрения, развивать коммуникативные навыки и, наконец, мужество признания ошибочности прежних утверждений.
Рекомендуем посмотреть:
Психологические особенности учащихся старших классов
Функции классного руководителя в современной школе
Паспорт семьи в школе. Образец заполнения
В помощь классному руководителю 5-6 класса
Как сделать класс дружным, 7-8 класс