Мечта любого классного руководителя — создать единый, дружный коллектив.
Эта работа сопряжена с большими трудностями, занимает длительное время, и порой сопровождается мало заметными положительными качествами.
Работа классного руководителя будет более эффективна, если ее осуществлять систематически, с применением современных комплексных психолого-диагностических методик и воспитательно-профилактических технологий.
Цели:
• сформировать социальные навыки;
• обеспечить актуализацию процесса адаптации учащихся.
• обеспечивают принятие ребенка группой;
• способствуют самовосприятию, познанию себя и группы;
• создают возможности для поиска и нахождения в процессе группового взаимодействия социально приемлемых ролей, реализация которых обусловливает личностный рост ребенка, его социальную компетентность и сплоченность групп.
2. Введение и создание правил и норм жизни, традиций:
• предполагают на первом этапе знакомство с нормами и правилами жизни образовательного учреждения, его традициями, задаваемыми взрослыми (педагоги, родители — бывшие выпускники) и старшими сверстниками, а на втором — поддержание собственных; привлечение к их реализации младших сверстников;
• обеспечивают стабилизацию отношений, преемственность в сохранении социально полезных и социально ценных способов поведения и деятельности.
3. Формирование актива класса и развитие самоуправления:
• способствуют освоению детьми и подростками позитивных способов социального взаимодействия в группе; управления группой сверстников, организации ее жизнедеятельности в наиболее важных в соответствии с возрастом и интересами сферах;
• тренируют навыки принятий решений, ответственности за результат и последствия деятельности группы и своей собственной.
Представительство класса в органах самоуправления школы обеспечивает психологическую идентификацию себя с классом как с социальной группой, входящей в более сложную (общешкольный коллектив).
4. Технология планирования, подготовки, реализации и анализа коллективных творческих дел:
• способствует развитию отношений сотрудничества, заботы о группе, коллективе класса, школы;
• задает социально ценностную направленность активности, инициативы и деятельности детей и подростков;
• обеспечивает постепенное в соответствии с возрастными задачами их усложнение и обогащение;
• создает условия для принятия ребенка группой и вхождения в нее, для самопознания, самоопределения, самореализации и самоутверждения в ней;
• тренирует социально приемлемые и социально ценностные способы их достижения.
5. Технология анализа педагогами или другими значимыми взрослыми коллективного творческого дела и его анализа классом:
• формирует умения подводить итоги, оценивать результат деятельности;
• учит анализировать причины успехов и неудач;
• прививает навыки доброжелательного, неагрессивного отношения друг к другу «авансирования», психологической поддержки друг друга, психологической защиты новичков и слабых;
• выявляет трудности и проблемы, особенности поведения, которые необходимо учесть на будущее.
6. Формирование инициативных групп:
• обеспечивает объединение ребят по интересам, по желанию общаться и заниматься совместной деятельностью;
• создает и поддерживает отношения дружбы, взаимной ответственности (представительство от класса в школьной думе); ответственности за порученное дело;
• развивает навыки организатора, лидера, руководителя, дипломата, коммуникатора;
• способствует активизации творческих способностей учащихся.
7. Участие в жизни класса социально успешных значимых взрослых (родителей, выпускников школы, известных граждан):
• обеспечивает участие взрослых в жизнедеятельности групп школьников;
• задает социально приемлемые, социально полезные и социально ценные способы самореализации и самоутверждения;
• создает условия для идентификации с социально успешными людьми, компенсируя отчасти нарушение этих функций в семье.
8. Шефство старших учащихся над младшими:
• обеспечивает усиление жизненной активности старших школьников;
• формирует ответственность при организации и управлении младшими сверстниками;
• повышает идейно-патриотический настрой старшеклассников, передающих младшим сверстникам школьные традиции;
• стимулирует их значимость и авторитет старшеклассников при передаче собственного опыта, при проявлении заботы о своих подшефных и о будущем школы.
9. Соревнование между классами, участие в общешкольных делах, жизни микрорайона, города:
• обеспечивает реализацию творческой активности детей и подростков;
• способствует их сплочению и формированию чувства «мы», чувства гордости за свою команду;
• тренирует опыт переживания побед и поражений;
• развивает навыки здорового соперничества и продуктивной конкуренции, причастности к ближайшему социуму, малой и большой Родине.
10. Ведение летописи и создание музея класса:
• способствует созданию истории класса, бережному отношению к традициям, их хранению и передаче;
• углубляет процессы идентификации с классом, сопричастности к его истории;
• позволяет найти успешные способы самореализации и самоутверждения не только среди сверстников, но и среди взрослых.
11. Классное собрание как социально-психологическая технология работы педагога:
• формирует навыки сбора, анализа, обобщения и систематизация информации по актуальным для школьников вопросам и проблемам их возрастного развития, функционирования и динамики группы, происходящим жизненно важным событиям в классе, школе, стране;
• развивает умение участвовать в дискуссии, вести ее, формулировать и принимать решения, конструировать возможные способы их достижения, осуществлять обратную связь.
Заключение:
Представленные современные технологии организации групповых процессов просоциальной направленности в классе являются более эффективными, если обеспечиваются воспитательной системой школы и включают:
• создание общественной организации;
• развитие системы самоуправления;
• общешкольные коллективные творческие дела в основных сферах жизнедеятельности (познание, общение, предметно-практическая деятельность, спорт, игра);
• ключевые творческие дела (доминанта);
• создание и развитие общешкольных традиций, издание газеты, ведение летописи и создание музея школы.
Автор: Сгибнева Елена Петровна
Психологические особенности учащихся старших классов
Паспорт семьи в школе. Образец заполнения
Как подготовить и провести дискуссию
Нет комментариев. Ваш будет первым!