Конкурсы

Как сделать класс дружным, 7-8 класс

Методическая информация для классного руководителя: «Как сделать класс дружным?»

Мечта любого классного руководителя — создать единый, дружный коллектив.

Эта работа сопряжена с большими трудностями, занимает длительное время, и порой сопровождается мало заметными положительными качествами.

Работа классного руководителя будет более эффективна, если ее осуществлять систематически, с применением современных комплексных психолого-диагностических методик и воспитательно-профилактических технологий.

Виды воспитательно-профилактических технологий

Цели:

• сформировать социальные навыки;

• обеспечить актуализацию процесса адаптации учащихся.

• обеспечивают принятие ребенка группой;

• способствуют самовосприятию, познанию себя и группы;

• создают возможности для поиска и нахождения в процессе группового взаимодействия социально приемлемых ролей, реализация которых обусловливает личностный рост ребенка, его социальную компетентность и сплоченность групп.

2. Введение и создание правил и норм жизни, традиций:

• предполагают на первом этапе знакомство с нормами и правилами жизни образовательного учреждения, его традициями, задаваемыми взрослыми (педагоги, родители — бывшие выпускники) и старшими сверстниками, а на втором — поддержание собственных; привлечение к их реализации младших сверстников;

• обеспечивают стабилизацию отношений, преемственность в сохранении социально полезных и социально ценных способов поведения и деятельности.

3. Формирование актива класса и развитие самоуправления:

• способствуют освоению детьми и подростками позитивных способов социального взаимодействия в группе; управления группой сверстников, организации ее жизнедеятельности в наиболее важных в соответствии с возрастом и интересами сферах;

• тренируют навыки принятий решений, ответственности за результат и последствия деятельности группы и своей собственной.

Представительство класса в органах самоуправления школы обеспечивает психологическую идентификацию себя с классом как с социальной группой, входящей в более сложную (общешкольный коллектив).

4. Технология планирования, подготовки, реализации и анализа коллективных творческих дел:

• способствует развитию отношений сотрудничества, заботы о группе, коллективе класса, школы;

• задает социально ценностную направленность активности, инициативы и деятельности детей и подростков;

• обеспечивает постепенное в соответствии с возрастными задачами их усложнение и обогащение;

• создает условия для принятия ребенка группой и вхождения в нее, для самопознания, самоопределения, самореализации и самоутверждения в ней;

• тренирует социально приемлемые и социально ценностные способы их достижения.

5. Технология анализа педагогами или другими значимыми взрослыми коллективного творческого дела и его анализа классом:

• формирует умения подводить итоги, оценивать результат деятельности;

• учит анализировать причины успехов и неудач;

• прививает навыки доброжелательного, неагрессивного отношения друг к другу «авансирования», психологической поддержки друг друга, психологической защиты новичков и слабых;

• выявляет трудности и проблемы, особенности поведения, которые необходимо учесть на будущее.

6. Формирование инициативных групп:

• обеспечивает объединение ребят по интересам, по желанию общаться и заниматься совместной деятельностью;

• создает и поддерживает отношения дружбы, взаимной ответственности (представительство от класса в школьной думе); ответственности за порученное дело;

• развивает навыки организатора, лидера, руководителя, дипломата, коммуникатора;

• способствует активизации творческих способностей учащихся.

7. Участие в жизни класса социально успешных значимых взрослых (родителей, выпускников школы, известных граждан):

• обеспечивает участие взрослых в жизнедеятельности групп школьников;

• задает социально приемлемые, социально полезные и социально ценные способы самореализации и самоутверждения;

• создает условия для идентификации с социально успешными людьми, компенсируя отчасти нарушение этих функций в семье.

8. Шефство старших учащихся над младшими:

• обеспечивает усиление жизненной активности старших школьников;

• формирует ответственность при организации и управлении младшими сверстниками;

• повышает идейно-патриотический настрой старшеклассников, передающих младшим сверстникам школьные традиции;

• стимулирует их значимость и авторитет старшеклассников при передаче собственного опыта, при проявлении заботы о своих подшефных и о будущем школы.

9. Соревнование между классами, участие в общешкольных делах, жизни микрорайона, города:

• обеспечивает реализацию творческой активности детей и подростков;

• способствует их сплочению и формированию чувства «мы», чувства гордости за свою команду;

• тренирует опыт переживания побед и поражений;

• развивает навыки здорового соперничества и продуктивной конкуренции, причастности к ближайшему социуму, малой и большой Родине.

10. Ведение летописи и создание музея класса:

• способствует созданию истории класса, бережному отношению к традициям, их хранению и передаче;

• углубляет процессы идентификации с классом, сопричастности к его истории;

• позволяет найти успешные способы самореализации и самоутверждения не только среди сверстников, но и среди взрослых.

11. Классное собрание как социально-психологическая технология работы педагога:

• формирует навыки сбора, анализа, обобщения и систематизация информации по актуальным для школьников вопросам и проблемам их возрастного развития, функционирования и динамики группы, происходящим жизненно важным событиям в классе, школе, стране;

• развивает умение участвовать в дискуссии, вести ее, формулировать и принимать решения, конструировать возможные способы их достижения, осуществлять обратную связь.

Заключение:

Представленные современные технологии организации групповых процессов просоциальной направленности в классе являются более эффективными, если обеспечиваются воспитательной системой школы и включают:

• создание общественной организации;

• развитие системы самоуправления;

• общешкольные коллективные творческие дела в основных сферах жизнедеятельности (познание, общение, предметно-практическая деятельность, спорт, игра);

• ключевые творческие дела (доминанта);

• создание и развитие общешкольных традиций, издание газеты, ведение летописи и создание музея школы.

Автор: Сгибнева Елена Петровна

Рекомендуем посмотреть:

Психологические особенности учащихся старших классов

Паспорт семьи в школе. Образец заполнения

Как подготовить и провести дискуссию

В помощь классному руководителю 5-6 класса

Функции классного руководителя в современной школе

Нет комментариев. Ваш будет первым!