Классный час на тему «Зависть» в 10-11 классах

Классный час на тему нравственного воспитания в 10-11 классах

Тема «Зависть»

Автор: Полякова Вера Ивановна, учитель математики МБОУ «Панфиловская средняя общеобразовательная школа» Муромского района Владимирской области

Цель:

Развить способности коммуникативного общения, сформировать положительные эмоции и чувства, связанные с заданной проблемой.

Задачи:

- Показать учащимся значение нравственной культуры в жизни человека;

- Способствовать проявлению положительных нравственных качеств личности и положительных поступков;

- Продолжить воспитание уважительного отношения к себе и другим людям, ответственности за совершаемые поступки.

Форма проведения: нравственная беседа.

Подготовительная работа к классному часу:

1. Анкетирование учащихся и родителей по теме классного часа;

2. Подбор необходимой литературы, презентация слайдов, ЭОР.

Оборудование: плакат «Зависть», цитаты известных учёных и философов, мультимедийный проектор, экран, компьютер, словарь С.И. Ожегова.

Сценарий классного часа.

I) Подведение учащихся к теме классного часа.

(мультфильм о двух мальчиках и шарике)

Вопрос ребятам: Как вы думаете, о чём этот сюжет?

(учащиеся обсуждают увиденное)

Учитель поддерживает дискуссию и задаёт наводящие вопросы.

Учитель: Как вы думаете, о чём мы сегодня будем вести разговор?

Учащиеся отвечают и формулируют тему классного часа.

Учитель: Верно! О зависти.

(На уроке вывешивается плакат «Зависть» и цитаты известных людей, которые комментирует классный руководитель, заостряя внимание на теме и цели классного часа)

Учитель: Зависть – одна из самых сильных человеческих эмоций, это чувство досады, вызванное успехом, достижениями, благополучием других людей. («Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова)

Вопрос учащимся: Чему завидуют? (Ребята приводят примеры из жизни)

Завидуют: (все эти пункты на слайде № 1).

1)    Успехам одноклассников;

2)    Чужим деньгам;

3)    Соседям, переселившимся в новую квартиру;

4)    Человеку, купившему машину;

5)    Подруге, появившейся в новых сапожках или джинсах;

6)    Отличным оценкам одноклассника;

7)    Ученику, который сам изучает второй иностранный язык, и т.д.

Вопрос: А чему ещё можно завидовать?

II)  Учитель: Дайте своё определение зависти? (учащиеся пытаются сформулировать своё определение «Зависти»)

А теперь послушаем мнение известного музыканта барда А. Розембаума (врача по профессии)

(Видеоролик. Песня «Зависть»)

Учитель: - Как А. Розембаум называет зависть?

Учащиеся: Раковая опухоль.

Учитель: Заглянем в Библию. Какое определение зависти она даёт?

(Видеоролик «Христианские заповеди и их толкование».)

Учитель: Одна из христианских заповедей гласит: «не завидуй».

Об этом человеческом пороке писали в своих произведениях все известные литераторы.

(Слайд № 2. Перечислены все 6 пороков)

1)»Зависть – сестра, соревнования, следственно из хорошего рода». (А.С. Пушкин)

2) «Зависть – признание себя побеждённым» (А. Скрябин)

3) «Не завидуй, ибо, где зависть и сварливость, там неустройство и всё худое» (Христианская заповедь)

4) «Талант порождает столько зависти, что порой его отсутствие, кажется благом». (А. Попов)

5) «Зависть, есть скорбь о благополучии ближнего». (Плутарх)

6) «Если кому-то везёт, не завидуй ему, а порадуйся с ним вместе, и его удача будет твоей, а кто завидует, тот себе же делает хуже». (Древне – греческий философ Эзоп)

Учитель: - Ребята прокомментируйте высказывания известных поэтов, учёных, философов? Что они хотели нам сказать?

III)  (видео – ролик) Стихи С. Бранта

Учитель: - Завистливый человек не может бороться с этой съедающей его эмоцией, он мучается и страдает, впадает в стрессовое состояние, может совершить плохие поступки.

Вопрос учащимся: Какие плохие поступки может совершить человек?

На экране (слайд № 3 все 4 пункта):

1)    Злословие – оболгать человека. («Самая опасная ложь – это истина, слегка извращённая»)

2)    Подлость.  Свою вину переложить на чужие плечи.

3)    Воровство (у меня нет, но я украду и будет!)

4)    Убийство (самое страшное, что может произойти)

Учитель: - А имеем ли мы на это право?

(Учащиеся пытаются ответить на вопрос)

Обратимся к Библии. Христианская заповедь гласит: «Бог создал, человека, Бог его и заберёт!» А человек не имеет на это никакого права. Нет! Нет! Нет!

IV)  Презентация.

(Ребята читают по очереди)

Вопрос: Как уберечь себя от зависти?

V)  Притча о зависти.

Учитель: Один старый мастер боевых искусств решил больше никогда не биться. Но однажды его всё – таки вызвал на бой один нахальный юный воин, который считал, что он куда искуснее и сильнее.

Однако, старый мастер просто сидел, и никак не реагировал на нахала. Тогда воин принялся оскорблять его, и его предков, чтобы спровоцировать мастера, но и это ему не помогло. В конце концов, юный воин отчаялся и ушёл. Ученики мастера были удивлены действиями своего учителя, многие начали его осуждать:

- неужели вам не дорога ваша честь и честь ваших предков?

Тогда старый мастер сказал: ………..

Классный руководитель: - Продолжите фразу.

- Что ответил мастер ученикам?

- Как вы думаете?

- Когда вам дарят подарок, а вы его не принимаете, то кому тогда принадлежит  этот подарок?

- Конечно тому, кто его дарит!

- Так же дела обстоят с завистью, злостью и ненавистью.

Если мы их не принимаем, они остаются у дающего.

VI)  Заключение. Итоги классного часа.

(Видеоролик «Окно»)

Последние слова – пожелания учителя.

Стихи Омара Хайяма.

Не завидуй тому, кто силён и богат.

За рассветом всегда наступает закат.

С этой жизнью короткою, равною вздоху,

Обращайся, как с данной тебе на прокат.

Используемые источники:

Селевко Г.К. Управляй собой. – Изд. 2-е. – М.: Народное образование, 2005. – Серия «Самосовер­шен­ствование личности».

Рекомендуем посмотреть:

Классный час 10, 11 класс, для студентов колледжа. Нравственное воспитание

Классный час в 10 классе на тему: Моё право выбора

Классный час в 11 классе на тему: Семья

Классный час 10, 11 класс, для студентов колледжа. Твоё свободное время

Классный час 10, 11 класс, для студентов колледжа. Здоровый образ жизни

Мила Кузьмина # 27 августа 2013 в 20:29 +1
Спасибо за классный час. Тема актуальна. С удовольствием предложу своим классным руководителям старших классов. Замечательная подборка роликов, пословиц, высказываний.В сценарии красной нитью видно воспитание уважительного отношения к себе и другим людям, ответственности за совершаемые поступки.
Полякова Вера # 13 сентября 2013 в 20:13 +1
Спасибо, Мила! Очень мило с Вашей стороны.
татьяна # 1 октября 2013 в 17:48 +1
очень интересный материал
olya.literator # 5 января 2014 в 07:17 +1
Замечательно! С вашего позволения воспользуюсь. Не вижу презентации. Видио-ролики сама ищу.
Татьяна # 16 января 2014 в 17:37 0
Спасибо. Замечательный материал, обязательно воспользуюсь
Жукова Елена Анатольевна # 14 февраля 2014 в 10:28 0
Спасибо за представленный материал классного часа. Тема актуальна. Замечательная подборка роликов, пословиц, высказываний, что позволяет так легко без назидания вести разговор о человеческих пороках /зависти/.
Елена Анатольевна Жукова # 15 февраля 2014 в 16:40 0
Спасибо за представленный материал классного часа. Тема актуальна. Замечательная подборка роликов, пословиц, высказываний, что позволяет так легко без назидания вести разговор о человеческих пороках /зависти/.
Павлова Ольга Владимировна # 10 апреля 2014 в 22:29 0
Учитель совершенно не читал Библии. Это же некомпетентно - выставлять цитаты якобы из нее!
Людмила Владимировна Курьянова # 20 ноября 2014 в 22:07 0
Спасибо за такое насыщенное, поучительное и нравственное занятие с применением мультимедийной презентации, использованием художественного слова. Обязательно воспользуюсь вашим материалом.
Елена Викторовна Краснова # 19 октября 2015 в 21:55 0
Материал хороший. Тема актуальна, виден нестандартный подход. Обязательно воспользуюсь
Елена Анатольевна Камаева # 26 февраля 2016 в 19:10 0
Добрый вечер! Классный час поднимает актуальную проблему не только детей, но и взрослых.Думаю, все, что услышали старшеклассники, пригодится в жизни. Спасибо!
Лада Геннадьевна Попова # 9 августа 2016 в 16:57 0
Очень хорошая разработка. Тема "Зависть" не так часто обсуждается с учениками, а зря. В наш меркантильный век, нужно уделять таким воспитательным направлениям больше внимания.