Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Развитие познавательной активности детей 6-7 лет через поисково-исследовательскую деятельность в детском саду

Из опыта работы воспитателя ДОУ. Развитие познавательной активности детей через поисково-исследовательскую деятельность
Аннотация
В данной методической разработке представлена система работы по познавательно – исследовательской деятельности в рамках организации кружковой работы «Юные исследователи» воспитателя подготовительной группы детей.
Данный материал может быть полезен в работе педагогам, работающим по теме экспериментирование и исследовательская деятельность детей в детском саду.
Педагог, использующий экспериментирование в своей работе, найдет для себя что-то новое, а неработающий, поймет насколько это интересное и увлекательное занятие. Участники: дети старшего дошкольного возраста (5-7 лет), родители воспитанников, педагоги.

Введение
Ребенок по природе своей исследователь. Однако самостоятельно дошкольник еще не может найти ответы на все интересующие его вопросы – ему помогают педагоги.
Считаю, что через познавательно-исследовательскую деятельность дошкольники смогут получить возможность напрямую удовлетворить присущую им любознательность, упорядочить свои представления о мире. Обучение детей должно содержать элементы самостоятельной исследовательской деятельности, оно должно быть «проблемным» и строится как самостоятельный творческий поиск, а использование исследовательских методов обучения на занятии поможет педагогу увлечь, заинтересовать, пробудить жажду познания в каждом ребенке.
Исходя из актуальности приоритетного направления, понимая, какое значение имеет детское экспериментирование в развитии интеллектуальных способностей, стремясь создать условия для исследовательской активности ребёнка, я сформировала цель своей работы: развитие познавательной активности старших дошкольников через поисково-исследовательскую деятельность.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Проанализировать литературу по данной проблеме.
2. Развивать познавательный интерес к предметам и явлениям неживой природы, умение наблюдать, обследовать, сравнивать, обобщать и делать выводы, через опытно-экспериментальную деятельность.
3. В ходе проведения совместных экспериментальных действий развивать у детей бережное, ответственное, эмоционально- доброжелательное отношение к миру природы; любовь к родному краю.
4. Разработать систему познавательных занятий, игр, наблюдений.
5. Пополнить исследовательскую лабораторию новыми атрибутами для исследовательской деятельности детей.
6. Привлечь родителей к активному участию в работе.

1. Теоретическое обоснование темы.
1.1. Поисково-познавательная как средство развития мировидения ребенка

Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детской опытно-экспериментальной деятельности в практику моей работы.
Опытно - экспериментальная деятельность позволяет объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивает наблюдательность и пытливость ума, развивает стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность.
1.2. Формы работы опытно – экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста.
Содержание этой работы реализуется в следующих трех блоках педагогического процесса:
1. Специально организованные занятия по познавательной деятельности с включенными опытами по заданной теме.
2. Совместная деятельность педагога с детьми.
3. Свободная самостоятельная деятельность детей.
Организация экспериментальной работы в нашем учреждении осуществляется по трем направлениям, каждое из которых представлено несколькими темами:
- Живая природа (характерные особенности времен года, животные и их приспособление к окружающей среде),
- Неживая природа (камни, песок, глина, воздух, вода, цвет, вес),
- Человек и рукотворный мир (части тела, материалы и их свойства, преобразования предметов).
При планировании нужно основываться на принципы, на которые опирается вся работа по организации исследовательской деятельности:
- Демократичности (планирование совместно с родителями, педагогами, т. е. прозрачность действий;
- Участия (вовлечение всех участников образовательного процесса во все стадии планирования, реализации и оценки);
- Динамичности (развитие от простого к сложному);
- Непрерывности (начало – результат в большом и малом, чувство связи: ребёнок - родители – детский сад);
- Целостности (укрепление физического, умственного, социального и духовного здоровья);
- Реалистичности (жизнеспособность);
- Интеграции (сотрудничество с другими организациями из различных областей);
- Измерение успеха (оценка деятельности).
Со своей стороны я постаралась организовать работу так (учет возрастных особенностей, подготовка теоретической базы, развивающей среды), чтобы у детей сформировалась устойчивая привычка задавать вопросы, самостоятельно на них отвечать. Дети активно проявляли познавательный интерес, применяли полученные знания в самостоятельной деятельности. Так как детям этого возраста доступны двух- и трехчленные цепочки причинно-следственных связей, мы все чаще задавали вопрос «Почему?».
Наряду с традиционными методами и приёмами, использовала инновационные технологии воспитания и обучения дошкольников. В процессе экспериментирования применяю компьютерные и мультимедийные средства обучения, что стимулирует познавательный интерес дошкольников. Намного интереснее не просто послушать рассказ воспитателя об объектах или явлениях, а увидеть захватывающие картинки на экране с помощью презентации. ( « Кто живёт в воде», «Как звери меняют шубки», «Разноцветная радуга»)
Свои взаимоотношения с детьми я строю на основе партнёрства. В любом возрасте роль педагога остаётся ведущей. Без него эксперименты превращаются в бесцельное манипулирование предметами, не завершённое выводами и не имеющее ценности. Стараюсь, вести себя так, чтобы детям казалось, что они работают самостоятельно. Работа с детьми строится с учётом закономерностей детского экспериментирования.
1.3. Перспективное планирование познавательно- исследовательской деятельности в подготовительной группе
Занятия проводятся во второй половине дня и на прогулках 2 раза в месяц. Продолжительность каждого занятия - 30 минут.
Блок Месяц Тема занятия Программное содержание Опыты
Живая природа Сентябрь
1.«Здравствуйте, насекомые»

2. «Комнатные растения» Расширять и закреплять знания о насекомых (бабочка, божья коровка, пчела, муравей, гусеница). Рассказать о пользе, дать знание об образе жизни насекомых и их необходимости.

Познакомить детей с комнатными растениями (геранью, алоэ, фиалка, хлорофитум). Рассказать детям как вода поступает в листья. Совершенствовать навыки ухода за растениями. «Рассматривание насекомых»
«Почему они летают»

«Листья шуршат»
«Угадай, какое это растение»
«Полив растений»
Октябрь 3. «Дыхание растений»
4. «Знакомство с ежиком» Дать детям понятие, что растение – живое существо, оно дышит, растет, пьет.
Расширить знания о ежах (внешний вид, образ жизни, питание, повадки). Упражнять в звукоподражании. «Растение дышит»

«Почему колючий ежик»
Ноябрь 5. «Посадим лук»

6. «Знакомимся с жизнью птиц» Формировать практические знания о посадке лука в землю и в воду. Сообщить, что из луковиц можно вырастить зеленый лук, очень полезный и витаминный.
Познакомить детей со свойствами лука.

Углубить и расширить знания детей о птицах. Объяснить причину перелетов птиц (перелетные, зимующие, кочующие). Учить различать птиц от других животных. «Посадка лука в землю и в воду»
«Наблюдение за ростом корней в воде»
«Угадай, какая это птица»
«Кормушка для птиц»
Неживая природа Декабрь 7. «Знакомство со свойствами воздуха»

8.«Различные жидкости» Дать представление о воздухе как газообразном веществе. Познакомить со свойствами воздуха и способами его обнаружения. Знакомить с органами дыхания человека. Помочь детям понять, что загрязнение воздуха влияет на здоровье человека

Познакомить с различными жидкостями: водой, молоком, соком, растительным маслом. Выявить различия в процессах замерзания жидкостей. Познакомить со свойствами воды. «Что в пакете»
«Надувание мыльных пузырей»
«Сухой из воды»
«Плавающий апельсин»
«Цветные льдинки»
«Вода – растворитель»
«Почему айсберги не тонут?»
Январь 9. «Песок, его свойства. Песочные часы»
10. Познакомить детей со свойствами песка и глины: цветом, структурой. Обучить детей возможным действиям обследования, учить проводить несложные опыты «Что можно сделать за минуту»
«Песчаный конус»
Февраль 11. «Зеркало»
12. «Свет и тень» Расширять представления об окружающем мире через знакомство со свойствами зеркал. Познакомить с историей возникновения зеркал, его оптическими свойствами.
Познакомить с образованием тени от предметов, у становить сходство тени и объекта, создать с помощью теней образы. «Был один – стало много»
«Волшебные слова»
«Теневой театр»
Человек и рукотворный мир Март 13. «Наши помощники

14. «Термометр и температура» Дать детям представление об органе слуха – ухо.
Познакомить со строением уха человека и животного. Сформировать вместе с детьми рекомендации по уходу за ушами.
Познакомить детей с особенностями работы органа обоняния – носа, органами позволяющего определить все запахи.

Развитие способности ребенка концентрировать внимание на измерении температуры окружающей среды и собственного тела.. Познакомить с понятием «температура»; формировать представление о приборе для измерения температуры - термометре; сравнение разных видов термометров «Слушай во все уши»
«Спичечный телефон»
«Изготовим рупор»
«Угадай по запаху»
«Как мы чувствуем запахи?»

«Измерим температуру тела»
«Какая погода на улице»
Апрель 15.«Почему горит фонарик»
16. «Измеряем и взвешиваем» Уточнить представления детей о значении электричества для людей; познакомить с батарейкой – хранителем электричества – и способом использования лимона в качестве батарейки.

Познакомить детей с ростомером и весами. Объяснить, что для точного определения используется специальный прибор. Познакомить с линейкой, весами, рулеткой, кантором. «Найди предмет с помощью фонарика»
«Горит – не горит»

«Измеряем рост»
«Измеряем стул»
«Взвесим предмет»
Май 17. «Магнит – фокусник»
18. «Хитрости инерции» Познакомить с магнитом, выявить их его свойства, взаимодействие магнита с разными материалами и веществами.

Познакомить детей с физическим явлением – инерцией, показать возможность практического использования инерции в повседневной жизни. «Магнитные силы»
«Мы – фокусники»
«Притягиваются – не притягиваются»

«Инерция яйца»
«Чья машина быстрее»

2. Реализация познавательно-исследовательской деятельности
Изучение методической литературы по вопросам ознакомления дошкольников с неживой природой и живой через познавательно-исследовательскую деятельность.

2.1. Создание мини-лаборатории для исследовательской деятельности
Для выполнения поставленных задач в группе сформирована предметно-развивающая среда для экспериментирования. Для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к экспериментальной деятельности оборудованы экологическая лаборатория и центр науки, мини- лаборатория.

Дети учатся на занятиях ставить цель, решать проблемы, выдвигать гипотезы и проверять их опытным путем, делать выводы. Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших «открытий», которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы.
В процессе экспериментирования ребенок получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность (почему? зачем? как? что будет, если?), почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем. При этом воспитатель - не учитель - наставник, а равноправный партнер, соучастник деятельности, что позволяет ребенку проявлять собственную исследовательскую активность.
Основное оборудование лаборатории:
• приборы – «помощники»: лабораторная посуда, весы, ёмкости для игр с водой разного объёма и формы;
• природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, спил и листья деревьев, мох, семена и т.д.;
• утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пробки;
• разные виды бумаги;
• красители: гуашь, акварельные краски;
• медицинские материалы: пипетки, колбы, мерные ложки, резиновые груши, шприцы (без игл);
• прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стёкла, сито, свечи.
• карточки-схемы проведения экспериментов оформленные на плотной бумаге (на обратной стороне карточки описывается ход проведения эксперимента)
• индивидуальные дневники экспериментов.
Материал, находящийся в уголке экспериментирования ориентирован на средний уровень развития ребенка. Но также собраны материалы и оборудование для проведения более сложных экспериментов, рассчитанных на одаренных детей и детей с высоким уровнем развития.
Работа в детской лаборатории начинается с экскурсии, где дети знакомятся с оборудованием и правилами поведения. К ребятам в лабораторию «залетает» галчонок Любознайка, приходит девочка Почемучка, почтальон Печкин, Незнайка и многие другие известные детям персонажи. Дети задают вопросы, а герой или присылает им в группу книгу или подсказку, либо предлагает спросить у родителей, а затем рассказать всем детям. Некоторые детские вопросы становятся темами очередной встречи с ним в лаборатории.
Опытно- исследовательскую деятельность с детьми организую не только в центре «Науки», но и на участке детского сада.
2.2. Организация взаимодействия с родителями
Большое значение в развитии познавательной активности ребенка-дошкольника имеет семейное воспитание. На группе проводились вечера вопросов и ответов, создан специальный стенд, где помещалась ежедневная информация о нашей деятельности с детьми и предложения, советы родителям.
Реализация поставленных задач в полной мере возможна лишь при условии тесного взаимодействия детского сада и семьи. С этой целью для родителей проводятся консультации, Дни открытых дверей. Родители
принимают активное участие в конкурсах уголков экспериментирования,
помогают в их оборудовании и пополнении необходимыми материалами,
способствуют удовлетворению познавательных интересов дома с помощью экспериментирования.
Например, что рекомендуется почитать, рассказать, нарисовать, как провести совместную экскурсию, организовать опыт и т. д.
Для повышения родительской компетентности проводились родительские собрания «Мы – будущие исследователи», «Значение детского экспериментирования в жизни ребёнка»; консультации « Игра или эксперимент», «Соблюдение правил безопасности», «Организация опытов в домашних условиях»; были составлены рекомендации:
-Как помочь маленькому почемучке;
-Ребенок - маленький исследователь;
-Игротека маленького исследователя.
Ожидаемый результат:
1. Вывести детей на более высокий уровень познавательной активности.
2. Развивать у детей самостоятельность, уверенность в себе посредством развития мыслительных операций
3. Способствовать пониманию ценности природы для общества и человека, с овладением нормами поведения в природной среде.
4. Обогатить предметно – развивающую среду в группе.
5. Повысить уровень педагогической культуры родителей.
Заключение
На своем опыте мы убедились, что познавательно – исследовательская деятельность способствует развитию активизации познавательной и творческой деятельности, развитию самостоятельности, самоконтроля и активности личности. Изучение познавательно-исследовательской деятельности, как целостного образования личности нам позволило выявить интегративные качества личности, формируемые в процессе данного вида деятельности:
- во-первых, наши дети стали любознательными, активными. Они проявляют сильные эмоции удивления, радость познания, восторг, удовлетворенность деятельностью;
- во-вторых, дети усваивают эталоны, вырабатывают свои правила поведения, способы действий и приобретают внутренний опыт, что приводит к формированию стойкой познавательно-исследовательской деятельности, к развитию такого интегративного качества, как владение универсальными предпосылками учебной деятельности.
- в-третьих, у детей развиваются такие интегративные качества, как эмоциональная отзывчивость, овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
- в-четвертых, развиваются волевые (регулятивные) процессы – целенаправленность, преодоление трудностей, принятие решений, сосредоточенность внимания, отношение к процессу и результатам деятельности, развитие рефлективных способностей – то, что регулирует и развивает исследовательскую деятельность; развивается интегративное качество: способность управлять своим поведением и планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели.
Считаю, что система работы, проведенная в моей группе по развитию познавательной активности детей дошкольного возраста через экспериментирование в совместной деятельности, доказала свою состоятельность и эффективность т. к. была достигнута цель и решены поставленные задачи.
Результаты работы свидетельствуют об эффективности выбранной стратегии. Благодаря сотрудничеству и сотворчеству педагогов, детей и родителей удалось достичь намеченной цели и решить поставленные задачи.
Таким образом, интеграция познавательно – исследовательской деятельности в образовательном процессе нашего детского сада положительно отразилась на итогах развития интегративных качеств личности дошкольников, что является одним из ожидаемых результатов по созданию условий для достижения равных стартовых возможностей к обучению в школе.

Список использованной литературы
1. Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет» Издательство «Учитель», Воронеж, 2002г.
2. Дыбина О.В., Рахманова Н. П. «Неизвестное рядом» Творческий центр, - М. 2005г.
3. Зенина Т.Н. «Конспекты занятий по ознакомлению дошкольников с природными объектами», Педагогическое общество России. – М., 2006г.
4. Иванова А.И. «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду»
5. Иванова А.И. «Детское экспериментирование - как метод обучения»
6. И. Э. Куликовская «Детское экспериментирование»
7. Николаева С.Н. «Экологическое воспитание дошкольников», - М., 1998г.
воспитание» №6 за 2006г.)
8. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. Под редакцией Прохоровой Л. Н., - М., АРКТИ, 2005г.

Рекомендуем посмотреть:

Мастер-класс для воспитателей ДОУ Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста через экспериментирование Развитие познавательной активности в процессе подготовки детей к школе Развитие познавательной активности дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО
Опубликовано: 2885 дней назад (11 декабря 2016)
Просмотров: 7675
+1
Голосов: 1

Нет комментариев. Ваш будет первым!