Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста через познавательно-исследовательскую деятельность в условиях реализации ФГОС ДО
В законе «Об образовании в Российской Федерации» в числе основных форм организации образовательного процесса является познавательно-исследовательская деятельность, которая входит в число специфически детских видов деятельности, а значит, как утверждал А. В. Запорожец, создает условия для обогащения развития ребенка. Она позволяет спроектировать условия возникновения таких психических способностей и свойств, которыми ребенок пока не обладает, направить процесс их становления не только извне – через побуждение, но и изнутри – путем построения совместной деятельности педагога и ребенка. На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой деятельностью огромное значение для развития ребенка приобретает познавательно-исследовательская деятельность, которая понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, но главным образом как поиск, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, в процессе сотрудничества, сотворчества.
Однако в своей практике многие педагоги сталкиваются с проблемой, интеллектуальной пассивностью детей. Исследования показывают, причины интеллектуальной пассивности лежат в ограниченности интеллектуальных впечатлений, интересов ребенка. Опираясь на труды отечественных педагогов Г.М. Лялиной, А. П. Усовой, Е. А. Панько, делаем вывод о необходимости включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они смогли бы обнаруживать все новые и новые свойства предметов, их сходства и различия. Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития поисковой деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается. Китайская пословица гласит: «Расскажи – я забуду, покажи – и я запомню, дай опробовать – я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот это является основой познавательно – исследовательской деятельности детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО. Понимая, какое значение имеет детское экспериментирование в развитии интеллектуальных способностей, поэтому особое внимание уделяется организации познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста в ДОУ. Для реализации ФГОС ДО необходимо создать условия для исследовательской активности ребенка.
Главное достоинство познавательно-исследовательской деятельности состоит в том, что ребенок познает объект в ходе действий с ним, а для этого необходимо иметь под рукой нужные материалы. Их условно можно разделить на
три части:
• приспособления для экспериментов;
• материалы, при помощи которых фиксируются результаты эксперимента (блокноты, карандаши, стикеры с надписями, концентрические круги);
• пособия для визуализации (картинки, схемы, таблицы, слайды, фильмы). Подбирая пособия, следует руководствоваться таким правилом: у детей должно быть все необходимое и ничего лишнего.
Основной метод работы в ходе познавательно-исследовательской деятельности – самостоятельное экспериментирование как способ разрешения проблемной ситуации. Чтобы сделать это, ребенок должен актуализировать свой опыт, установить в нем иные связи, овладеть новыми знаниями и умениями. В процессе экспериментирования, чтобы направить поиск в нужное русло детям предоставляется возможность вступить в диалог друг с другом и педагогом. Коллективно-поисковая деятельность становится своеобразной цепочкой к мысли и действия, идущей от педагога к детям, от одного ребенка к другому. Экспериментирование способствует развитию мышления, ведь начинается оно с проблемы или вопроса, с удивления или недоумения, с противоречия. Этой проблемной ситуацией определяется вовлечение личности в мыслительный процесс, который всегда направлен на решение какой- то задачи. При всех достоинствах экспериментирования как метода мы не можем только с его помощью решить проблемы. Поэтому дополняем его беседами, объяснениями, рассказами, слайд - презентациями. Целесообразно чередование методов, их взаимосвязь и взаимодополнение обеспечивают активность в познавательно - исследовательской деятельности.
Дети дошкольного возраста – пытливые исследователи окружающего мира. Они познают его в труде, на прогулках, НОД, в общении со сверстниками. Задача взрослого – не подавлять ребенка грузом знаний, а создавать условия для самостоятельного нахождения на свои вопросы «Почему?» и «Как?».
Рекомендуем посмотреть:
Арт-терапия в работе с детьми
Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста через экспериментирование
Развитие познавательной активности в процессе подготовки детей к школе
Развитие познавательной активности детей 6-7 лет через поисково-исследовательскую деятельность в дет