Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Развитие познавательной активности в процессе подготовки детей к школе

Развитие познавательной активности в процессе подготовки детей к школе
Автор - составитель: Ханина Анастасия Сергеевна, МАДОУ "Детский сад № 173" г.о. Самара
Описание материала: В наше время очень важно научить ребенка приобретать необходимые знания самостоятельно. а это невозможно без развития познавательных способностей. Материал раскрывает особенности детского экспериментирования, в различных видах детской деятельности.
Развитие познавательной активности в процессе подготовки детей к школе
«Напичканный знаниями ученик, но не умеющий
их использовать, похож на рыбу, которая не
умеет плавать»
А.Л. Мориц

Дети по природе своей исследователи. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, искать новые сведения о мире – все это характерно для ребенка-дошкольника.
Исследовательская, поисковая деятельность – естественное состояние ребенка. Он настроен на познание мира, он хочет его открывать.
Однажды в детском саду провели такой эксперимент. Комнату разделили ленточкой на две части. В одной половине – все, что душе угодно: пианино, мячи, игрушки. Детям сказали: «Сидите здесь, играйте, но за ленточку не заходите». А вдруг части комнаты, за ленточкой, не ничего, там пусто. Возраст детей – от з до 6 лет.
Какова же реакция детей? Дети всегда спрашивают: почему туда нельзя? Им отвечают: нельзя - и все. Экспериментатор уходит и наблюдает за поведением детей через окно.
Как поступают дети? Так вот, дети всегда нарушают запрет, но все по-разному. Самые маленькие выскакивают за черту, и – тут же назад. Дети постарше ведут себя хитрее: одной ногой ходят, «где можно», другой – по запрещенной территории. Самые сообразительные как бы случайно выкатывают мячик «за границу» - и бегут за ним.
Что же заставляет их переступать черту, за которой «нельзя»? За этим стоят не только классические законы поведения, но и некая биологическая потребность в поиске, в «перешагивании черты» непознанного.
Дети учатся всегда и везде. В них заложено природой огромное желание познавать, открывать мир вокруг себя. Мы часто видим, как дети вроде бы бесцельно рвут бумагу, бросают в воду разные предметы, разбирают по частям игрушки. Очевидно, их задача при этом – не намусорить или сломать что-то, а понять свойства различных материалов. Наша задача при этом – помочь ребенку в проведении его исследований, сделать их полезными и безопасными.
Современное общество уже давно нуждаются в людях, умеющих, креативно мыслить, быстро и верно реагировать на изменившиеся условия, принимать самостоятельные решения. Школа уже не нуждается в учениках, напичканных знаниями, но не умеющими ими пользоваться. Важно научить ребенка приобретать знания самостоятельно, пользоваться ими для решения познавательных и практических задач. Это нужно, чтобы подготовить детей к жизни, помочь им состояться в этом сложном быстро меняющимся мире, быть успешным и конкурентноспособным на рынке труда.
Древняя пословица гласит: «Дай мне рыбку, и я буду сыт в этот день. Научите меня ловить рыбу, и я буду сыт всю жизнь».
В общественном сознании и педагогическом мышлении долго существовал миф о том, что человек должен в начале обогатить память готовыми знаниями и лишь потом, на 3-м, 4-м десятке жизни, придя в аспирантуру, научную кафедру заняться исследовательской деятельностью. На самом же деле исследователь формируется с первых лет жизни.
Стремительно меняющаяся жизнь заставляет нас пересматривать роль и значения исследовательского поведения в жизни ребенка. В 21 веке становится все более очевидно, что умения и навыки исследовательского поведения требуются не только научным работникам, а необходимы каждому человеку в самых разных сферах жизни.
Для того, чтобы исследовательское поведение у детей развивалось, нужно создавать условия. Детское исследование универсально, оно может быть реализовано в любой предметной сфере. Поэтому практически все предметы таят в себе большие возможности для развития навыков исследовательского поиска.
Рассмотрим некоторые примеры детского экспериментирования. Например, в игре. Сколько игрушек ломается детьми и сколько статей написано об этом! Но ломая игрушку, маленькие исследователи реализуют тягу к познанию (а что внутри? Как все там устроено?).
В изодеятельности дети много и охотно рисуют, лепят. Для маленького ребенка изобразительная деятельность по сути своей – это вид поисковой деятельности. Просто фломастер оставляет замечательно яркий след на бумаге, а на обоях еще лучше! А пластилин легко меняет форму. А краски, смешиваясь на бумажном листе, создают неожиданно красивые сочетания. Все это очень интересно и увлекательно и хочется знать, как и почему это происходит.
В конструировании исследовательское поведение проявляется ярко. Дети охотно строят и конструируют из различных материалов. Очень их привлекает то, что мы пренебрежительно называем «отходами». Поистине бесценным для детских исследований является то, что мы считаем ненужным мусором: гайки, камешки, палки, кусочки ткани.
В природе детей интересует все. Почему дует ветер? Почему тает снег? Где живут воробьи? Кто раскрасил радугу? С этих вопросов начинается детское экспериментирование.
Маленький ребенок проводит свои опыты и в социальном мире. Вот воспоминания одного профессора о своем детстве. Когда ему было 5 лет, мама взяла его на детский концерт. А там по ходу действия часто появлялся мужчина крошечного роста со сморщенным лицом и прыгающей походкой. Мальчик никогда раньше не видел лилипута и был поражен внешностью этого мужчины. Его мучили сомнения: кто же это – человек или кукла? Он посчитал, что перед ним все-таки хорошо сделанная кукла со сложным механизмом. Ну а поскольку он сомневался, то решил проверить. Проще говоря, он провел эксперимент. Выждал момент, когда лилипут повернулся к нему, и в это время высунул язык и показал лилипуту «длинный нос» руками. Так он хотел проверить реакцию и выяснить, кто же перед ним: кукла или человек. Если никакой реакции – то это кукла. Если же рассердится или удивится, значит, человек. Что же это по сути? А это и есть детский социальный эксперимент.
Почему важно не тормозить развитие исследовательского поведения? Не прерывать исследовательские порывы, пытаясь направить его познавательную активность в то русло, которое сами считаем наиболее важным? Стремясь сделать благое дело – научить, мы, не обращая внимания на природную познавательную потребность ребенка, фактически сами препятствуем развитию детской любознательности. Но ценность самостоятельных исследований, ценность детского экспериментирования состоит в том, что оно влияет на процесс саморазвития, на все психическое развитие. Ядром умственного развития, его основным содержанием является как раз развитие психических процессов: памяти, восприятия, мышления, воображения, внимания.
Исследовательский поиск для ребенка важен не только с точки зрения получения какого-то продукта. Он имеет самостоятельную ценность. Ребенок испытывает удовольствие от самого процесса творческого исследовательского поиска.
В ходе эксперимента ребенок может получить совершенно неожиданные для него результаты, что ведет к изменению направления деятельности, ее существенной перестройке. В этом заключается гибкость детского экспериментирования, способность быстро перестраивать свою деятельность.
В условиях детского сада организуются специальные занятия по детскому экспериментированию. Ценность таких занятий в том, что дети на них не получают готовых знаний от воспитателя, а учатся добывать их сами. Постепенно они понимают, что источников информации много: это и книги, и телевидение, и помощь взрослого, и опыт. Так развивается самостоятельность, инициатива.
Эксперименты делятся на естественные и лабораторные. Они отличаются друг от друга тем, что позволяют изучать явления в условиях отдаленных или приближенных к действительности. Естественный эксперимент проводится в обычных условиях, лабораторной предполагает создание искусственной ситуации.
Эксперимент не всегда предполагает жестко организованных и заранее спланированных занятий. Иногда дети сами определяют интенсивность и продолжительность занятий, свободно планируют свое время, выбирая тему и предметы для собственных исследований.
Главная задача воспитателя – поощрять и деликатно направлять исследовательскую инициативу ребенка. Воспитатель наблюдает за детьми, помогает наводящими вопросами, иногда показывает образцы действий. На таких занятиях ребенок упорядочивает разрозненные представления и впечатления, учится анализировать, выделять существенное, развивает речь. Важно научить ребенка доводить начатое дело до конца, до его логического завершения.
Чего нельзя и что нужно делать в детском экспериментировании.
• Для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию нельзя отказываться от совместных действий с ребенком, потому что ребенок не может развиваться в обстановке безучастности к нему взрослых.
• Сиюминутные запреты без объяснений сковывают активность и самостоятельность ребенка. Если у вас возникнет необходимость что-то запретить, то обязательно объясните, почему вы это делаете.
• Предоставляйте детям возможность действовать с различными предметами и материалами, поощряйте его исследовательский пыл.
• Побуждайте доводить начатое дело до конца, эмоционально оценивайте усилия и активность ребенка. Ваша положительная оценка для него важнее всего.
• Помните, что «самое лучшее открытие – то, которое ребенок делает сам».
(Ральф У. Эмерсон)

Рекомендуем посмотреть:

Лего-технология в системе дополнительного образования в ДОУ Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста через экспериментирование Развитие познавательной активности дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО Развитие познавательной активности детей 6-7 лет через поисково-исследовательскую деятельность в дет

Похожие статьи:

Изучение азбуки с дошкольниками в детском саду

Восприятие информации детьми

Утомление и переутомление у детей дошкольного возраста

Развивающие раскраски для детей от 3 до 5 лет

Экскурсия для дошкольников в школу

Дидактические игры на развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста | Поэзия для развития речи у дошкольников
Опубликовано: 3362 дня назад (9 октября 2015)
Просмотров: 1739
Рубрика: Консультации
+4
Голосов: 4
Ферюза Кабулжановна Валимухаметова # 9 октября 2015 в 14:00 +1
Информация, которую лучше знать. Спасибо.
Екатерина Александровна Медведева # 9 октября 2015 в 14:54 +1
Подготовка к школе – процесс сложный и многослойный, включающий в себя разнообразные компоненты. Сначала основное внимание было сосредоточено на том, какие именно знания и навыки необходимо давать дошкольникам, то в настоящее время на первое место выдвинут вопрос - какие условия нужно создать для обеспечения эффективного поступательного развития ребёнка, его осознанного умения использовать разные способы и приёмы познания. Это не только формирование умственных способностей дошкольников, но и развитие познавательной активности, умения целенаправленно осуществлять элементарную интеллектуальную и практическую деятельность. Основой является развивающее обучение, то есть такое обучение, содержание, методы и формы организации которого ориентированы на закономерности развития ребенка, в частности на его самостоятельность и активность.
Светлана Викторовна Тарасенкова # 9 октября 2015 в 16:38 0
Огромное спасибо! Материал интересный и очень нужный, возьму на заметку. Всех благ!
Татьяна Ивановна Дуплихина # 10 октября 2015 в 12:20 +1
Полностью согласна с вашей статьей. Воспитатель постоянно должен стимулировать детское любопытство, быть готовым к вопросам детей, не сообщать знания в готовом виде, а помочь в ответ на вопрос ребенка получить их самостоятельно, поставив небольшой опыт. К сожалению, сейчас отмечается тенденция к снижению детской познавательной активности. Я считаю, что к решению этой проблемы нужно также привлекать родителей детей.
Спасибо.