ПРОЕКТНЫЙ МЕТОД КАК СРЕДСТВО ВНЕДРЕНИЯ ФГОС В СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО ДОУ В ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
Гармоничное развитие личности дошкольника - важная государственная задача. И это закономерно. Ведь за последние годы в нашей стране значительно увеличилось число людей, страдающих невротическими расстройствами и другими эмоциональными нарушениями. Среди них немало детей дошкольного возраста. Ряд отечественных авторов связывает возникновение эмоциональных нарушений у детей с психическими травмами. К ним ученые, в частности А. Д. Захаров, В, И. Гарбузов, В. И. Козлов и другие, относят испуг, семейные конфликты. Анализ большинства исследований показывает: в детском возрасте основная причина эмоциональных нарушений - не острые, а затяжные психические травмы. Психотравмирующие ситуации непосредственно вытекают из семейных отношений и тесно связаны с тем, как взаимодействуют между собой дети и родители [8, с.3].
Семья играет в воспитании ребенка основную, долговременную и важнейшую роль. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни.
Исследования отечественных психологов (А. Н. Леонтьев, А. В. Петровский) свидетельствуют о том, что в семье создаются наиболее благоприятные возможности для укрепления здоровья ребенка, развития его физических качеств, нравственных чувств, привычек и мотивов поведения, интеллекта, приобщения к культуре. Решением проблем психологической коррекции, возникших в результате нарушенных отношений в семье, необходимо заниматься в детских садах.
Наша группа компенсирующего вида, наши воспитанники – дети с речевой патологией, из опыта работы с такими детьми и их семьями были выявлены проблемы: отсутствие у родителей адекватного представления о серьезности речевой патологии у ребенка, незнание родителями методов коррекционно-развивающей работы с ребенком. Поэтому одной из первостепенной задач ДОУ считается привлечение взрослых членов семьи в совместной деятельности. Поиск новых путей для реализации задач просвещения и воспитания привел нас к осуществлению проектной деятельности, в которую должны были включены все участники педагогического процесса: дети, семья, воспитатели и специалисты учреждения[7, с.4]. Проблемы психического здоровья дошкольников и поиски путей оказания помощи детям привели к идее создания программы «Тропинка к счастливой семье».
Цель программы: создание условий по формированию позитивных взаимоотношений родителей и детей.
В своей работе мы выделили следующие задачи:
• создать условия для формирования у дошкольников ценностного отношения к семье;
• создать условия для привлечения родителей к участию в развлечениях;
• способствовать развитию отношений партнерства и сотрудничества родителя с ребенком в процессе взаимодействия;
• способствовать развитию коммуникабельности;
Разрабатывая программу, мы предполагали получить следующий результат через использование такой формы работы с детьми и родителями, как проектная деятельность:
-родители будут активными участниками в деятельности по экологическому воспитанию детей;
-улучшиться семейный микроклимат; сплотиться семья.
-повыситься педагогическая компетентность родителей и познавательный интерес у детей.
Программа «Тропинка к счастливой семье» состоит из нескольких этапов:
I этап - изучение эмоциональных взаимоотношений в семье дошкольника.
Целью этапа исследования является выявление особенностей эмоционального микроклимата в семьях дошкольников.
Было проведено анкетирование, тестирование:
- для определения удовлетворенности ребенка своим положением в семье;
- определения родительского отношения ребенку.
- определения уровня знаний и представления у родителей о воспитании детей.
А также на первом этапе проведено много работы на установление доброжелательных отношений с родителями и детьми.
II этап - психологическое просвещение родителей по вопросам взаимоотношений с детьми и профилактика проблемных ситуаций.
Для просвещения родителей по вопросам взаимоотношений с детьми и профилактики проблемных ситуаций проведены родительские собрания, семинары, консультации, цель которых была повысить психолого-педагогическую грамотность родителей и развитие умения общения родителей с ребенком.
Общие темы разговоров, общие игры, дела, книги, стихи, загадки улучшают микроклимат в семье.
III этап - привлечение родителей к совместной работе по экологическому воспитанию.
Родители детей были привлечены к участию в конкурсах, развлечениях, КВН, праздниках. В группе были проведены: развлечения «В гостях у лесовика», «В гостях у сказки»; КВН «Мы друзья природы», викторины «Самый, самый», «Знатоки природы»; конкурс «Мама - солнышко мое», конкурс плакатов «Берегите природу»; праздники «Осенины», «Колядки», «Масленица».
Общие темы разговоров, общие игры, дела, книги, стихи, загадки улучшают микроклимат в семье.
IV этап - совместные коррекционно-развивающие занятия детей и родителей в форме экологических проектов.
Анализ результатов изучения эмоциональных взаимоотношений в семье дошкольника показывает, что в психологической коррекции нуждаются не только дети, но и их родители: им нужно помочь овладеть навыками, которые способствовали бы развитию позитивных детско-родительских отношений. Поэтому были проведены семинары «Игры, в которые играют взрослые и дети», «Играем вместе», мастер-классы по изготовлению поделок, тренинги, на которых мы обучали родителей, как обращаться с ребенком в той или иной ситуации.
Разработаны занятия, цель, которых развитие и коррекция детско-родительских отношений, формирование эмоционально-положительного состояния детей.
Программа состоит из 12 занятий, которые проводятся 1-2 раза в месяц в форме экологических проектов продолжительностью 30 минут. Каждое занятие включает в себя этюды, игры-беседы, упражнения и т. д. Они коротки, разнообразны, доступны детям и взрослым по содержанию. [6, с.28].
После завершения всех этапов работы проводится итоговое собрание с родителями и воспитателями, где подводятся результаты работы и раздаются рекомендации родителям по закреплению внутрисемейного общения с детьми.
Таким образом, мы считаем программа «Тропинка к счастливой семье» дает положительный результат, так как устраняет источник межличностных проблем, развивает позитивное взаимодействие, снижает число родительско-детских конфликтов, улучшает эмоциональный микроклимат семьи.
Кроме того, происходят изменения в личностно-эмоциональном развитии детей; повышается самооценка и взаимооценка, снижается конфликтность; развиваются эмпатия, творческие способности, воображение, наблюдательность; формируются чувство сопереживания, сотрудничества, самоуважения, уверенности в своих силах и в себе.
В заключении, хотелось особо отметить результат: взаимоотношения родителей с педагогами поднялись на новый уровень: родители стали активнее участвовать в образовательном процессе, с желанием и позитивным отношением откликаются на просьбы со стороны воспитателей, администрации детского сада
Проектная деятельность плодотворно влияет на интеллектуальные, творческие способности детей, повышает компетентность родителей. Эта деятельность активизирует работу всего педагогического коллектива.
Библиографический список
1.Грядкина Т.С. Здоровьесберегающие и здоровьеформирующее физическое воспитание в дошкольном образовательном учреждении //Дошкольная педагогика. -2008. - №2. С.62-63.
2.Егоренко Л.И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников. – М.: АРТИ, 2001.
3.Захарова, Костина Е.В. Проектная деятельность в детском саду: родители и дети.М., 2010. 63с.
4.Молодова Л.П. Игровые экологические занятия с детьми. – Минск: Асар, 2001.
5.Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. – М., 1995. 132с.
6.Познавательно-исследовательские занятия с детьми 5-7 лет на экологической тропе / авт.-сост. С.В. Машкова. – Волгоград: Учитель, 2012.
7.Пастухова И.О. Создание единого пространства развития ребенка. - М.,2007. 48 с.
8.Формирование позитивных взаимоотношений родителей и детей 5-7 лет: диагностика, тренинги, занятия / авт.-сост. Коробицына Е.В. - Волгоград: Учитель, 2009.
Рекомендуем посмотреть:
Проект для детского сада по формированию познавательных способностей «Блоки Дьенеша в гармоничном
Похожие статьи:
Особенности использования педагогом проектного метода в дошкольном образовательном учреждении