Особенности использования педагогом проектного метода в дошкольном образовательном учреждении

Автор: Шерстобитова Ирина Владимировна, воспитатель I категории МБДОУ №113 г. Архангельск

Аннотация: В статье показа роль проектного метода в воспитании и развитии современного дошкольника, определены особенности использования данного метода в работе воспитателя ДОУ, раскрыта сущность понятия проект.

Особенности использования педагогом проектного методa в дошкольном образовательном учреждении

В условиях модернизации отечественного образования, российские дошкольные образовательные учреждения (далее ДОУ) перестраивают свою работу в соответствии с новыми регламентирующими документами: Стратегия инновационного развития России на период до 2020 года; Приоритетный национальный проект «Образовaние»; Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», ФЗ «Об образовании», Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и другие. Становление новой системы образования держит ориентир на мировое пространство и требует существенных изменений в педагогической теории и практики ДOУ, а также педагогических технологиях. Следовательно, педагогический процесс в ДOУ должен быть организован через выбор наиболее эффективных средств обучения и воспитания, что, в свою очередь, требует широкого внедрения инновационных форм и способов в образовательную деятельность, которая осуществляется в стенах детского сада.

Сегoдня традиционное образование сменяется продуктивным обучением, основная цель которого является развитие твoрческих, коммуникативных и организаторских способностей, формирование у дошкольников интереса и потребности к активной созидательной деятельности. Именно поэтому одним из методов, спосoбствующих решению данного вопроса, является проектный метод.

Слово «проект» происходит от латинского слова projects, что означает брошенный вперед, выступающий, выдающийся вперед, а в переводе с греческого языка данное слово обозначает путь исследования. И так, проект – это замысел, идея, образ, воплощенные в форму описания, обоснования расчетов, раскрывающих сущность замысла и возможность его практической реализации [1].

Проектный метод в деятельности дошкольных учреждений подробно рассмотрен в научных трудах Т.А. Данилиной, Л.С. Киселевой, Т.С. Ладоги, где данный метод понимается как, вариант интегрированного метода обучения дошкольников, как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели [2].

Сегодня данный термин связывают с понятием «проблема», в связи с этим, под методом проекта понимают совокупность учебно – познавательных приемов, с помощью которых можно решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий обучающихся, в данном случае дошкольников, с обязательной презентацией этих результатов.

Таким образом, суть метода проекта заключается в стимулировании интереса детей к определенным проблемам, для решения которых необходимо владеть знаниями, а через проектную деятельность показать применение этих знаний на практике. Это позволяет рассматривать данный метод как инновацию в дошкольном образовании, деятельность между педагогом и дошкольниками будет носить характер сотрудничества, где участие могут принимать и другие субъекты образовательного процесса, например, родители. Следовательно, метод проектов делает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия детей и их родителей, а основной его целью является развитие свободной творческой личности, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей, где взрослые являются помощниками и направляют эту деятельность [].

Процесс использования проектного метода в ДОУ имеют свою специфику, например, взрослому необходимо наводить ребенка, помогать обнаруживать проблему, провоцировать ее возникновение, вызвать к ней интерес и привлекать детей к совместному проекту, при этом участие родителей здесь минимальное, опеки и помощи должно быть в меру. Воспитатель выступает как организатор детской продуктивной деятельности, он источник информации, консультант, эксперт. Он должен помнить главный принцип в работе с дошкольниками, это учет их возрастных особенностей, создавая разнообразные условия для стимулирования их интереса и формирования мотивации на деятельность детей. В результате такой работы и развивается самостоятельная, инициативная, активная личность ребенка.

Выше изложенное говорит о том, что метод проектов с дошкольниками сегодня – это инновационный и перспективный метод, который должен занять своё достойное место в системе дошкольного образования.

Список литературы:

1. Б. Райзберг, Л. Лозовский, Е. Стародубцева/ Современный экономический словарь.

2. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: пособие для руководителей и практических работников ДОУ/ Авторы - составители: Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Ладога, М.Б. Зуйкова – 3-е издание. М.: АРКТИ, 2005.

Рекомендуем посмотреть:

Проект в средней группе «Город для маленьких пешеходов»

Творческий проект в подготовительной группе по ПДД: «Знаки, предупреждающие пешеходов и водителей об опасности»

Познавательно – творческий проект в подготовительной группе «Скоро в школу»

Педагогический проект в средней группе «Правила дорожные знай и соблюдай!»

Педагогический проект во второй младшей группе детского сада

Ольга Саморокова # 17 февраля 2014 в 17:44 0
Не знаю что написать, нового ничего не узнала, ведь описана, т.е. переписана теория о данном методе. Хотелось бы узнать о практических подходах реализации проектного метода. С уважением, О.В.
Валентина Ивановна Мельникова # 17 июня 2014 в 15:17 0
Проектный метод в образовательной деятельности сейчас встречается очень часто, поэтому ваша статья актуальна и востребована. Возможно использование в качестве доклада на педсовете в ДОУ.
Людмила Борисовна Кокотова # 1 февраля 2015 в 23:00 0
Статью можно использовать для консультаций педагогам. Сейчас проектный метод широко используется в работе ДОУ, а теорию никогда не поздно повторить.
Наталья Александровна Полякова # 20 апреля 2015 в 11:27 0
Сейчас метод проектов очень актуален. Хотелось более подробно ознакомится с данным методом для дошкольников.
Елена Витальевна Иващенко # 23 октября 2015 в 04:35 0
Спасибо за освещение теоретических и специальных аспектов проектной деятельности педагога ДОО. Материал насыщенный и полезный. С удовольствием актуализировала свои знания по вопросу.
Татьяна Дмитриевна Вишневская # 23 декабря 2015 в 08:51 0
Проектный метод опять набирает свою популярность в условиях реализации ФГОС ДО, т.к. комплексно-тематическое планирование очень удобно составлять и реализовывать с помощью проектирования.
Нина Викторовна Трутнева # 22 марта 2016 в 18:59 0
Статью можно использовать в качестве доклада или консультации. Тема использования проектов сейчас очень востребована.
Элеонора Валерьевна Анфилова # 24 сентября 2016 в 18:20 0
данная статья больше теоретическая. можно добавить описание какого - либо проекта
Наталья Петровна Преорчук # 11 ноября 2016 в 10:08 0
Интересная информация для педагогов, можно использовать для консультации. Возьму себе в копилку! Спасибо
Татьяна Сергеевна Фролова # 2 января 2017 в 15:03 0
Проект - это цель, принятая и освоеная детьми, актуальная для них, - это конкретное практическое творческое дело, поэтапное движение к цели. Статья называется "Особенности использования педагогом проектного методa в дошкольном образовательном учреждении", прописана только теория, не хватило подкрепления практикой. Типа, рассмотрим на примере...
Ольга Николаевна Литовкина # 4 февраля 2017 в 21:55 0
Полезная статья для тех, кто только начинает заниматься проектной деятельностью. Хотелось бы побольше практического материала.