Автор: Чукмарёва Мария Николаевна, воспитатель, Пычасский детский сад №2 п. Пычас Удмуртская Республика
Описание работы: данный проект будет полезен в работе воспитателей подготовительных групп, а также родителей, с целью повышения родительской компетентности в вопросах предшкольной подготовки детей.
Проведение целенаправленной работы в детском саду по воспитанию положительного отношения к школе у детей подготовительной группы, способствует повышению социальной и познавательной активности, целенаправленному формированию у них интегративных качеств, необходимых для успешного включения детей в школьную жизнь.
Представленный материал предполагает использование разнообразных форм и методов работы: создание предметно – развивающей среды, педагогическое просвещение родителей, взаимодействие с учителями и учениками начальных классов.
Тема проекта: «Скоро в школу»
Сроки реализации: краткосрочный (2 неделя апреля)
Вид проекта: познавательно – творческий
Возраст детей: подготовительная группа
Участники проекта: педагоги ДОУ, дети подготовительной группы, родители, учителя и ученики начальных классов.
Цель: формировать представления о школе и положительное отношение к школьной жизни у старших дошкольников.
Задачи:
- формирование мотивации учения и интереса к самому процессу обучения;
- способствовать развитию взаимопонимания, дружелюбия;
- снятие чувства тревоги и сомнения у дошкольников перед встречей со школой;
- повышение родительской компетентности в вопросах предшкольной подготовки.
Актуальность проекта:
Подготовка к школе – сложный период в жизни дошкольника. Поступление в школу и начальный период обучения вызывают перестройку образа жизни и деятельности ребенка. Маленький человек находится в состоянии ожидания: предстоит что-то очень значительное и притягательное, но пока еще неопределенное. Весь уклад жизни ребенка меняется радикально (режим, смена общения со взрослыми и сверстниками, увеличение объема интеллектуальной нагрузки).
Отношение ребенка к школе формируется до того, как он в нее пойдет. И здесь важную роль играет информация о школе и способ ее подачи со стороны родителей и воспитателей детского сада. Многие родители стараются создать эмоционально привлекательный образ школы: «Ты у нас отличником будешь», «У тебя появятся новые друзья», «Учителя любят таких умненьких, как ты». Взрослые полагают, что тем самым они прививают ребенку заинтересованное отношение к школе. В действительности же ребенок, настроенный на радостную увлекательную деятельность, испытав даже незначительные, негативные эмоции (обиду, ревность, зависть, досаду) может надолго потерять интерес к учебе. Причин для подобных эмоций школа предоставляет предостаточно: неудачи на фоне кажущейся всеобщей успешности, трудности в поиске друзей среди одноклассников, расхождение оценки учителя и привычной родительской похвалы и др.
Ряд авторов подчеркивает необходимость воспитания положительного отношения к школе, как условие успешного обучения в дальнейшем (Я. А. Коменский, Дж. Локк, Ж. Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, Н. А. Добролюбов, К. Д. Ушинский, А. С. Симонович, Е. И. Водовозова, А. С. Макаренко). Да и практика сегодня нацелена в основном на интеллектуальную подготовку детей к школе и мало внимания уделяет формированию «внутренней позиции школьника».
Следовательно, теоретический анализ литературы и данные практики убедили нас в проведении целенаправленной работы по воспитанию положительного отношения к школе у детей подготовительной группы с помощью разнообразных форм и методов работы, через создание предметно – развивающей среды, через педагогическое просвещение родителей, взаимодействие с учителями начальных классов.
Таким образом, вся эта может быть отражена именно в краткосрочном проекте « Скоро в школу». Проекты школьной направленности способствуют повышению социальной и познавательной активности детей, целенаправленному формированию у них интегративных качеств, необходимых для успешного включения детей в школьную жизнь.
План реализации проекта:
Подготовительный этап:
- подготовить в группе необходимый материал для познавательной и продуктивной деятельности (разработка конспектов непосредственно образовательной деятельности, бесед и т.д.);
- подготовить домашнее задание для родителей, собрать необходимую информацию и оформить её;
- помощь со стороны родителей в подборе литературы и настольно – печатных игр на школьную тематику;
- сотрудничество со школьной библиотекой и учителями начальных классов.
Основной этап. Реализация проекта: (таблица)
Заключительный этап.
- Презентация проекта - оформление папки;
- Создание альбома с детьми «Загадки из портфеля».
- Презентация творческих рисунков детей «Что тебе понравилось в школе».
- совместное мероприятие подготовительной группы и 1 класса КВН
«Волшебное солнышко»
Ожидаемый результат:
- формирование у детей мотивационной готовности к школе;
- повышение родительской компетентности в вопросах предшкольной подготовки;
-благоприятное течение адаптационного школьного периода.
Таблица. Реализация проекта.
Дни недели
|
Совместная деятельность взрослого и детей
|
Самостоятельная деятельность детей
|
Взаимодействие с родителями и учителями начальных классов
|
Образовательная деятельность в процессе организации различных видов детской деятельности
|
Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов
|
Понедельник
|
Выставка иллюстративных книг школьной тематики и чтение произведения
« Филиппок» Л.Н.Толстого
|
Беседа «Будьте добры»
(вежливые слова в жизни будущего школьника)
Цель: приучать детей к самоконтролю своего поведения.
|
Рассматривание иллюстративных книг.
Просмотр мультфильма «Козленок, который умел считать до 10»
Цель: формировать представления детей о важности умения считать.
|
Помощь родителей в подборе мультфильмов и настольных игр о школе.
|
Вторник
|
Беседа с детьми
« Чем школа отличается от детского сада. Что мы знаем о школе»
Цель: создание положительных установок на школу.
|
«Будь готов!»
( акцент на организацию режимных моментов, сборы на прогулку, подготовка к игре, совместная деятельность и т.д.)
|
Просмотр мультфильма «Остров ошибок»
Цель: формировать у детей желание и понимание в необходимости учиться в школе.
|
Совместное с детьми чтение книг о школе дома.
|
Среда
|
Игра – соревнование
«Скоро в школу»
( игры, эстафеты и т.д.)
|
Загадывание загадок, чтение пословиц о школе.
Цель: учить детей отражать в свои впечатления в речи и рисовании. Издание книжки «Загадки из портфеля»
|
Сюжетно – ролевая игра
«Детский сад»
Цель: расширить и закрепить представления детей о содержании трудовых действий сотрудников детского сада.
|
Оформление папки – передвижки для родителей
«Какие стороны готовности к школе особенно важны»
|
Четверг
|
Интегративное занятие
(музыкально – художественная деятельность и рисование)
«Школьный день».
Оформление выставки детских рисунков « Что тебе понравилось в школе» (на основе личных знаний – экскурсия)
Цель: отразить свои впечатления в рисунке, способность выработке желания учиться в школе.
|
Рассматривание школьных принадлежностей.
Цель: познакомить детей со школьной атрибутикой, её назначением.
Игра «Собери портфель»
Цель: закрепить знания детей о назначении школьных предметов.
Игра «Что лишнее? » (школьные принадлежности и другие предметы)
Цель: активизация словаря, классификация предметов, развитие речи.
|
Сюжетно – ролевая игра
«Школа»
Цель: воспитывать желание принять позицию школьника – ученика, уметь подчинять свои желания коллективным.
Просмотр мультфильма
«Наш друг Пишичитай»
Цель: формировать у детей желание и понимание в необходимости учиться в школе.
|
Подготовка консультации для родителей
«Подготовка детей к школе»
«Советы для родителей, дети которых готовятся к школе
|
Пятница
|
Рассматривание картины
«Школа»
Цель: расширять представления детей о школе.
|
«Мы будущие школьники»
Цель: формировать установки на ответственное выполнение правил поведения школьников, освоенных в течение недели.
|
Дидактические и настольно – печатные игры школьной тематики:
- «Слоговые домики»
- «Числовые домики»
- «Логический поезд»
- «Лёгкий счет» и т.д.
|
Встреча с учениками – выпускниками детского сада. (Рассматривание портфеля, книг, тетрадей, пенала и т.д.)
Совместное мероприятие для детей старшего дошкольного возраста и учеников 1 класса. КВН «Волшебное солнышко»
Цель: совершенствовать умение играть в командные игры.
|
Использованная литература:
1. Бурухина А.Ф «Мультфильмы в воспитательно-образовательной работе с детьми» - журнал « Воспитатель ДОУ» 2012
2. Качигина Л.Б. «Создание условий для подготовки старших дошкольников к учебной деятельности» - журнал «Воспитатель ДОУ» №4/2013
Рекомендуем посмотреть:
Проект в средней группе «Город для маленьких пешеходов»
Творческий проект в подготовительной группе по ПДД: «Знаки, предупреждающие пешеходов и водителей об опасности»
Особенности использования педагогом проектного метода в дошкольном образовательном учреждении
Педагогический проект во второй младшей группе детского сада
Педагогический проект в средней группе «Правила дорожные знай и соблюдай!»