Дидактическая игра как средство формирования правильной разговорной речи у детей старшего дошкольного возраста.
"Игра - это фантастический мир, освобожденный от деспотизма
и подавления взрослых, мир открытия вытесненных желаний,
мир реализациинереализуемого."
А.С.Спиваковская
Внедрение в практику игровых методик напрямую связано с рядом общих социокультурных процессов, направленных на поиск новых форм социальной организованности и культуры взаимоотношений между воспитателем и воспитанниками. В системе обучения игре отводится особое место. Это определяется тем, что игра очень созвучна природе ребенка, который от рождения и до наступления зрелости уделяет ей огромное внимание.
Игра – одно из самых ярких и светлых воспоминаний детства. Игру принято называть спутником детства. Игра - ведущая деятельность детей дошкольного возраста. Она влияет на все стороны жизни детей. Она влияет на развитие внимания, памяти, мышления, воображения, всех познавательных процессов; требует от ребенка включенности в правила; игровая ситуация постоянно влияет на умственную деятельность, подготавливает к мышлению в плане представлений, развивает воображение. Игровую деятельность исследовали такие известные педагоги, как С. Л. Выготский, Д.Б. Эльконин, А.П. Усова и др.
Существует трехступенчатая мотивация игры: «хочу!» - «надо!» - «могу!» Именно это является основным механизмом ее влияния на личность, секретом самовоспитания. Отсюда легко вывести направления педагогического руководства
игровой деятельностью:
- вовлекать детей в игру, использовать особые приемы, побуждающие желание играть («хочу играть!»);
-помогать действовать по правилам и решать игровые задачи («так надо»);
- развивать творческий потенциал ребенка в процессе игры, способствовать появлению адекватной самооценки и чувства «могу!»
Особая роль в обучении и воспитании детей отводится дидактическим играм. Именно они помогают достичь желаемого результата в обучении детей, выступая своеобразной формой учебной деятельности.
В ходе игры дети незаметно для себя выполняют различные действия, игра ставит их в условия поиска, побуждает интерес к победе, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Очень многие дидактические игры заключают в себе вопрос, задания, призыв к действию, например: «Кто быстрее?», «Не зевать!», «отвечай сразу», «кто вернее?».
Значительная часть игр дает возможность сделать то или иное обобщение, осознать правила, которые только что изучили, закрепить, повторить полученные знания в системе, в новых связях, что способствует более глубокому усвоению пройденного.
Использование в учебном процессе дидактических игр и разных заданий, создание игровой ситуации приводит к тому, что дети незаметно для себя и без особого напряжения приобретают определенные знания, умения, навыки. Занимательная игровая ситуация помогает ребенку комфортно и эффективно развивать речь и преодолевать трудности. А разнообразие игровых дидактических приемов постоянно поддерживает интерес детей в процессе обучения. Игры и игровые упражнения на развитие речи вводятся с постепенным усложнением игровых и учебных заданий.
Успех формирования правильной разговорной речи у детей старшего дошкольного возраста зависит от тесной взаимосвязи логопеда, воспитателей и родителей.
Цель такого взаимодействия:
- объединить усилия взрослых для успешного речевого развития каждого воспитанника группы;
- сформировать у родителей желание помогать своему ребенку, общаться с ним;
- уметь правильно реагировать на проблемы и достижения своего ребенка (помогать преодолевать трудности и радоваться его успехам).
Рекомендуем посмотреть:
Дидактическая игра со звучащими предметами для старших дошкольников
Дидактическая игра по обучению грамоте старших дошкольников
Дидактическая игра по обучению грамоте старших дошкольников
Словесно-дидактические игры по теме "Космос" для старших дошкольников
Похожие статьи:
Сюжетно – дидактическая игра для старших дошкольников «Мы едем в поезде»